Основы цвета. Тонирование
Мы привыкли к тому, что цвет – атрибут любого материального предмета, а свет – это фактор, изменяющий его. Помидор красный, трава зеленая, а свет может лишь добавить оттенок тени на них, верно? Вовсе нет.
В целом, цвета не существует – он лишь эффект нашего зрительного механизма, работающего с помощью света. Нет света – нет и цвета, это легко заметить в темноте. Не темнота «покрывает» цвета – это свет создает их! Если это звучит для вас в новинку, прочитайте данную статью: нет другой более важной теории для художника.
Что такое цвет?
Давайте обратимся за помощью к физике. Не волнуйтесь, я приведу настолько простой пример, насколько это возможно! Некоторые объекты могу испускать излучение – это значит, что они выбрасывают пучок частиц (или волн) в разных направлениях. Свет – это часть излучения, и каждый источник света испускает фотоны.
Фотоны – это волны, соединяющиеся волнами различной длины (здесь x, y, z).
Назовем лучом путь фотона от источника света в каком-либо направлении.
Это была пара фактов. Но что происходит, когда вмешивается человеческий фактор? Вокруг нас множество излучений, но наши глаза могут распознавать только отдельный вид волн. Например, мы не можем видеть жар до тех пор, пока тепловая волна не изменит длину (раскаленный докрасна металл вдруг становится источником света). Часть электромагнитного излучения, видимая человеческому глазу, называется видимым светом, или просто – светом.
Мы обсуждали это вкратце в первой статье серии, но давайте добавим немного подробностей. Есть два вида светочувствительных клеток в сетчатке нашего глаза: колбочки и палочки. Они реагируют на задевающий их луч и направляют информацию в мозг.
|
Палочки очень чувствительны к свету, они отвечают за ночное видение, распознают движение и формы. Колбочки рассмотрим более подробно: они способны распознавать отдельные волны, которые мозг интерпретирует (приблизительно) как красные (длинные), зеленые(средние) и синие (короткие). В зависимости от того, из волны какой длины состоит луч, мы воспринимаем цвет, в котором эти три волны смешиваются.
Но отчего все волны разной длины, если они все испускаются одним источником света? Большинство лучей ударяются об объекты на своем пути и где-то отражаются (например, в вашем глазе). Обычно, объект на пути лучей не отражает их в глазах, как в зеркале. Некоторые длины лучей поглощаются объектами, и наш глаз их никогда не распознает. В результате мы получаем только часть исходного луча от этого объекта, и эти остатки интерпретируются мозгом как цвет объекта. Различные цвета получаются из разных поглощающих и отражающих свойств материалов.
Вы, вероятно, удивитесь, какое все это имеет отношение к цвету в рисовании. В конце концов, мы только рисуем цветами, а не воссоздаем их физически! Уверена, скоро вам все станет ясно.
Оттенок, насыщенность, яркость
Есть ли что-то более смущающее для начинающего? Интуиция подсказывает нам значения оттенка, насыщенности и яркости, но когда приходит время практики, сложно угадать, как их использовать. Оттенок – это… ну, цвет, да? Насыщенность – это уровень яркости… и яркость показывает, что объект темный или яркий. Но все имеет смысл только до тех пор, пока вы говорите о законченном рисунке, и гораздо труднее догадаться, куда все приспособить самому. Впрочем, все, что нам нужно понять, это лишь то, откуда происходят эти значения!
|
Определение оттенка
Оттенок – это «тип» цвета. Красный, фиолетовый, оливковый, алый – все это оттенки. Они базируются на принципе, о котором мы говорили выше: отраженные длины волн, смешивающиеся в разных пропорциях, создающие финальный цвет, интерпретируемый мозгом, а проще говоря, оттенок базируется на «цвете объекта». Интересный факт: серебряный, золотой или коричневый – не оттенки. Серебряный – это сверкающий серый, золотой – сверкающий желтый, а коричневый – темный или ненасыщенный оранжевый.
Не важно, как много имен мы даем оттенкам, все они базируются на красном, зеленом и синем. Чем дальше вы находитесь на «цветовом круге» от любого из них, тем более «оригинальный» цвет вы получаете. Например, 50% красного + 50% зеленого дает желтый, а немного изменив эти пропорции, вы увидите более зеленый или красный оттенок.
На цветовом круге нет большего или меньшего оттенка, они все равны. Поэтому мы опишем их по степени, а не по процентному значению.