От 11-12 до 15-16 лет (6-9 класс).
ССР:
- подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений;
- в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.);
- происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя;
Ведущая деятельность:
Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п.
Новообразования:
- перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (иначе интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др.
- чувство взрослости;
на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения;
- нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка;
|
- самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы.
Клиническая психология – это область психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезни, влияния болезни на личность, психологические аспекты целебных воздействий.
Объект клин.пс – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанные с его физическими, соц и дух состоянием.
Предмет – психический процесс и состояние, индивидуальные и межличностные особенности, соц-психологич феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.
Клиническая псих разделяется на: нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, психологию аномального развития
Предмет нейропсихологии – мозговые механизмы впф на материале локальных поражений мозга. Используется набор специальных проб, разработанных А.Р.Лурия, основоположником отечественной нейропсихологии.
Предмет патопсихологии – изучение распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Объект – человек с психическим заболеванием. Используются психологический метод, основной – эксперимент.
Предмет психосоматика – закономерности социогенеза и аномалий телесности или взаимоотношения между телесной и психической сферами. Объект – люди больные язвой желудка, астмой, гипертонией и т.д.
|
Используют как широко известные методики и тесты, так и специфические методики (торонтская алекситимическая шкала).
Предмет психологии аномального развития - отклонение психического развития от возрастных нормативов.
Практические задачи клинической психологии.
Общейц задачей клинической психологии явл разработка психологических методов патогенетической и дифференциальной диагностики различных болезней.
Конкретные задачи:
1 дифференциальная диагностика заболевания, анализ структуры и установление степени психич.нарушений
2 диагностика психич.развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения
3 характеристика личности и системы её отношения
4 оценка динамики псих.нарушений и учёт эффективности терапии
5 решение экспертных задач (судеб.экспертиза, определение групп инвалидности)
6 консультативная и реабилитационная работа с больными
Дополнительные задачи
Ведётся работа с ближайшим окружением больного, психопрофилактика, психогигиена (круг мероприятий, способствующих укреплению здоровья).