Эволюция Мифа и Архетипа.




В этой главе мы для начала попробуем разобраться, в понятиях, чтобы в конечном итоге привести читателя к пониманию возможности и даже необходимости эволюции в архетипическом пространстве.

Надо сказать, что в понятии архетип много путаницы. Поэтому, мы предлагаем ввести следующие категории:

1. Архетип (от греч. archetipos - первообраз) - в аналитической психологии, основанной К. Г. Юнгом,- это универсальная изначальная врождённая психическая структура, составляющая содержание коллективного бессознательного, это сложные состояния сознания, передаваемые по наследству. На индивидуальном уровне архетипический мотив - всегда схема или образчик мысли или поступка, свойственных человеку. Юнг сравнивает архетипы с неким "каркасом" образа. Самые важные из них - это Тень, Анима, Анимус, Самость. Архетипы, предельно абстрактны, и как таковые недоступны непосредственному наблюдателю, хотя мы и имеем возможность выводить их в качестве фигур на Магическом Театре, они раскрываются, наполняясь конкретным содержанием, лишь через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в виде Архетипических образов и символов.

 

2) Архетипические образы - этоформы представления Архетипа в сознании, которые, в свою очередь, являются основой мифов, верований, сновидений, произведений искусства и рекламы. Архетипические образы, неся в себе эмоциональную энергию, чрезвычайно сильно влияют на человека, захватывая и удерживая его внимание.

 

Эти архетипические образы в свою очередь деляться на:

 

а) неперсонифицированный архетипический образ отличается ограниченностью определенным контекстом, сферой деятельности, к ним относятся Герой, Воин, Жертва, Трикстер, Мудрый Старец др. В МТ и АИ они не фокусируются, но могут быть фигурой, выделенной из внутреннего пространства Запросивца.

 

б) персонифицированный мифологический архетипический образ, такие как Гермес, Дионис, Афродита, Изида, Сварог, Матерь Лада и др. Сюда же относятся не только боги и титаны всех пантеонов, но и гении, даймоны, музы, духи и стихии. Персонифицированные архетипические образы отличаются наличием определенных личностных характеристик. Такие архетипические образы чаще всего используются в МТ и АК, они либо фокусируются, либо выделяются, как фигуры.

 

в) персонифицированный литературный архетипический образ - это проверенные временем образы классического искусства. Например: Гамлет, Лир, Печорин, Чацкий, Фауст, Дон Кихот, Татьяна Ларина, Соня Мармеладова и др. Сами эти образы являются сложносоставными, объединяющими грани сразу нескольких персонифицированных мифологических образов, но в то же время они являются целостными образами. В МТ и АИ как фокусируются, так могут быть и фигурами.

 

г) персонифицированный исторический архетипический образ - это проверенные временем исторические деятели, ставшие прообразами определенного типа качеств: Клеопатра, Наполеон, Александр Македонский, Жанна Д'Арк, Валерия Мессалина, Коперник и др.

 

3. Архетипический символ, "имя или изображение", которое подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение, являясь как бы планом для культурно более абстрактного содержания. Они, как механизмы памяти культуры, переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта культуры в другой, осуществляют память культуры о себе, не дают ей распасться на изолированные хронологические пласты. Арехетипический символ, может раскрыться одновременно и в архетипических образах и в архетипических сюжетах, и имеют множество трактований, например Арканы Таро, Руны и др. В Магическом Театре возможно работать как с фигурами, так и со сфокусированными архетипическими символами.

 

4. Архетипический сюжет - встречающаяся в жизни большинства людей сюжетная линия, базирующаяся на мифе, классическом литературном или сказочном сюжете, а также сюжетах, повторяющихся в истории, собственно то, что выявляется в МТ, а также в архетипической культурологии - литературе, живописи и т.п.

 

5. Архетипический дискурс:

Прежде чем перейти к определению попробуем разобраться с довольно расплывчатым понятием- дискурс. В литературе дается такое определение- это речь, процесс языковой деятельности, способ говорения, вписанный в коммуникативную ситуацию, в "социогуманитарном смысле социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени".Архетипический дискурс можно рассматривать как жанр актуального речевого действия с определенным контекстом, имеющий свою специфику и стоящую за ним идеологию.

 

Архетипический дискурс делится на:

а) архетипическую метафору - это специально выстроенный дискурс, базирующийся на архетипическом сюжете или визионерском опыте специалиста, работающего с конкретной ситуацией, фрагмент классического или научного текста, обобщающий определенный спектр разрешения тех или иных тупиковых ситуаций.

 

б) архетипическое понятие. Примеры понятны пока только тем, кто проживал или участвовал в МТ. Над четким определением ведется работа, но грубо говоря, это то что уже существует, ощущаемо и прожито, но не оформлено в образ. Например, Анти-Эдип, Матрица плотности, Жертвенный кризис, Воин Пота (Ярости, Блеска), Поток Жизни и др.

 

Из этой классификации мы видим, что Архетип развивается, взаимодействуя с человеком и человечеством, и, как обуславливает его эволютивное движение, так и сам обусловлен им. Эволюция Архетипа не линейна, подобна саду расходящихся тропок. От предельно абстрактной структуры он развивается, приобретая форму и индивидуальные черты, личностные качества, обретает культурный и исторический отпечаток.

 

Эволюция мифа:

Мифы существуют одновременно в нескольких временных измерениях.

1. В архаическом циклическом времени. Один из основных мифов человечества- это "Миф о вечном возвращении" Мирча Элиаде, в котором говориться об архаическом восприятии времени как ряда повторяющихся больших и малых циклов, отмеченных сакральными событиями сотворения, гибели и возрождения Мира. Это значит, что каждую секунду все мифы прокручиваются по кругу, и каждую секунду Персей убивает Медузу Горгону.

 

2. В линейном времени - которое появляется после того, как Зевс пошел войной на Кроноса и титанов, циклический миф начинает ломаться. Сначала он приобретает вид спирали, одновременно сохраняя возможность повторения (предсказания Зевсу о том, что его свергнет его сын), но и предполагает новые варианты развития (Зевс предпринял все для того, чтобы предсказание не реализовалась), а затем превращаться в линейный текст. Такой миф несет в себе представление о будущем, которое не повторит прошлого. Появляются двойники и близнецы мифологического, исторического и художественного повествования.

Особенно ярко это проявлялось последние 2-3 тысячи лет. Миграция народов со всех континентов и т.п. - в генах каждого человека есть частичка крови со всех континентов и народов, а значит и мифологические сюжеты всех наиболее известных пантеонов. Мифологические фигуры внутри могут начать перемешиваться и взаимодействовать, границы мифов размываются, появляются вариации мифологических сюжетов.

 

3. "Сад расходящихся тропок" (Х.Л.Борхес) времени. или нелинейное время, в котором Прошлое Равно Будущему, Причина Равна Следствию и все вещи одновременно существуют в любой точке пространства и не существуют.Такое стало возможным благодаря тому факту, что история развернулась именно таким образом (а мифы выстраивали историю, история корректировала мифы в линейном времени через обратную связь) и в конце 20-го века мы вошли в эпоху постмодернизма, где возможны и равновероятны любые интерпретации любого события. Мало того, интерпретация равнозначна самому событию. Копия - оригиналу и даже симулякр - оригиналу. (по щучьему велению-по моему хотению) На этом принципе например основана техника Перепросмотр Кастанеды, которая заключается в подробнейшем воспоминании всей своей жизни, анализе и реструктуризации всех своих целей и намерений, которая ведет к освобождениям от ограничений собственной личности.

Отсюда следует, что любой миф может разворачиваться одновременно и по циклическому времени в его изначальности, но и иметь совершенно разные равновероятные вариации. Это проявляется последние годы на мифодрамах, что является объективизацией этой гипотезы. Сет и Осирис остаются врагами как в классике, в то же время Сет убивает Осириса и женится на Изиде, на другой развилке времени "сейчас" - Осирис убивает Сета, на третьей они становятся друзьями, на четвертой вообще никогда не встречаются и еще множество различных вариантов, каждый из которых существует независимо.

 

4. В метафоре сада расходящихся тропок времени образуются множественные нелинейные связи, через обратную связь с людскими судьбами и воображением, рождаются и новые мифы, новые архетипические образы всех типов. При этом, в Имажинере существует вообще все, дело лишь в доминантах. Если один человек что-то нафантазировал, то это вспыхнуло и исчезло, став мифом для него одного на короткий промежуток времени в зависимости от его концентрации внимания. Если много людей создает коллективную фантазию и удерживает на ней внимание длительное время (книга, фильм), то такие мифы и архетипические образы становятся в Имажинере уже более устойчивыми и охватывают большую аудиторию. Если нам удастся создать архетипический образ, а такой опыт у нас уже есть, подробно о нем в статье про Неврота [3], и, создавать доминанту, периодически подпитывая его вниманием через тексты, архетипическую работу, СМИ и т.п. и нашу эстафету подхватят наши дети и внуки, то через 100-200 лет Неврот (и подобные ему) станет полноценным архетипическим образом в Имажинере для всех людей. Также и с мифом. Может быть, это может произойти и быстрее, по закону создания доминанты - тогда просто нужно привлечение большего количества людей (тиражи книг и статей, многочисленные группы, использующие мифодрамы, МТ и АП с этим архетипическим образом и т.п.) - тогда все произойдет гораздо быстрее.

СМИ плодят мифы и образы. Вернее, они проявляются через них в саду расходящихся тропок. Мы можем делать это сознательно, целенаправленно и для конструктивных задач. Мы можем исцелять архетипы и мифы для исцеления сознания людей. Эффективность этой работы, возможность перераспределять энергию от неконструктивных мифов СМИ и т.п. в конструктивные, зависит от факторов создания доминанты - сможем ли мы ее создать и сделать гибкой, а не жесткой. Боги распорядились так, что в наших руках методология работы с доминантами, значит боги заинтересованы в сознательном творчестве новых мифов, исцелении старых и создании новых дискурсов в сознательном сотрудничесиве с людьми, а не в бессознательном как это было в эпоху линейного времени.

Человек и человечество тоже живут одновременно в нескольких временных пространствах, обладая несколькими типами сознания и мышления -мифологическое, линейное и нелинейное. Какие-то из его внутренних фигур живут в "вечном возвращении", какие-то в линейном времени, а какие-то в "саде расходящихся тропок".

Очень важно осознать и увидеть, что мы живем в Мифах, причем не в своих мифах, в мифах которые были проявлены, а в тех, которые нам навязываются обществом потребления.

 

ЧАСТЬ 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ

Глава 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: