Расчетное значение контактного напряжения
, МПа
, (2.2.67)
где ZЕ– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, МПа1/2. Для стальных колес ZЕ = 190 МПа1/2;
Ze– коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий. Для прямозубых передач
; для косозубых и шевронных передач
;
– коэффициент торцевого перекрытия,
; (2.2.68)
ZH– коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления. Для прямозубых цилиндрических передач
;
Ft – окружная сила в зацеплении, Н;
– фактическое передаточное число;
d1– делительный диаметр шестерни, мм;
b2– ширина венца зубчатого колеса, мм;
KH– коэффициент нагрузки;
– расчетное допускаемое контактное напряжение, МПа.
Знак «+» – для внешнего зацепления, знак «–» – для внутреннего зацепления.
Для косозубых и шевронных колес при 
, (2.2.69)
где αt – делительный угол профиля в торцевом сечении,
; (2.2.70)
βb– основной угол наклона зубьев
. (2.2.71)
Коэффициент нагрузки при расчетах на контактную прочность
, (2.2.72)
где
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Коэффициент динамической нагрузки
определяют по табл. 2.2.6 в зависимости от степени точности передачи (табл. 2.2.5), окружной скорости и вида передачи.
Окружная скорость колес
, м/с
, (2.2.73)
где n1– частота вращения шестерни, мин-1.
Таблица 2.2.5
Степени точности зубчатых передач
| Степень точности | Окружная скорость колес, , м/с
| Область применения | |
| прямозубых | косозубых и шевронных | ||
| до 12 | до 20 | Передачи повышенной точности | |
| до 6 | до 10 | Передачи общего машиностроения (редукторы) | |
| до 2 | до 4 | Тихоходные передачи низкой точности |
Таблица 2.2.6
Значения коэффициента динамической нагрузки
при 
| Степень точности | Вид передачи | Окружная скорость, , м/с
| ||||
| Прямозубая Косозубая | 1,04 1,02 | 1,12 1,06 | 1,20 1,08 | 1,32 1,13 | 1,40 1,16 | |
| Прямозубая Косозубая | 1,05 1,02 | 1,15 1,06 | 1,24 1,10 | 1,38 1,15 | 1,48 1,19 | |
| Прямозубая Косозубая | 1,06 1,02 | 1,16 1,06 | 1,28 1,11 | 1,45 1,18 | 1,56 1,22 |
Значения коэффициента
принимают по табл. 2.2.7 в зависимости от коэффициента ширины венца колеса относительно диаметра
, схемы передачи (рис. 2.2.2) и твердости зубьев.
С достаточной для практики точностью значение коэффициента
можно определить по следующим зависимостям:
при твердости зубьев
; (2.2.74)
при твердости
, (2.2.75)
где SX – номер схемы расположения колес относительно опор (1,2,3…7) по рис. 2.2.2.

Рис. 2.2.2 Схемы расположения колес в цилиндрических редукторах
1 – цилиндрическая зубчатая консольная; 2– коническая зубчатая консольная;
3,4,5 – цилиндрическая зубчатая несимметричная; 6,7 – цилиндрическая зубчатая симметричная
Таблица 2.2.7
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки 
| Твердость поверхно- сти зубьев, НВ | Значения для схемы передачи по рис. 2.2.2
| ||||||
| 0,4 | ≤ 350 | 1,17 | 1,12 | 1,05 | 1,03 | 1,02 | 1,02 | 1,01 |
| > 350 | 1,43 | 1,24 | 1,11 | 1,08 | 1,05 | 1,02 | 1,01 | |
| 0,6 | ≤ 350 | 1,27 | 1,18 | 1,08 | 1,05 | 1,04 | 1,03 | 1,02 |
| > 350 | – | 1,43 | 1,20 | 1,13 | 1,08 | 1,05 | 1,02 | |
| 0,8 | ≤ 350 | 1,45 | 1,27 | 1,12 | 1,08 | 1,05 | 1,03 | 1,02 |
| > 350 | – | – | 1,28 | 1,20 | 1,13 | 1,07 | 1,04 | |
| 1,0 | ≤ 350 | – | – | 1,15 | 1,10 | 1,07 | 1,04 | 1,02 |
| > 350 | – | – | 1,38 | 1,27 | 1,18 | 1,11 | 1,06 | |
| 1,2 | ≤ 350 | – | – | 1,18 | 1,13 | 1,08 | 1,06 | 1,03 |
| > 350 | – | – | 1,48 | 1,34 | 1,25 | 1,15 | 1,08 | |
| 1,4 | ≤ 350 | – | – | 1,23 | 1,17 | 1,12 | 1,08 | 1,04 |
| > 350 | – | – | – | 1,42 | 1,31 | 1,20 | 1,12 | |
| 1,6 | ≤ 350 | – | – | 1,28 | 1,20 | 1,15 | 1,11 | 1,06 |
| > 350 | – | – | – | – | – | 1,26 | 1,16 |
Для косозубых и шевронных колес коэффициент распределения нагрузки между зубьями
определяют по табл. 2.2.8 в зависимости от окружной скорости и степени точности передачи.
Для прямозубых передач
.
Отклонение расчетного напряжения
от допускаемых контактных напряжений 
, %. (2.2.76)
Допускаемая недогрузка передачи
не более 15 % и перегрузка
до 5 %. Если условие прочности не выполняется, то следует изменить ширину венца колеса или величину межосевого расстояния а wпередачи.
Таблица 2.2.8
Значения коэффициента
для косозубых и шевронных передач
| Степень точности | Окружная скорость колес, м/с | ||||
| до 1 | |||||
| 1,02 | 1,03 | 1,05 | 1,07 | 1,10 | |
| 1,06 | 1,07 | 1,09 | 1,13 | 1,15 | |
| 1,10 | 1,13 | 1,16 | – | – |
, м/с
, м/с
для схемы передачи по рис. 2.2.2