Занятие 22
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v развитие логического мышления;
v тренировка тонкой моторики.
Материалы:
- магнитофон, аудиозапись ритмичной музыки (лучше марша), колокольчик, наборы «Учись считать», магнитная доска с магнитами, длинный лист бумаги, фломастеры трех цветов, тетради, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
(4 – 5 мин.) Игра «Аист - лягушка — солдат»
Под аудиозапись ритмичной музыки или хлопки психолога дети маршируют по кругу. Услышав команду «аист», дети останавливаются в позе аиста - встают на одну ногу и вытягивают руки в стороны; по команде «лягушка» - садятся на корточки; «солдат»- замирают по стойке смирно.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(5 мин.) Упражнение «Сравнение геометрических фигур»
Психолог раздает детям наборы «Учись считать», просит найти в них два квадрата - желтый и красный - и сказать, чем отличаются эти фигуры. Затем дети вынимают из коробки красный треугольник и отвечают на вопросы психолога:
- Чем отличается красный квадрат от красного треугольника? (Формой.)
-А чем они похожи? (Они одного цвета - красного.)
-А чем еще они похожи? Из чего они сделаны? (Из дерева или пластмассы.)
Аналогичная работа проводится при сравнении других пар фигур.
(5-7 мин.) Упражнение «Что изменилось?»
На магнитной доске - длинный лист бумаги.
Психолог рисует на нем фломастером одного цвета круг и квадрат, ставит между ними стрелку и спрашивает детей:
- Что изменилось? (Форма.)
Затем психолог рядом с квадратом рисует квадрат другого цвета и задает вопрос:
-А теперь что изменилось? (Цвет.)
После этого психолог рисует маленький квадрат того же цвета и опять спрашивает, что изменилось. Дети отвечают -размер.
|
Следует помнить, что данная терминология может быть не знакома детям. В этом случае психологу следует самому дать определение. Задание можно усложнить, изменив сразу два или три признака фигур. Образец:
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 21)
(4 – 5мин.) Игра «Пол - нос — потолок» (см. Занятие 2)
(5 – 7 мин.) Упражнение «Отличающаяся картинка»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - тетради. Детям предлагается задание:
- Нарисуйте два квадратика и раскрасьте их так, чтобы они отличались только цветом. А теперь нарисуйте такую фигурку, которая отличалась бы от последнего квадратика только формой. И т.п.
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя!
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 23
Задачи:
v воспитание смелости;
v развитие умения ориентироваться в пространстве;
v развитие зрительной памяти;
v тренировка тонкой моторики;
v развитие речи и мышления.
Материалы:
повязка на глаза, колокольчик, плакат, выполненный по рис. 15, тетради, простые карандаши, магнитная доска с магнитами, плакат «Фигурки из счетных палочек - 2» (Демонстрационный материал), наборы счетных палочек.
Ход занятия
(5 мин.) Игра «Заяц и волки»
С помощью считалки выбирается водящий - «заяц», которому завязывают глаза.
|
Под счет «Раз, два, три - стоп!» остальные участники -«волки» - разбегаются по залу и останавливаются. «Заяц» осторожно ходит по комнате, стараясь не задевать «волков». Если он коснется одного из участников, выбирается новый водящий, игра возобновляется.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(2 - 3 мин.) Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка» (см. Занятие 10)
(2-мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие 22)
(5 мин.) Упражнение «Посмотрим, запомним, нарисуем»
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - тетради. На магнитной доске - плакат:
По сигналу психолога «Внимание!» дети рассматривают плакат в течение 3-5 секунд, стараясь его запомнить.
После этого психолог убирает плакат и предлагает детям нарисовать в заданной последовательности все фигуры, которые они запомнили.
(3 -4 мин.) Упражнение «Один - много»
Психолог называет слова в единственном числе и просит детей поочередно произносить их во множественном числе, например: дерево - деревья, муха - мухи, дом - дома, город - города, фонарь - фонари, самолет - самолеты, круг - круги, помидор - помидоры и т.п.
Упражнение продолжается до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.
(2 мин.) Физкультминутка
Рот, нос, голова,
Уши, щеки, лоб, глаза,
Плечи, локти, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Ноги: топ - топ,
Руки:хлоп - хлоп,
Раз - туда, два - сюда.
Это - нет, а это - да!
(10 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных палочек»
Дежурные раздают счетные палочки. Психолог прикрепляет к магнитной доске плакат «Фигурки из счетных палочек - 2 ».
Детям предлагается выложить по образцу фигурки из счетных палочек.
|
Затем психолог дает следующие задания:
- Уберите из третьей фигуры две палочки так, чтобы получился один большой прямоугольник.
- В четвертой фигуре переложите две палочки так, чтобы получился флажок.
- В пятой фигуре переложите две палочки так, чтобы получились три одинаковых треугольника.