Исследования, посвященные проблеме групповой эффективности, носят концептуально-экспериментальный или прикладной характер. Некоторые из них ориентированы на разработку модели групповой эффективности, другие – на выделение критериев эффективности, третьи – на изучение конкретных факторов (переменных, условий) эффективности.
Много работ направлено на изучение факторов групповой эффективности. В одних внимание фокусируется на ресурсах группы, а в других – на ее формально-количественных и социально-психологических характеристиках. Например, по мнению И. Стейнера, потенциальная продуктивность группы зависит от двух факторов: ресурсов группы и требования задачи (Steiner, 1972). Ресурсычленов группы включают в себя все релевантные, т. е. соответствующие решаемой задаче, знания, способности, навыки или орудия труда, которыми владеют выполняющие ее индивиды. Какой именно ресурс является релевантным, зависит от типа задачи (например, физическая сила – это ресурс для перетягивания каната, а креативность членов группы – для решения творческой проблемы). В других литературных источниках также приводятся перечни ресурсов, необходимых для успешного решения стоящих перед группой задач: материалы, фонды, обслуживание, персонал, знания, время, усилия, персонал. Часто в исследованиях используется список из шести классов ресурсов, которыми осуществляется обмен: поддержка (дружба, любовь), услуги, товары, деньги, информация и статус. В то же время, некоторые ресурсы группа получает извне, что ставит ее в зависимость от внешней среды. Отсюда следует, что ресурсы группы могут относиться не только к внутренним, но и к внешним условиям жизнедеятельности группы, поэтому важность внешнего контекста для групповой эффективности может быть прямо пропорциональна степени зависимости группы от внешних акторов и ресурсов, которыми она обладает.
|
В качестве формально-количественных переменных групповой эффективности чаще изучают композицию, численность и коммуникативную сеть группы. Например, композиция группы рассматривается по следующим четырем категориям характеристик ее членов: социально-демографические, личностные, деятельностные и лидерские. Композиция группы оказывает влияние на внутригрупповую кооперацию, сплоченность и совместимость, доверие и обязательства перед группой, которые, в свою очередь, обуславливают групповую эффективность. Исследования показывают, что влияние гомогенности-гетерогенности группы на ее эффективность опосредовано типом задачи (когнитивные, исполнительные и производительные) и степенью ее сложности (высокая, средняя, низкая). Стоит отметить, что внимание тем или иным характеристикам задачи как важной переменной, оказывающей прямое или опосредованное влияние на эффективность, уделяется во многих работах.
Однако результаты различных исследований иногда оказываются противоречивыми, что, вероятно, обусловлено разным типом исследуемых групп, спецификой и условиями их деятельности и т. д. Например, проанализировав ответы представителей 128 организаций в США, Д. Дивайн с коллегами пришел к выводу, что самую сильную связь с высоким уровнем эффективности имеет малый размер команды и низкий уровень конфликтности, а самую слабую – композиция команды (Devine et al., 1999).
|
В советский период в нашей стране позиция зарубежных авторов по поводу количественно-структурных переменных группы как ключевых факторах ее эффективности подвергалась критике. В отечественной стратометрической теории в качестве основных переменных групповой эффективности предлагалось рассматривать социально-психологические характеристики группы, имеющие отношение к уровню ее развития. Речь идет о феноменах межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью (например, ценностно-ориентационное единство). Группа, обладающая такими характеристиками, будет иметь высокий уровень психологического развития и, следовательно, демонстрировать большую результативность деятельности.
Среди социально-психологических характеристик и феноменов общения, влияющих на групповую эффективность, за рубежом изучают сплоченность, норму продуктивности, социальную леность, групповую действенность, групповое доверие, конфликт, лидерство. Например, при исследовании видов сплоченности было выявлено, что инструментальная сплоченность связана с результативностью групповой деятельности более тесно, чем социальная. Кроме того, влияние сплоченности на результативность группы опосредовано нормой продуктивности.
В отечественной психологии первые исследования эффективности группы проводились в 1920-30-х гг. в рамках психотехники. В дальнейшем изучались, прежде всего, детерминанты групповой эффективности, такие как численность, композиция, ролевой состав и структура коммуникации группы, совместимость членов группы, психологический климат, межличностные отношения и межличностное восприятие в группе, групповое сознание, готовность группы к риску, а также персональные характеристики членов: стиль общения, особенности темперамента и психическое состояние членов и др. Отдельно можно отметить работы, выполненные в русле исследования совместной деятельности и надежности группы. В подавляющем большинстве исследований эффективность рассматривалась преимущественно как продуктивность, результативность групповой работы. В концептуальном плане проблема групповой эффективности наиболее основательно была проработана в стратометрической теории. В ней были выделены критерии групповой эффективности и изучены ее связи с некоторыми феноменами межличностных отношений (например, ценностно-ориентационным единством), опосредованных совместной деятельностью, сложностью задачи и мотивацией достижения. Особое внимание уделялось изучению эффективности группы в связи с уровнем ее развития.