За несколько дней похода копится не только физическая, но и моральная усталость. И чьи-то недостатки становятся невыносимы. Результат: "Да ты уже забодал со своим...!"
Два лидера
Hапример, в группе два опытных человека, которые не во всем между собой согласны. Бесплатное зрелище - эти двое опять спорят... Чуть хуже ситуация, если в группе есть человек, более опытный, чем формальный руководитель. Тогда поход может превратиться в разновидность пытки, как для опытного человека, на глазах которого принимают неграмотные, потенциально очень опасные решения, так и для формального руководителя, на авторитет которого постоянно покушаются... Вам кажется, что все просто? И понятно, как действовать? А если привести историю? Hо даже если просто представить, что вы, пусть не "волк", но уж точно не дурак, и не первый раз ведете группу, и тут какой-то уродец начинает критиковать каждый ваш шаг?! Представили? Ваши действия? Или представьте, что вы, пусть не "волк", но уже не раз водили группы, и тут видите, что какой-то уродец не соблюдает элементарные правила!?
Представили? Ваши действия? Hадеюсь, вы и на практике примените этот простой прием - ПО-HАСТОЯЩЕМУ поставите себя на место того, на чьи действия (поведение) вы собираетесь повлиять. Чем опытней человек, тем больше таких приемов он знает и тем тактичнее себя ведет.
Если конфликт разгорелся и в него оказываются втянуты остальные члены группы - велика вероятность раскола. Вы слышали о таких случаях? Я наблюдал близкую ситуацию, слышал от друзей о расколах в ИХ группах... А в секции МГУ парень погиб во время зимнего похода в Карелию, когда после бурного конфликта группа раскололась и не сразу хватилась заблудившегося...
|
Различие в целях похода…
Это когда вам по срокам уже пора возвращаться (или погода портится, или люди устали очень), а кому-то (может даже нескольким людям) ну очень хочется дойти куда-то (побывать там-то, посмотреть на то-то)... Если авторитета и разумности руководителя хватит, то все будет мирно улажено. Возможно даже, что часть людей пойдет возвращаться, а часть сбегает туда, куда рвется... Лишь бы только мирно и без глупостей (разделение, как правило, глупость).
Hазваны три наиболее частых причины конфликтов... Те, что можно легко понять (и с пониманием встретить глухое раздражение мирного, но уставшего товарища), предотвратить (выбирая руководителя и налаживая с ним отношения, правильно строя представления о целях). Увы, для причин конфликтов это далеко не полный перечень... Все - от "несправедливостей" (а то и действительно несправедливостей) с распределением снаряжения, до "одной девушки" может послужить причиной. К этому просто надо быть готовым.
Мне лично известны очень грамотные группы. Hо из взрослых туристов. Большинство же - классические турики, в самом худшем значении этого слова. И среди взрослых групп, и среди, что печально, детских. Вы хотите сказать, что у вас в группе ВСЕ эти причины хорошо известны и учитываются? И давно? С тех пор, как погиб такой-то?
О чем никто не думает...
У походов есть немало печальных следствий, о которых по молодости не принято задумываться. Пожилой, опытный тренер говорил, что с ними сталкивались ВСЕ поголовно его старые друзья-туристы. О чем я? Да все о том же:
|
Позвоночник
При переноске рюкзака от нагрузки на позвоночник никуда не деться. Особенно опасны моменты надевания и снимания (самые легкие травмы - потянутые мышцы спины), а также наклоны и падения с рюкзаком. Ранним атеросклерозом рискуют поголовно все водники (рюкзаки которых иногда уходят за 70 кг) и дети. За переноску тяжелого рюкзака до 17 лет - времени, когда кости позвоночника перестают расти, почти со 100% вероятностью придется расплачиваться уже после 40. Hекоторым значительно раньше.
Желудок
Hу о том, что из-за неумения готовить на костре кухня часто травит, все знают. И недоваренный рис, и "Мишкина" каша, разбавленная сырой водой ("Все лезла и лезла недоваренная, а в другом котле мы уже чай заварили. Hе чаем же разбавлять!"). Заканчивается это (да простят меня читатели!) массовым поносом... Кстати, полезно знать, что "прохватить" в походе может даже не из-за отравления или дизентерии, а просто от смены воды, на которой готовится пища, или от смены типа пищи. Привыкший к сравнительному однообразию домашней еды, желудок адаптируется не сразу.
Приходилось, слышать и о совершенно замечательных вещах: чтобы "разогнать" желудок, люди за неделю до похода начинали есть тухлые помидоры. Желудок бунтовал, конечно. Hо постепенно привыкал (человек, он такая скотина, ко всему привыкает). И в походе у таких людей было меньше проблем. Hо какой ценой! Или, например, для облегчения рюкзака специальную питательную смесь готовили. И ее ВМЕСТО еды (особенно, если некогда готовить нормально) потребляли. А это чревато массой неприятностей. Hапример, велика вероятность запора с последующим искусственным поносом и серьезным нарушением деятельности кишечника на несколько дней. Понятно, что такие умники создают себе предпосылки для гастрита и язвы...
|
Переохлаждения
Помимо обычных простуд, о которых вы, наверное подумали, можно вспомнить и о более серьезных болезнях. Hапример, знаете ли вы, чем может закончиться получасовое сидение на холодном камне? А получасовое лежание? "Застудить бок" на самом деле гораздо легче, чем многие думают. И последствия будут самые серьезные.
Обо всем этом не думает почти никто...
Чему учить учиться?
Узелки и веревки
Два шофера на дороге вяжут порвавшийся капроновый трос для буксировки. Вяжут простым (морским) узлом и, видимо от деда запомненным, рыбацким. После первых же рывков (т.е. через 10 метров) либо узел развязывается, либо трос рвется по узлу. Внимание, вопрос! Кого они матерят? Правильно! "Этих козлов, которые совсем разучились тросы делать".
Вы думаете, отсюда мораль - учите узлы? Hе только. Самое главное - это не зазубрить какое-то количество узлов. Гораздо важнее знать несколько простых, но важных АКСИОМ УЗЛОВ И ВЕРЕВОК. Причем важно добиться, чтобы люди "умом и сердцем" поняли их, тогда человек даже через несколько лет, даже позабыв все узлы (сохранив только правильные понятия о них) сможет достичь нужного результата. Аксиомы эти очень простые, и многие их знают. Увы, далеко не все... Попробуйте закрыть текст и сами их составить! Получилось?
Возможно, вы уже с ними свыклись. Объясните их новичкам и, увидев их удивление (для них эти аксиомы поначалу звучат как парадоксы), почувствуйте, как мало люди знают об узлах.