Занятие 6
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v обучение работе в тетрадях;
v тренировка тонкой моторики;
v развитие понятийного мышления.
Материалы:
мяч, колокольчик, подписанные тетради в крупную клетку, простые карандаши, наборы из четырех предметных картинок, разложенных по двум понятийным группам: домашние и дикие животные, овощи и фрукты, мебель и одежда и др. (Здесь и далее в подобных упражнениях можно использовать пособие: Картинный словарь. - М.: Книголюб.)
Ход занятия
(3 – 4 мин.) Упражнение «Вежливые слова» (см. Занятие 1)
(8 – 9 мин.) Упражнение на развитие произвольности
Психолог объясняет, что в школе так же, как и в детском саду, есть дежурные. Детям предлагается назначить дежурных, которые будут помогать психологу, можно прикрепить к их одежде отличительный знак, например, бейджик.
Дежурные раздают простые карандаши, а психолог - подписанные тетради. Детям следует объяснить, что такое «обложка», «страница», «лист», «поля» и предупредить о том, что на полях писать нельзя. Психолог предлагает детям открыть первую страницу тетради и взять в руки карандаши, а затем говорит:
— Мы будем рисовать по клеточкам фигурки, слева направо. Рисовать будем, обводя линеечки, вот так (показывает на доске).
Далее психолог в произвольном порядке называет различные геометрические фигуры, которые рисуют дети в тетради.
Следует следить за тем, чтобы дети придерживались строк, обводили линеечки и не заходили за поля.
(2 -3 мин.) Физкультмитнутка
Все встают в круг.
Психолог предлагает детям расслабить руки, потрясти кистями, потереть ладони друг о друга, втянуть голову в плечи, покачать ею вперед-назад, сделать «массаж» головы и ушей.
|
(3 – 4 мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
(7 – 9 мин.) Упражнение «Классификация»
На столе каждого ребенка набор из четырех предметных картинок. Психолог говорит:
- У вас есть четыре картинки. Две из них относятся к одной группе, они чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а две - к другой, их тоже можно назвать одним словом. Положите две похожие картинки слева, а две другие похожие - справа.
Психолог подходит к каждому ребенку и просит его объяснить свое решение, а при необходимости оказывает разъяснительную помощь.
Звенит колокольчик.
Психолог просит детей оставаться на местах, пока он не соберет картинки, а дежурные - тетради и карандаши.
Заключительный этап
Звенит колокольчик.
Психолог просит детей оставаться на местах, пока он не соберет картинки, а дежурные – тетради и карандаши.
Занятие 7
Задачи:
v развитие воображения и выразительных движений;
v развитие произвольного поведения;
v тренировка тонкой моторики;
v развитие внимания и восприятия.
Материалы:
колокольчик, тетради, простые карандаши, разрезные картинки или открытки, знаки «Говорит один» и «Говорим хором » (Демонстрационный материал).
Ход занятия
(3 -5 мин.) Упражнение «Передаем по кругу»
Все встают в круг.
Психолог говорит:
- Сейчас мы будем передавать друг другу воображаемые предметы. Вот сейчас у меня в руках огромный мяч (разводит руки в стороны). Я его передаю тебе.
Ребенок, стоящий справа от психолога, расставляет ладошки и имитирует передачу мяча своему соседу справа.
|
Также можно предложить детям «передать» тяжелую гирю, колючего ежика, хрупкий цветок, горячий блин и т.п.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(7- 8 мин.) Упражнение «Говорит один — говорим хором»
Психолог показывает детям два знака. Первый называется «Говорит один» и показывается в том случае, если ответ на вопрос должен дать один ребенок. (Дети поднимают руки, психолог называет того, кто будет отвечать). Второй знак - «Говорим хором» - показывается в том случае, если на вопрос разрешается ответить всем вместе, хором.
Вопросы могут быть следующими:
- Как называется этот палец? (Показывает большой палец и знак «Говорит один».)
- Отгадайте загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее-? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Как называется человек, который умеет рисовать картины? (Показывает знак «Говорит один».)
- Какие животные дают молоко? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Что едят коровы? (Показывает знак «Говорит один».)
- Какое сейчас время года? (Показывает знак «Говорим хором».)
- На какой свет светофора можно переходить улицу? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Как называются цветы, которые растут дома, а не на улице? (Показывает знак «Говорит один».)
- Как зовут мальчика, которого папа Карло вырезал из дерева? (Показывает знак «Говорит один».)
- А скажите, пожалуйста, драться, ругаться и толкаться - это хорошо или плохо? (Показывает знак «Говорим хором».) И т.д.
(3 мин.) Упражнение «Фигурный диктант»
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - подписанные тетради.
|
Детям предлагается выполнить «фигурный диктант», пример: «Кружок, квадрат, два треугольника, два круга, угольник, три квадрата, треугольник, круг, два квадрата и т.д.», по окончании которого дети ставят в каждом кружке точку, а в каждом квадрате - крестик.
Психолог следит за правильностью выполнения задания! также за тем, чтобы дети оставляли между фигурами пропуск в одну клетку и не заходили на поля.
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 3)
(5 – 7 мин.) Упражнение «Разрезные картинки»
На столе каждого ребенка - картинка или открытка, разрезанная следующим образом:
Детям предлагается ее собрать.
Выполнив задание, дети обмениваются картинками. За одно занятие каждому ребенку нужно сложить 4-5 картинок.
Заключительный этап
Звенит колокольчик. Психолог разрешает детям встать и посмотреть картинки друг друга.
Детей следует похвалить за работу, затем попросить дежурных собрать тетрадки и карандаши, а остальных детей - построиться.
Занятие 8
Задачи:
v развитие выразительных движений;
v развитие внимания и произвольности;
v тренировка тонкой моторики;
v закрепление порядковых числительных;
v развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
v развитие логического мышления.
Материалы:
колокольчик, плакат, выполненный по рис. 3 (формат листа АЗ), знаки «Говорит один» и «Говорим хором», набор из трех предметных картинок (две из них с изображением предметов, принадлежащих к одной группе, а третья - к другой), указка, магнитная доска с магнитами, бланки «Соединим точки по порядку» (Демонстрационный материал), тетради, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
(3- 4 мин.) Игра «Изобразим животных»
Дети встают в круг.
Психолог называет какое-нибудь животное, дети с помощью выразительных движений его изображают.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(5 мин.) Упражнение «Фигуры»
На магнитной доске - плакат:
(3 -4 мин.) Упражнение «Говорит один - говорим хором» (см. Занятие 7)
Психолог задает вопросы:
- Сейчас вы в детском саду, а через год будете где? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Сейчас тебе (называет имя ребенка,) 6 лет, а через год будет? (Показывает знак «Говорит один».)
- В детском саду комната называется группой, а в школе?
(Показывает знак «Говорим хором».)
- Как называется сумка, в которой носят учебники? (Показывает знак «Говорит один».)
- Сейчас у нас осень, а скоро что наступит? (Показывает знак «Говорим хором».) И т.д.
(2 мин.) "Пальчиковая гимнастика
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка…кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайся кто куда!
(4 мин.) Упражнение «Соединим точки по порядку»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог- бланки и тетради.
Детям предлагается рассмотреть точки, соединить их по порядку, а потом дорисовать рисунок так, чтобы получился какой-нибудь предмет.
Психолог, указывая на знаки и фигуры, просит детей назвать их. Дети отвечают хором.
После этого психолог дает краткие команды, например: «Посмотрите на круг... на крест... на треугольник... на квадрат... на ромб... на звезду...».
Подобные глазодвигательные упражнения способствуют концентрации внимания.
(2-Змин.) Упражнение «Фигурный диктант»
Психолог говорит:
- Откройте тетради. Нарисуйте кружок, справа от него - квадратик, под квадратиком - крестик, слева от крестика - овал.
(Психолог выполняет задание на доске.) Сравните с тем, что нарисовано на доске.
(1мин.) Физкультминутка
Дети встают около стульчиков.
Две сестрицы, две руки - правая и левая
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
Две сестрицы, две руки - левая и правая -
И озера, и моря загребают, плавая.
(6 -7 мин.) Упражнение «Третий - лишний»
На столе каждого ребенка - набор из трех предметных картинок.
Психолог предлагает детям отложить в сторону «лишнюю» картинку и объяснить свой выбор.