Многомерная модель групповой эффективности (А.В. Сидоренков)




Эта модель разработана в рамках микрогрупповой теории и включает в себя два аспекта (потенциальная и реальная) и два вида (предметно-деятельностная и социально-психологическая) эффективности (Сидоренков, 2010) (рис. 7). Она применима как к группе в целом, так и к каждой неформальной подгруппе в группе.

Рис. 7. Многомерная модель групповой эффективности

 

Потенциальная эффективность – совокупность возможностей (внутренних условий) группы (подгруппы), которые в сочетании с внешними условиями и особенностями организации деятельности обуславливают реальную групповую эффективность.

Реальная эффективность – достижение группой (подгруппой) установленных извне или сформированных изнутри стандартов (нормативов) активности в сфере производственно-экономической и/или общения.

Предметно-деятельностная (или производственно-экономическая) эффективность) – достижение группой (подгруппой) заданного уровня выполнения основной целевой функции или конкретных задач

Социально-психологическая эффективность – достижение группой (подгруппой) заданного уровня активности в общении, непосредственном или опосредованном совместной работой.

Потенциальная предметно-деятельностная эффективность включает пять блоков переменных:

- количественно-структурные переменные группы (подгруппы):численность, компози­ция (по личностным качествам, социальным статусам и ролям), формальная коммуникативная сеть, социальные статусы и роли;

- социально-психологические характеристики группы (подгруппы): сплочен­ность и мотивация, нормы продуктив­ности и отношения к средствам производства, доверие и идентичность, противоречия и конфликты в группе;

- персональные характеристики: квалификация работников и руководителя, их вклад в совместную деятельность, неформальное лидерство руководителя;

- производственно-организационные условия и ресурсы: постановка задач и качество организации совместной деятельности, материально-техническое обеспечение, полномочия, взаимодополнение, взаимозаменяемость работников;

- внешние условия: социально-экономические, административно-управленческие, структурно-организационные, социо-культурные и эколого-производственные переменные.

Потенциальная социально-психологическая эффективность (подгруппы) содержит три блока переменных:

- количественно-структурные характеристики группы (подгруппы): численность, композиция (по личностным качествам, межличностным статусам и ролям), социально-психологическая структура;

- социально-психологические характеристики группы (подгруппы): нормы и ценности общения, сплоченность и совместимость, противоречия и конфликты, доверие и идентичность;

- персональные характеристики: опыт организационного и группового общения членов, их коммуникативные знания и качества, стиль межличностного поведения членов группы и руководителя.

Фактически, переменные потенциальной эффективности представляют собой факторы, детерминанты реальной эффективности. Актуальность тех или иных составляющих потенциальной эффективности определяется задачами и формой организации совместной деятельности, политикой и приоритетами руководства, возможностями организации и др. Например, при совместно-взаимодействующей форме организации групповой работы, по сравнению с совместно-индивидуальной, существенно возрастает роль многих переменных в эффективности группы.

Реальная предметно-деятельностная эффективность может иметь объективные (например, количество произведенной работы, качество выполненной работы, соотношение результата и затрат) и субъективные (экспертная оценка результативности решения задач, выполнения проекта и т п.) показатели.

Реальная социально-психологическая эффективность включает три критерия: удовлетворенность членов группой (подгруппой) и результатами ее деятельности, психологический комфорт членов в группе (подгруппе) и содействие группы (подгруппы) личностному и профессиональному развитию своих членов.

Два вида реальной эффективности: предметно-деятельностная и социально-психологическая – связаны между собой, причем эта связь может иметь прямой и обратный, линейный и нелинейный характер. Так, значительное усиление или ослабление одного вида эффективности вызовет соответствующее изменение другого. Например, заметное снижение социально-психологической эффективности до некоторого критического значения приведет к спаду некоторых показателей предметно-деятельностной эффективности. В свою очередь, ухудшение результативности группы, особенно в условиях внешней конкуренции, может отразиться на снижении социально-психологической эффективности, например, по критерию удовлетворенность членов группой и результатами ее деятельности. Так, регулярный проигрыш группы в межгрупповой конкуренции приводит к снижению доверия и сплоченности, удовлетворенности членством в группе, а также к повышению внутригрупповой конфликтности.

Нарастающее изменение одного вида эффективности со временем может вызвать обратное изменение другого вида эффективности. Например, рост психологического комфорта, а значит, психологического климата в группе часто сопровождается возрастанием результативности групповой деятельности. Однако это происходит до некоторого предела, после которого дальнейшее повышение социально-психологической эффективности вызывает спад некоторых показателей производственно-экономической эффективности. Такая тенденция связана с тем, что группа слишком много внимания уделяет подержанию хороших отношений и снижает для себя важность результативной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: