Процесс изучения потребностей включает выявление общественных потребностей, удовлетворением которых могла бы заняться ваша организация, и последующую оценку их значимости, масштаба и соответствия вашей миссии и возможностям.
Для определения потребностей, удовлетворением которых может заняться ваша организация, необходимо провести исследование. Вероятно, вы уже проводили некоторые исследования на этапе формирования вашей организации, чтобы доказать себе и окружающим, что существование организации будет оправданным и полезным. Начав процесс планирования, вам придется еще раз вернуться к результатам оценки потребностей.
Представим себе, что ваша организация хочет повысить интерес детей к музыке. Один из членов совета директоров предлагает организовать уроки музыки для детей 7-12 лет Будет ли это наилучшим решением вопроса? Почему, собственно, дети не очень интересуются музыкой? Или это только кажется? Вы можете расспросить родителей, с какими проблемами они сталкиваются, давая детям музыкальное образование (высокая стоимость обучения? удаленность музыкальной школы? низкое качество преподавания?); выяснить, есть ли дети (и как их много), желающие получить музыкальное образование, но не имеющие такой возможности; почему у детей отсутствует эта возможность; сколько детей в данной возрастной группе уже получают музыкальное образование и т.д. В результате вашего опроса может выясниться, что нужно больше подготовленных преподавателей музыки. Возможно, вам станет ясно, что родители могли бы сами заняться музыкальным образованием своих детей, если бы знали некоторые приёмы и навыки. Или вы вьмвите потребность в обучении детей игре на музыкальных инструментах и организации специальных детских концертов.
|
Расстановка приоритетов в выявленных проблемах/потребностях с точки зрения их важности, масштаба и соответствия миссии организации и её возможностям. Собранная информация должна помочь вам оценить возможные общественные потребности. Несмотря на то, что у вас всего лишь одна миссия, вы можете выявить несколько потребностей и заняться их удовлетворением. Составьте список выявленных проблем/потребностей и попробуйте оценить (например, с помощью словесных характеристик «небольшая/ое», «большая/ое», «средняя/ее») каждую в отношении ее важности, масштаба, соответствия вашей миссии и возможностям.
В таблице 2 приведен гипотетический рейтинг проблем/потребностей.
Таблица 2
Миссия: повышать интерес детей к музыке | ||||
Проблемы/потребности | Важность | Масштабность | Соответствие миссии организации | Соответствие возможностям организации |
1.Отсутствие у некоторых детей возможности посещать уроки музыки | средняя | небольшая | среднее | большое |
2. Недостаточное число подготовленных преподавателей | небольшая | средняя | небольшое | небольшое |
3. Нехватка денег у потенциальных преподавателей для организации уроков музыки | небольшая | небольшая | небольшое | среднее |
4. Отсутствие у детей доступа к музыкальным инструментам | большая | большая | среднее | большое |
5.Отсутствие у родителей специальных навыков для самостоятельного обучения детей музыке | нет данных | нет данных | среднее | небольшое |
б. Отсутствие у детей возможности посещать концерты | большая | большая | большое | большое |
7. Отсутствие в семьях музыкальных записей, которые бы нравились детям | средняя | средняя | среднее | средняя |
|
После того, как вы самостоятельно оцените различные проблемы/потребности, убедитесь в правильности своих предположений, проконсультировавшись со знающими и опытными людьми относительно проставленных рейтинговых оценок. Очень важно точно определить рейтинг потребностей, поскольку по нему вы будете оценивать степень приоритетности идей ваших будущих программ.
Планирование каждой программы требует времени, сил и денег, поэтому вам следует выбрать из всех предложенных идей наилучшие, то есть те, которые отвечают удовлетворению самых насущных потребностей и наиболее соответствуют миссии и возможностям вашей организации.
Таблица 3
Миссия: повышать интерес детей к музыке | |
Проблемы/потребности | Потенциальные программы |
Отсутствие у некоторых детей возможности посещать уроки музыки | Организация уроков музыки для детей |
Недостаточное число подготовленных преподавателей | Увеличение числа преподавателей музыки путём организации курсов подготовки |
Нехватка денег у потенциальных преподавателей для организации уроков музыки | Сбор средств для дополнительной оплаты труда преподавателей |
Отсутствие у детей доступа к музыкальным инструментам | Сбор бывших в употреблении инструментов и обеспечение доступа к ним детей |
Отсутствие у родителей специальных навыков для самостоятельного обучения детей музыке | Обучение родителей навыкам и приёмам преподавания музыки |
Отсутствие у детей возможности посещать концерты | Организация концертов для повышения интереса детей к музыке |
Отсутствие в семьях музыкальных записей, которые бы нравились детям | Производство и продажа музыкальных записей, которые нравятся детям |
|
Как же расставить приоритеты среди потенциальных программ? Давайте вновь обратимся к наиболее насущным потребностям, выявленным в ходе исследования, и составим таблицу 4, идентичную приведенной в начале главы, с той только разницей, что словесные характеристики (небольшая, средняя, большая) заменены цифровыми (1,2, 3).
Таблица 4
Миссия: повышать интерес детей к музыке | |||||
Проблемы/потребности | Важность | Масштабность | Соответствие миссии организации | Соответствие возможностям организации | Суммарное значение |
1. Отсутствие у детей возможности посещать уроки музыки | средняя | небольшая | среднее | большое | |
2. Недостаточное число подготовленных преподавателей | небольшая | Средняя | небольшое 1 | небольшое | |
3. Нехватка денег у потенциальных преподавателей для организации уроков музыки | небольшая | небольшая 1 | небольшое 1 | среднее | |
4.0тсутствие у детей доступа к музыкальным инструментам | большая | большая | среднее | большое | |
5.Отсутствие у родителей специальных навыков для самостоятельного обучения детей музыке | нет данных | нет данных | среднее | небольшое | 3+ |
6. Отсутствие у детей возможности посещать концерты | большая | большая | большое | большое | |
7. Отсутствие в семьях музыкальных записей, которые бы нравились детям | средняя | средняя | среднее | средняя |
Для каждой потребности просуммируем цифровые характеристики по всем категориям (важности, масштабности, соответствия миссии и возможностям организации) и запишем результат в дополнительной (крайней правой) колонке. При планировании программ организация должна в первую очередь обратить внимание на потребности с наибольшими суммарными значениями.
В данном способе оценки приоритетности той или иной потребности предполагается, что все четыре критерия (важность потребности, ее масштабность, соответствие миссии и соответствие возможностям организации) равнозначны, и мы делаем заключение на основе простой арифметической суммы их цифровых характеристик. Однако можно расставлять приоритеты, используя другие методы оценки, в которых эти критерии не являются равнозначными и равно важными. Например, - делать упор на важность и масштаб потребности. Тогда, даже если ваша организация в данный момент не обладает достаточными возможностями для ее удовлетворения, вы может принять решение изыскать дополнительные ресурсы и возможности. И все же в большинстве случаев организации уделяют особое внимание тем потребностям, которые в наибольшей степени соответствуют их миссии и возможностям. Если для вас эти критерии являются наиболее важными, то можно действовать следующим способом. Составьте список потребностей, расположив их в порядке убывания степени соответствия миссии организации. Те потребности, которые хотя бы в некоторой степени не соответствуют вашей миссии, не включайте в список. Затем оцените, насколько вошедшие в список потребности соответствуют вашим возможностям. Очевидно, в фокусе вашего внимания должны оказаться наиболее соответствующие - остальные вам следует отбросить. Наконец, расположите потребности в порядке убывания их важности и масштабности. Наименее важные и масштабные отбросьте. В результате вы получите окончательный список, в котором потребности расположены в порядке убывания их приоритетности. Этот список станет для вас руководством при оценке текущих и будущих программ. Если ваша организация подает заявку на грант, обязательно включите в нее оценку потребностей. Тем самым вы продемонстрируете то, что ваши решения основываются на тщательном анализе, а ваши программы направлены на удовлетворение наиболее насущных потребностей.