Б. ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ




Процесс изучения потребностей включает выявление общественных потребностей, удовлетворением которых могла бы заняться ваша организация, и последующую оценку их значимости, масштаба и соответствия вашей миссии и возможностям.

Для определения потребностей, удовлетворением которых может заняться ваша организация, необходимо провести исследование. Вероятно, вы уже проводили некоторые исследования на этапе формирования вашей организации, чтобы доказать себе и окружающим, что существование организации будет оправданным и полезным. Начав процесс планирования, вам придется еще раз вернуться к результатам оценки потребностей.

Представим себе, что ваша организация хочет повысить интерес детей к музыке. Один из членов совета директоров предлагает организовать уроки музыки для детей 7-12 лет Будет ли это наилучшим решением вопроса? Почему, собственно, дети не очень интересуются музыкой? Или это только кажется? Вы можете расспросить родителей, с какими проблемами они сталкиваются, давая детям музыкальное образование (высокая стоимость обучения? удаленность музыкальной школы? низкое качество преподавания?); выяснить, есть ли дети (и как их много), желающие получить музыкальное образование, но не имеющие такой возможности; почему у детей отсутствует эта возможность; сколько детей в данной возрастной группе уже получают музыкальное образование и т.д. В результате вашего опроса может выясниться, что нужно больше подготовленных преподавателей музыки. Возможно, вам станет ясно, что родители могли бы сами заняться музыкальным образованием своих детей, если бы знали некоторые при­ёмы и навыки. Или вы вьмвите потребность в обучении детей игре на му­зыкальных инструментах и организации специальных детских концертов.

Расстановка приоритетов в выявленных проблемах/потребностях с точки зрения их важности, масштаба и соответствия миссии организации и её возможностям. Собранная информация должна помочь вам оценить возможные общественные потребности. Несмотря на то, что у вас всего лишь одна миссия, вы можете выявить несколько потребностей и занять­ся их удовлетворением. Составьте список выявленных проблем/потреб­ностей и попробуйте оценить (например, с помощью словесных характе­ристик «небольшая/ое», «большая/ое», «средняя/ее») каждую в отношении ее важности, масштаба, соответствия вашей миссии и возможностям.

В таблице 2 приведен гипотетический рейтинг проблем/потребностей.

 

Таблица 2

Миссия: повышать интерес детей к музыке
Проблемы/потребности Важность Масштабность Соответст­вие миссии организации Соответствие возможностям организации
1.Отсутствие у некоторых детей возможности посещать уроки музыки средняя небольшая среднее большое
2. Недостаточное число подго­товленных преподавателей небольшая средняя небольшое небольшое
3. Нехватка денег у потенци­альных преподавателей для организации уроков музыки небольшая небольшая небольшое среднее
4. Отсутствие у детей доступа к музыкальным инструментам большая большая среднее большое
5.Отсутствие у родителей специ­альных навыков для самостоя­тельного обучения детей музыке нет данных нет данных среднее небольшое
б. Отсутствие у детей возмож­ности посещать концерты большая большая большое большое
7. Отсутствие в семьях музы­кальных записей, которые бы нравились детям средняя средняя среднее средняя

 

После того, как вы самостоятельно оцените различные проблемы/по­требности, убедитесь в правильности своих предположений, проконсуль­тировавшись со знающими и опытными людьми относительно простав­ленных рейтинговых оценок. Очень важно точно определить рейтинг по­требностей, поскольку по нему вы будете оценивать степень приоритет­ности идей ваших будущих программ.

Планирование каждой программы требует времени, сил и денег, поэто­му вам следует выбрать из всех предложенных идей наилучшие, то есть те, которые отвечают удовлетворению самых насущных потребностей и наи­более соответствуют миссии и возможностям вашей организации.

 

Таблица 3

Миссия: повышать интерес детей к музыке
Проблемы/потребности Потенциальные программы
Отсутствие у некоторых детей возможности посещать уроки музыки Организация уроков музыки для детей
Недостаточное число подготовленных преподавателей Увеличение числа преподавателей музыки путём организации курсов подготовки
Нехватка денег у потенциальных препода­вателей для организации уроков музыки Сбор средств для дополнительной оплаты труда преподавателей
Отсутствие у детей доступа к музыкальным инструментам Сбор бывших в употреблении инструментов и обеспечение доступа к ним детей
Отсутствие у родителей специальных навыков для самостоятельного обучения детей музыке Обучение родителей навыкам и приёмам преподавания музыки
Отсутствие у детей возможности посещать концерты Организация концертов для повышения интереса детей к музыке
Отсутствие в семьях музыкальных записей, которые бы нравились детям Производство и продажа музыкальных записей, которые нравятся детям

 

Как же расставить приоритеты среди потенциальных программ? Давай­те вновь обратимся к наиболее насущным потребностям, выявленным в ходе исследования, и составим таблицу 4, идентичную приведенной в начале гла­вы, с той только разницей, что словесные характеристики (небольшая, сред­няя, большая) заменены цифровыми (1,2, 3).

 

Таблица 4

Миссия: повышать интерес детей к музыке
Проблемы/потребности Важность Масштабность Соответст­вие миссии организа­ции Соответст­вие воз­можностям организации Сумма­рное значе­ние
1. Отсутствие у детей воз­можности посещать уроки музыки средняя небольшая среднее большое  
2. Недостаточное число подготовленных препода­вателей небольшая Средняя небольшое 1 небольшое  
3. Нехватка денег у потен­циальных преподавателей для организации уроков музыки небольшая небольшая 1 небольшое 1 среднее  
4.0тсутствие у детей доступа к музыкальным инструментам большая большая среднее большое  
5.Отсутствие у родителей специальных навыков для самостоятельного обучения детей музыке нет данных нет данных среднее небольшое 3+
6. Отсутствие у детей возможности посещать концерты большая большая большое большое  
7. Отсутствие в семьях му­зыкальных записей, кото­рые бы нравились детям средняя средняя среднее средняя  

 

Для каждой потребности просуммируем цифровые характеристики по всем категориям (важности, масштабности, соответствия миссии и возможностям организации) и запишем результат в дополнительной (крайней правой) колонке. При планировании программ организация должна в первую очередь обратить внимание на потребности с наибольшими суммарными значениями.

В данном способе оценки приоритетности той или иной потребности предполагается, что все четыре критерия (важность потребности, ее масштабность, соответствие миссии и соответствие возможностям организации) равнозначны, и мы делаем заключение на основе простой арифметической суммы их цифровых характеристик. Однако можно расставлять приоритеты, используя другие методы оценки, в которых эти критерии не являются равнозначными и равно важными. Например, - делать упор на важность и масштаб потребности. Тогда, даже если ваша организация в данный момент не обладает достаточными возможностями для ее удовлетворения, вы может принять решение изыскать дополнительные ресурсы и возможности. И все же в большинстве случаев организации уделяют особое внимание тем потребностям, которые в наибольшей степени соответствуют их миссии и возможностям. Если для вас эти критерии являются наиболее важными, то можно действовать следующим способом. Составьте список потребностей, расположив их в порядке убывания степени соответствия миссии организации. Те потребности, которые хотя бы в некоторой степени не соответствуют вашей миссии, не включайте в список. Затем оцените, насколько вошедшие в список потребности соответствуют вашим возможностям. Очевидно, в фокусе вашего внимания должны оказаться наиболее соответствующие - остальные вам следует отбросить. Наконец, расположите потребности в порядке убывания их важности и масштабности. Наименее важные и масштабные отбросьте. В результате вы получите окончательный список, в котором потребности расположены в порядке убывания их приоритетности. Этот список станет для вас руководством при оценке текущих и будущих программ. Если ваша организация подает заявку на грант, обязательно включите в нее оценку потребностей. Тем самым вы продемонстрируете то, что ваши решения основываются на тщательном анализе, а ваши программы направлены на удовлетворение наиболее насущных потребностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: