Межосевое расстояние , мм, из условия контактной прочности
, (2.2.10)
где – для прямозубых передач; – для косозубых и шевронных передач, МПа1/3;
u – передаточное число;
T1– вращающий момент на шестерне, Н×м;
KH – коэффициент нагрузки;
– коэффициент ширины венца колеса;
– расчетное допускаемое контактное напряжение, МПа.
Знак «+» для передач внешнего зацепления, знак «–» – для внутреннего зацепления.
Величину коэффициента ширины венца колеса yb а выбирают из ряда стандартных чисел: 0,16; 0,2; 0,25; 0,3; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0 в зависимости от положения прямозубых и косозубых колес относительно опор:
при симметричном расположении 0,3-0,5;
при несимметричном расположении 0,25-0,4;
при консольном расположении одного или обоих колес 0,2-0,25.
Для шевронных передач ; для передач внутреннего зацепления .
Меньшие значения назначают для цилиндрических передач с твердостью зубьев Н ³ 45 HRC.
Зубчатые колеса передач общего машиностроения изготовляются по 8-й степени точности. При постоянной нагрузке, твердости поверхности зубьев колеса Н2£ 350 НВ, 8-й степени точности изготовления зубчатых колес и окружной скорости м/с для предварительных расчетов принимают следующие значения коэффициентов нагрузки: для прямозубых передач ; для косозубых и шевронных передач .
Вычисленное значение межосевого расстояния для нестандартных передач (редукторов) и при мелкосерийном производстве округляют до ближайшего большего числа, кратного пяти, или из ряда номинальных линейных размеров 40 (ГОСТ 6636-69): 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130, далее через 10 до 260 и через 20 до 420 мм. При крупносерийном производстве редукторов округляют до ближайшего стандартного значения (ГОСТ 2185-66): 50; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 225; 250; 260; 280; 300; 315; 320; 340; 355; 360; 380; 400 мм.
|
Определение модуля передачи
Для обеспечения равной контактной и изгибной выносливости зубьев ми-
нимальное значение модуля передачи m, мм, определяют из условия прочности
на изгиб
, (2.2.11)
где – для прямозубых и – для косозубых и шевронных передач;
– ширина венца колеса, , мм. Ширину венца колеса после вычисления округляют до ближайшего целого числа, кратного двум или пяти;
– допускаемое напряжение изгиба материала колеса, МПа.
Максимально допустимый модуль , мм, из условия неподрезания зубьев у основания
. (2.2.12)
Из полученного диапазона модулей принимают стандартное значение модуля (табл. 2.2.4). Для прямозубых колес стандартным считают окружной модуль m, а для косозубых и шевронных - нормальный модуль mn.
Таблица 2.2.4
Стандартные значения модуля по ГОСТ 9563-80
Ряд 1, мм | 1,5 | 2,5 | |||||||
Ряд 2, мм | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 5,5 | |||
Примечание: предпочтение следует отдавать первому ряду. |
В силовых зубчатых передачах обычно рекомендуют использовать значения модуля мм.
Определение суммарного числа зубьев шестерни и колеса
Для прямозубых передач
. (2.2.13)
Для косозубых и шевронных передач
, (2.2.14)
где β – угол наклона зубьев колес. Для косозубых колес , шевронных колес . В раздвоенных ступенях редукторов для лучшей самоустановки назначают .
Угол наклона зубьев предварительно принимают: для шевронных передач ; для косозубых – , при выполнении условия . В противном случае принимают .
Полученное значение округляют до целого числа.
|