Занятие 3
Задачи:
v развитие произвольного поведения;
v тренировка тонкой моторики;
v диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия;
v развитие фонематического восприятия.
Материалы:
колокольчик, бланки «Корректурная проба» (Демонстрационный материал), простые карандаши, доска, мел, часы с секундной стрелкой или секундомер.
Ход занятия
(3-4 мин.) Упражнение «Вежливость»
Дети встают вокруг психолога.
По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.
Психолог демонстрирует движения (руки вверх, в стороны, прыжки, наклоны и т.д.), дети их повторяют, но только в том случае, если психолог скажет «пожалуйста».
По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.
(2-3 мин). Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
(2 -3 мин.) Пальчиковая гимнастика
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем песни пел,
С этим пальцем кашу ел,
Оттого и потолстел.
Наелся!
(4-5мин.) Тест «Корректурная проба
На столе каждого ребенка - бланк с тестовым материалом и простой карандаш.
Психолог просит детей посмотреть на доску и объясняет:
-У вас на листах нарисованы разные фигурки: треугольники, кружочки, квадратики, стрелки, флажки. Вам нужно, просматривая строчку за строчкой, в треугольнике ставить черточку, в кружочке - крестик, а во флажках - точку. В остальных фигурках ничего ставить не надо. Давайте повторим: что мы ставим в кружках? А во флажках? В треугольниках? Возьмите карандаши и потренируйтесь.
Образец выполнения задания дается на доске.
Первую строчку дети выполняют под руководством психолога, который затем ее проверяет.
|
После этого задание повторяется еще раз, и детей предупреждают, что теперь по сигналу психолога в течение двух минут они будут работать самостоятельно, пока не услышат: «Стоп!». Следует обратить внимание детей на то, что нужно постараться поставить как можно большее количество значков, ничего при этом не пропустив и не перепутав.
Представленный на доске образец через минуту стирают, и оставшееся время дети работают по памяти.
Иногда дети начинают искать фигурки одного вида по всему листу и расставлять в них нужный знак. В таком случае нужно еще раз объяснить задание. Если ребенок продолжит выполнять задание неправильно, это может свидетельствовать о его неподготовленности к переходу на планомерную работу.
По истечении двух минут психолог дает детям команду отложить карандаши и перевернуть лист чистой стороной вверх. Если некоторые дети будут продолжать работу, можно дать им время для ее завершения, но отметить этап, на котором оно истекло.
Обработка результатов проводится по формуле:
Q=C/C+D
где Q - коэффициент работоспособности;
С - количество просмотренных строчек;
D - количество ошибок.
Пропущенная строка считается одной ошибкой. Чем выше коэффициент работоспособности, тем выше уровень концентрации внимания ребенка.
Как показывает практика, дети 6-6,5 лет с высокой умственной работоспособностью и вниманием за две минуты успевают просмотреть 10-12 строк, сделав при этом 1-2 ошибки. Такие дети, как правило, отличаются хорошим интеллектуальным развитием и высокой готовностью к школьному обучению.
|
(3-4- мин.) Задание для диагностики пространственных представлений
Психолог дает задание:
-А теперь нарисуйте, пожалуйста, в центре листа домик, в правом верхнем углу - солнышко, в левом нижнем - елочку, в правом нижнем - дерево, а в левом верхнем - облачко.
(Образцы схематичных рисунков рекомендуется дать на доске.)
Таким образом, можно получить представление не только об уровне концентрации внимания детей, их умении понимать и выполнять инструкцию, но и об уровне развития пространственных представлений и умении ориентироваться на листе бумаги.
(2 – 3 мин.) Физкультминутка
Раз, два, три, четыре. Хлопают в ладоши.
Мыши дернули за гири Соответствующие движения руками.
Вдруг раздался страшный гром, Закрывают уши ладонями и покачивают головой.
Убежали мышки в дом. Бег на месте.
(4 мин.) Упражнение «Звуковые прятки»
Дети садятся застолы.
Психолог говорит:
- А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы - хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О». Попробуем? Начали: лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок, глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А»: мачта, цветок, заяц, стул, аист, лампа, забор. Теперь ищем звук «Т»: стол, забор, стул, дача, табурет, зонт, ложка, глаз.
Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.
Заключительный этап (см. Занятие 1)
Занятие 4
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v повышение уровня школьной компетентности;
v развитие восприятия и мышления;
v диагностика зрительно-моторной координации.
|
Материалы:
колокольчик, доска, мел, наборы счетных палочек, простые карандаши, бланки «Выявление уровня зрительно-моторной координации» (Демонстрационный материал).
Ход занятия
(3-4-мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
(2 мин.) Тренинг навыков школьного поведения
Звенит колокольчик, дети занимают свои места. Психолог объясняет:
- Сейчас я выйду за дверь, а когда войду обратно, вы должны молча встать около своих стульчиков.
После этого психолог говорит:
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок.
(5 мин.) Упражнение «Потопаем, похлопаем»
Психолог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе, например:
- Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит.
Затем психолог говорит:
- А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя - потопаете ногами. Начинаем!
Слушать учительницу? Разговаривать с соседом по парте? Вставать и ходить по классу? Писать в тетрадях буквы? Рисовать в тетрадях машинки? Есть конфеты? Рисовать на страницах учебника? Отвечать на вопросы учительницы? И т. д.
(9-10 мин.) Упражнение «Складываем и считаем»
Психолог раздает наборы счетных палочек.
Детям предлагается сложить треугольник, квадрат и прямоугольник, а затем посчитать, сколько палочек понадобилось для каждой фигуры.
Следует обратить внимание детей на отличия квадрата от треугольника и прямоугольника от квадрата.
На доске - рисунок:
![]() |
Психолог спрашивает: «Что это за фигуры и сколько их?»
(Пять.)
Затем детям предлагается выложить рядом два треугольника и сосчитать, сколько палочек они использовали. Задание можно усложнить, попросив детей выложить из пяти палочек Два треугольника. Если дети не справляются с заданием, следует дать образец.
Также можно использовать и более сложные задания*.
٭Подходящие задания можно найти в книге: Михайлова З.А. Игровые задачи Для дошкольников. - СПб., 1996.
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 3)
(3 мин.) Задание для выявления уровня зрительно-моторной координации
•Психолог раздает детям бланки, простые карандашии предлагает «скопировать» крестик.
Заключительный этап (см. Занятие 1)
Занятие 5
Задачи:
v развитие групповой сплоченности;
v тренировка тонкой моторики;
v развитие слухо-моторной координации и внимания;
v развитие кругозора, речи и мышления;
v диагностика самооценки.
Материалы:
сшитая концами узкая лента, колокольчик, наборы «Учись считать», подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
(4 - 5 мин.) Игра «Паутинка»
Все встают на равном расстоянии друг от друга и берутся за края ленты, образуя круг.
Психолог называет одного из детей и задает ему вопрос, например: «Какого лесного зверя ты знаешь?».
Если ребенок правильно отвечает на вопрос, он переходит на другое место круга, потянув за собой ленту. Остальные участники ослабляют натяжение ленты, но не отпускают ее.
После того, как все дети ответят на вопросы, психолог обращает их внимание на образовавшуюся «паутинку» и предупреждает, что она распадется, если даже кто-то один отпустит ленту, а, значит, важен и значим каждый участник.
Звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же я без хруста,
Если я капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту солим, солим
И с морковкой жмем,, жмем.
(3 мин.) Упражнение «А в школе... »
Дети хором отвечают на вопросы психолога:
- В детском саду - воспитательница, а в школе кто?
- В детском саду вас называют детьми, а в школе?
- В детском саду - столы, а в школе?
- В детском саду - группы, а в школе?
- В детском саду - занятия, а в школе?
- В детском саду главная - заведующая, а в школе?
- В детском саду вы играете, а в школе что вы будете делать?
- Утром вы завтракаете, а днем?
-Дома вы играете, а на улице? И т.д.
(8 – 10 мин.) Упражнение «Цветные дорожки»
Психолог раздает детям наборы «Учись считать» и говорит:
- Сейчас вы будете выкладывать из фигурок цветные дорожки. Положите на стол красный квадрат, справа от него —
желтый, справа от желтого - зеленый. Потом опять красный, желтый, зеленый. Продолжайте так же. Когда закончатся квадратики, поднимите руку, я подойду и посмотрю, правильно ли вы выполнили задание.
Молодцы! Сложите в коробочку все фигурки.
Теперь будем делать другую дорожку: два зеленых квадрата, один желтый, два красных, кружок, два желтых квадрата, один красный, один зеленый.
Молодцы! Уберите все в коробочку.
Давайте сложим узор. Возьмите кружок и положите его перед собой. Над кружком положите красный треугольник, под кружком — желтый квадрат, слева от круга - зеленый квадрат, справа от круга - красный.
Для проверки выполнения задания или при возникновении затруднений психолог выполняет соответствующий рисунок на доске.
(2-мин.) Физкультминутка
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора.
(5 мин.) Диагностическое задание «Автопортрет»
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши и просит нарисовать автопортрет.
Если кто-то из детей справился с заданием быстрее остальных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборотной стороне листа.