(по: Kotter J., 1999, р. 148)
8.45. Входит Джоан Свенсон, секретарь Ричардсона. Они обсуждают ее новую квартиру и процесс подготовки к совещанию, которое назначено позже в этот день.
8.49. Ричардсон отвечает на звонок подчиненного, который звонит в ответ на вчерашний звонок Ричардсона. Они говорят главным образом об отчете, который только что получил Ричардсон.
8.55. Ричардсон покидает кабинет и идет на регулярное совещание, которое ведет один из его подчиненных. Присутствуют около 30 человек. В процессе совещания Ричардсон что-то читает.
9.09. Совещание заканчивается. Ричардсон останавливает одного из присутствующих и коротко говорит с ним.
9.15. Он направляется к своему офису с одним из своих сотрудников, который является юристом корпорации. Босс Ричардсона, Холли, тоже здесь. Они обсуждают телефонный разговор, который только что был у юриста. Все трое обсуждают возможную реакцию на проблему. Как и все предыдущие обсуждения, этот обмен мнениями быстр и не лишен юмора и т. д.
Как утверждает Коттер, генеральные менеджеры не составляют списков важных дел и не ограничивают количество людей, с которыми необходимо встретиться, несмотря на соответствующие советы специалистов по менеджменту времени. Они «тратят» время на ходьбу по коридорам, где вступают в совершенно случайные, с точки зрения постороннего наблюдателя, разговоры с совершенно случайными, на первый взгляд, людьми. Но именно таким образом они решают принятые на себя задачи и строят свою систему деловых связей, причем со значительно меньшими усилиями, чем если бы они планировали встречи по формальной цепочке управления. Когда-то такое поведение было ценным для того, чтобы просто дело делалось хорошо. Однако в сегодняшней интенсивной деловой среде такое поведение играет существеннейшую роль в предотвращении синдрома выгорания и в деле развития долгосрочного конкурентного преимущества (Kotter J., 1999).
|
Таким образом, утверждает Коттер, поведение топ-менеджера трудно классифицировать в соответствии с традиционными категориями, такими как планирование, организация, контроль, управление и работа с персоналом. Работа руководителей современного бизнеса — это главным образом общение (на 70-90%), причем общение, которое в строгом смысле нельзя назвать «деловым».
Этот стиль называется «прогуливающимся менеджментом».
Деловое общение топ-менеджера— цепь не связанных между собой «малых разговоров», сессий вопросов и ответов, 10-минутных деловых обсуждений, шуток и попыток влияния |
Данные о том, что около 80% работы менеджера посвящается общению, приводятся и в других работах (Хант Д., 1999). Правда, по Ханту, общение менеджера заключается в том, что он слушает, собирает информацию и принимает решение или добивается его от других (Хант Д., 1999, с. 246). Коттер же не заметил, чтобы генеральные менеджеры принимали большие решения во время своих обсуждений.
Когда в тренинге я ссылаюсь на данные Коттера, это вызывает, как правило, реакции двух типов: 1) изумление; 2) облегчение. Часто две эти реакции следуют одна за другой у одних и тех же людей. «Я-то думал, бестолковый я менеджер, все только разговоры веду, разговоры... А оказывается, так можно! И так нужно!»
Бывают и другие реакции: «Я могу процитировать массу учебников и статей, где все наоборот... 90% своего времени менеджер посвящает принятию решений. И в это время он остается наедине с самим собой!»
|
Прочитав эту статью, я еще внимательнее стала анализировать те «малые разговоры», в которых столь искусны были мои зарубежные коллеги и, прежде всего, коллеги из Швеции. Постепенно выделились четыре типичных способа ведения малого разговора — цитирование партнера, позитивные констатации о его жизни или жизни других людей, информирование партнера по поводу интересующих его, хотя и неделовых, вопросов, и техника интересного рассказа. Подробнее мы рассмотрим эти техники в гл. 4.
В апреле 2002 года я вела полуторачасовой семинар на Всероссийской научно-практической конференции «Психология бизнеса», организованной Институтом практической психологии Иматон. Поскольку мне в это время была особенно интересна тема малого разговора, семинар назывался «Соотношение большого и малого разговора в эффективном деловом взаимодействии». Перед семинаром я провела мини-исследование в Стокгольмской школе экономики, а на самом семинаре — с участниками семинара.
Каждому участнику мини-исследования предлагался следующий опросник.
9 апреля 2002 г.
Дорогой друг!
Предлагаю Вам принять участие в мини-опросе для проверки некоторых американских выводов о деятельности менеджеров.
- Если все рабочее время принять за 100%, то какая доля вашего рабочего времени приходится на каждый из перечисленных видов деятельности?
Виды деятельности | Процент времени, который приходится на данный вид деятельности в течение обычного рабочего дня (в среднем) |
1. Запланированные совещания и переговоры с коллегами или партнерами | |
2. Незапланированные обсуждения с коллегами вопросов, связанных с работой | |
3. Обсуждения с коллегами вопросов, не связанных с работой («малые разговоры») | |
4. Телефонные разговоры с коллегами и партерами | |
5. Телеконференции | |
6. Чтение электронной почты | |
7. Написание ответов по электронной почте | |
8. Работа с документами | |
9. Разъезды | |
10.Чтение | |
11. Раздумья | |
12. Другие виды деятельности (укажите, какие?) | |
Сумма | 100% |
|
2. Когда Вы принимаете «большие» решения:
a) Когда Вы один
b) Когда Вы вместе с другими людьми
3. Какая часть Вашего рабочего дня является заранее запланированной:
a) Менее 20%
b) От 21 до 40%
c) От 41 до 60%
d) От 61 до 80%
e) Более 81%
Спасибо за сотрудничество!
Елена Сидоренко
В выборке директоров СШЭ СПб было 8 человек: 4 мужчины и 4 женщины в возрасте от 33 до 53 лет, средний возраст 44 года. Национальный состав: 5 россиян, 2 шведа, 1 американец. Должности: административный директор, директор по коммуникациям, директор академических программ, директор программы МБА, директор по исследованиям, директор предпринимательского центра и директор центра качества. Образование у всех высшее, 7 из 8-ми — кандидаты наук или доктора философии (РШ).
В выборке персонала СШЭ СПб было 17 человек: 5 мужчин и 12 женщин в возрасте от 22 до 42 лет. Все — россияне. Образование высшее — у 16-ти человек (из них 1 кандидат наук), среднее образование — у 1-го человека.
В выборке слушателей и выпускников СШЭ СПб было 49 человек: 38 мужчин и 11 женщин в возрасте от 26 до 46 лет, средний возраст 35 лет. Из них 48 — россияне и 1 человек — гражданин Индии. У всех образование высшее, у 2-х — степень кандидата наук. Должности — генеральные директора, директора, старшие менеджеры.
В выборке участников конференции Иматон можно выделить подгруппы директоров (п = 7) и тех, кто не является директорами (п = 20).
В выборке директоров, участников конференции Иматон было 2 мужчин и 5 женщин в возрасте от 25 до 49 лет, средний возраст 36 лет.
В выборке участников конференции, не являющихся директорами на момент обследования, было 4 мужчины и 16 женщин в возрасте от 21 до 55 лет, средний возраст 30 лет.
Конечно, результаты этого опроса свидетельствуют не столько о реальном распределении времени между разными видами деятельности, сколько о субъективной оценке этого распределения. В исследовании Коттера время хронометрировалось, а в моем мини-исследовании оно субъективно оценивалось.
На оценки могли повлиять различные факторы. Например, на респондентов из числа персонала Стокгольмской школы экономики мог повлиять фактор социальной желательности. Вести в рабочее время разговоры, не связанные с работой, в общем кажется не вполне желательным. Во всяком случае, респонденты могли исходить из предположения, что если их оценки по шкале «малого разговора» будут слишком высокими, это выставит их в неблагоприятном свете. Таким образом, в выборке персонала Стокгольмской школы экономики оценки малого разговора могли быть несколько заниженными.
С другой стороны, на участников семинара мог влиять фактор «подразумеваемой значимости» малого разговора. Коль скоро темой семинара заявлено соотношение большого и малого разговора, можно предположить, что вряд ли значение малого разговора приближается к нулю. Таким образом, в этой выборке оценки малого разговора могли быть несколько завышенными.
Результаты мини-исследования приведены в табл. 2.
Многие респонденты жаловались, что им очень трудно «вписаться» в 100%. Одна из участниц мини-исследования сказала, что 125% —это нормально для нее. «Я все время не успеваю, приходится добавлять эти 25%».. Однако при анкетировании в Стокгольмской школе я предлагала респондентам добиваться того, чтобы общая сумма составляла 100%. На конференции я на этом не настаивала, так как это было неуместно: все же мы собрались для обсуждения, а не для подсчетов. Интересно, Что в группе директоров было 3 ошибки в сторону завышения времени, а в группе тех, кто не являлся директором в момент исследования, - 5 ошибок в сторону занижения и 3 — в сторону завышения. Поскольку исследовалась субъективная реальность, я не стала пропорционально изменять оценки, чтобы в сумме они составляли 100%. Как известно, ошибки завышения или занижения при оценке времени, уделяемого разным видам активности, свидетельствуют о степени осознанности человеком реальностей своей жизни...
Таблица 2. Распределение времени между разными видами активности в пяти выборках респондентов (в %)
Выборки | Директора СШЭ СПб (п =8) | Слушатели и выпускники СШЭ СПб (п = 49) | Директора-участники конференции (п = 7) | Персонал СШЭ СПб (п = 17) | Участники конференции — не директора (п = 20) | |||||
Виды деятельности | М | s | М | s | s | s | М | М | М | s |
1.Запланированные совещания | 15,63 | 16,13 | 17,66 | 9,01 | 12,71 | 8,28 | 8,88 | 5,40 | 9,9 | 6,80 |
2. Незапланированные обсуждения, связанные сработай | 12,13 | 4,19 | 13,98 | 7,51 | 12,86 | 6,36 | 10,24 | 4,78 | 15,85 | 7,34 |
3. «Малые разговоры» | 4,63 | 2,56 | 5,07 | 3,24 | 6,14 | 6,09 | 4,32 | 2,93 | 8,70 | 6,06 |
4. Телефонные разговоры | 7,75 | 2,66 | 11,0 1 | 7,11 | 13,29 | 9,16 | 11,74 | 9,69 | 12,88 | 15,79 |
5. Телеконференции | 0,50 | 0,76 | 1,20 | 3,21 | 0,14 | 0,24 | 0,29 | 1,21 | 0,08 | 0,24 |
6. Чтение электронной почты | 6,50 | 4,75 | 7,32 | 5,32 | 6,29 | 4,68 | 6,59 | 4,62 | 2,80 | 2,28 |
7. Написание ответов по электронной почте | 13,50 | 5,15 | 8,71 | 4,67 | 9,57 | 6,97 | 10,35 | 7,04 | 4,45 | 8,85 |
8. Работа с документами | 19,13 | 18,15 | 12,05 | 9,07 | 11,86 | 7,90 | 18,71 | 16,08 | 14,95 | 9,28 |
9. Разъезды | 3,88 | 4,05 | 9,65 | 6,64 | 6,00 | 4,97 | 7,59 | 11,62 | 6,25 | 4,89 |
10. Чтение | 8,50 | 10,01 | 4,38 | 3,62 | 11,29 | 7,36 | 6,71 | 7,30 | 8,95 | 6,57 |
11. Раздумье | 4,88 | 5,00 | 6,92 | 5,27 | 9,14 | 5,87 | 5,41 | 4,74 | 6,90 | 4,66 |
12. Другие виды деятельности | 3,00 | 6,95 | 1,75 | 4,06 | 3,43 | 4,58 | 9,18 | 21,67 | 6,85 | 10,16 |
Суммы | 100,03% | 99,69% | 102,71% | 100,01% | 98,56% |
На диаграммах в прил. 2 различия между выборками более наглядны.
Директора больше времени проводят на запланированных совещаниях и в попытках что-то написать по электронной почте.
Как и можно было предположить, у тех, кто участвовал в конференции, процент малых разговоров оказался больше. Это может объясняться также и тем, что эта выборка состояла в основном из профессиональных психологов. Некоторые из них стали менеджерами и директорами, но это все же психологи. Во время дискуссии на семинаре многие из них говорили о значении малого разговора для работы с людьми.
Вообще же на этом семинаре и на других тренингах участниками было высказано несколько важных идей по поводу статьи Коттера вообще и малого разговора, в частности.