Для начала сошлемся на классиков.
Коммуникативная компетентность— совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская Л. А., 1989) Коммуникативная компетентность— ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения (Емельянов Ю. Н., 1985, с. 11) Мера коммуникативной компетентности— степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других (Емельянов Ю. Н., 1985, с. 10) |
Теперь попробуем пойти дальше.
Как и компетентность вообще, коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов, или составляющих.
Компетентность— свойство компетентного; способность[8]. Компетентный (о людях) — обладающий способностью, силой, властью, умением, знанием и т. п. (чтобы сделать то, что требуется) Компетентный (о качествах) — достаточный, адекватный Oxford Advanced Learner's Dictionary Current English. Oxford University Press, 1982 |
Если вычленить из определения компетентности то, что, скорее всего, относится к компетенции (силу и власть), то составляющими компетентности будут:
Тогда для коммуникативной компетентности схема примет вид:
Коммуникативная способность
Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность. В этом смысле понятие коммуникативной способности близко к понятию пропускной способности. Есть «гении» общения и есть люди, которые едва могут «соответствовать» самым простым коммуникативным задачам и самым привычным социальным ситуациям.
Люди различаются по своей коммуникативной одаренности так же, как они различаются по своей лингвистической, музыкальной, математической и другим видам одаренности. Однако подавляющее большинство так или иначе научаются говорить на родном языке, выполнять элементарные арифметические операции и узнавать знакомые мелодии. Вряд ли все дворянские дети были равно одарены для танцев, музыки, стихосложения и владения иностранными языками. Однако благодаря специальным усилиям учителей и гувернеров большинство из них научалось «соответствовать» разнообразным ситуациям светской жизни, приобретая необходимую для этого «светскую производительность».
|
Можно предположить, что и современный человек достаточно одарен, чтобы развить в себе высокую коммуникативную производитель ность, даже если он не является врожденным «гением общения».
К числу коммуникативных способностей должна быть отнесен непроизвольная экспрессивность, или так называемая «способна спонтанного кодирования». Она дает определенные преимущества развитии умения преднамеренно создавать определенные сигнал (преднамеренное кодирование). Однако она оказывается не связанной с умением «читать» чужие сигналы (Tucker J ., Riggio R., 1988).
Коммуникативное знание
Это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моем исполнении, а какие — не эффективны.