Люди, создающие новую организацию, как правило стремятся достичь определенной цели. Эта цель, сформулированная как миссия организации, должна быть детально проработана, обсуждена, согласована и принята всеми структурами, составляющими основу организации.
Процесс формулирования миссии, возможно, потребует нескольких встреч инициативной группы (если организация только что создана) или совета директоров (если организация существует уже давно). Совет директоров также может назначить рабочий комитет для выполнения большей части работы, оставив за собой принятие окончательного решения.
Для того, чтобы подготовить качественную формулировку миссии, члены организации должны задать себе следующие вопросы:
Для чего мы создаем организацию?
Чего мы надеемся достичь, создавая организацию?
На удовлетворении каких общественных/личностных потребностей будет делать упор наша организация?
Каково число людей, имеющих данную потребность? Насколько она значима?
Если бы не было нашей организации, как удовлетворялась бы эта потребность?
Что изменится в лучшую сторону в нашем городе/регионе/стране/мире в результате деятельности нашей организации?
Как долго сможет данная формулировка миссии оставаться руководящей и направляющей силой для нашей организации?
На эти вопросы не всегда легко ответить, поскольку людям свойственно считать, что проблемы, которые они пытаются решить, и их потребности очевидны для всех и не нуждаются в каком-либо дополнительном разъяснении. Чтобы адекватно определить общественную потребность, члены организации должны опираться на объективную информацию, а не полагаться на свои субъективные впечатления. Как проводить опрос с целью выявления потребностей подробно изложено в шестой главе.
|
В процессе выявления потребностей и оценки ситуации вы можете обнаружить, что другая организация уже удовлетворяет ту или иную существующую потребность и делает это на хорошем уровне. Также могут выя- виться насущные общественные потребности, о существовании которых вы ранее не подозревали. Возможно, ресурсы и потенциал вашей организации будут использоваться наиболее эффективно, если вы сфокусируете свою деятельность на удовлетворении именно этих, неожиданно выявленных потребностей.
В качестве примера результативной деятельности организации, адекватно определившей насущную общественную потребность, можно привести историю организации Интерфейт Организэйшн (Interfaith Organization) из города Маунтин Вью, штат Калифорния.
Интерфейт Организэйшн 6ыла создана около десяти лет назад для разрешения проблемы бездомных и обеспечения малоимущих недорогим жильем. Чтобы разобраться в проблеме и наметить возможные пути ее решения, организация в течение длительного срока занималась тщательным изучением целого комплекса вопросов, связанных с жильем. Со временем все члены организации стали квалифицированными экспертами, хорошо разбирающимися в проблеме. Организация приобрела значительный авторитет и влияние, что позволило ей заставить местных политиков обратить внимание на проблему жилья для бездомных. Как сказала Рут Палата, одна из лидеров организации: «Никому до нас не доводилось делать что-либо подобное. Нам предстояло выполнить огромный объем просветительской работы по проблеме бездомных и жилья для малоимущих».
|
Организация создала свой собственный приют, где могли находиться бездомные, пока им помогали подыскать работу и постоянное жилье; обратила внимание общественности на проблему бездомных; эффективно лоббировала принятие решений городскими советами Маунтин Вью и соседнего города Лос Альтос в пользу строительства в этих двух городах недорогого жилья для малоимущих граждан.
3 феврале 1996 года лидеры Интерфейт Организэйшн объявили о том, что организация прекращает своё существование в качестве формальной структуры. Хотя проблема бездомных не была решена полностью, по мнению членов Интерфейт Организэйшн, организация реализовала свое предназначение и необходимость в ее существовании отпала.
Хорошо сформулированная миссия отвечает следующим критериям:
Направлена на удовлетворение важных потребностей
Миссия четко декларирует, что организация отвечает на насущные общественные потребности (причем это утверждение не является голословным, а подкреплено соответствующей информацией и статистическими данными). Кроме того, миссия указывает на цель, которую организация стремится достичь в конечном итоге.
Реалистична
То есть может быть реализована силами данной организации с учетом ее профессионального уровня и имеющихся ресурсов), но вместе с тем, стимулирует развитие организации.
Содержит мотивацию
Миссия является мощным мотивирующим стимулом для членов и сотрудников организации, отражает общие ценности и напоминает о важности той задачи, которая стоит перед организацией.