Арцишевская И.Л.
А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008. - 72 с. (Психологическая служба.) 18ВЫ978-5-216-00049-5
В пособии даны подробные конспекты занятий-тренингов, в ходе которых дети 5-6 лет отрабатывают необходимые для школьного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, привыкают к роли ученика, развивают познавательные процессы и моторику.
Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом.
Адресовано психологам и педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе.
ББК 88.8
I8ВN 978-5-216-00049-5 |
© И.Л. Арцишевская, 2007 © Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2008
Серия «Психологическая служба» АРЦИШЕВСКАЯ Ирина Леонардовна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Конспекты занятий
Ответственный за выпуск - М. Вишневская Редакторы - Е. Алифанова, Т. Сазонова
Корректор - А. Сурженко
Оригинал-макет - Н. Руденко
Обложка - Д. Морозова
Подписано в печать 06.12.2007. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Печ. л. 4,5. Тираж 1000 экз. Заказ № 2626.
ООО Издательство «Книголюб». 109544, Москва, ул. Рабочая, д. 93, стр. 2. Тел.: (495) 950-57-08. Е-та11: тЪ@Ьш&о1иЪ.ги. Ут^.]<т§о1иЪ.ги
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в
ОАО «Домодедовская типография» г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1
Введение
В связи с введением четырехлетнего начального образования многие дети переступают школьный порог уже в возрасте 6,5 лет Часто эти дети не попадают в подготовительную группу детского сада, их дошкольное образование ограничено программой старшей группы.
|
Данное пособие рассчитано на педагогов-психологов и призвано помочь воспитателям в подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, учитывая их возрастные особенности и познавательные способности.
Программа успешно апробировалась в течение нескольких лет и доказала не только свою эффективность, но и необходимость.
Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям (умению читать и считать), но также другим показателям.
Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, так как это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.
Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего бенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника - оно становится более уравновешенным и целенаправленным.
Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.
|
Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению. А недостаток знаний и умений, как правило, быстро ликвидируется уже к концу первого класса, программа которого рассчитана на детей, не умеющих читать, считать и писать.
Авторская программа состоит из 27 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующего года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивости, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы.
Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.
Большинство занятий не требует специального оборудования. Однако перед началом работы следует изготовить необходимые плакаты и пособия, представленные на рисунках в тексте, а также подготовить следующее оборудование и материалы:
|
• колокольчик;
• доска, одна сторона которой расчерчена в клетку, мел
или специальные фломастеры;
• магнитная доска с магнитами;
• указка;
• сшитая концами узкая лента длиной 6-9 метров;
• мяч средних размеров;
• листы бумаги формата А4;
• пуговицы или фишки (по количеству детей);
• набор предметных картинок из разных понятийных
групп*;
• разрезные картинки;
• тетради в крупную клетку с полями (по количеству детей);
• наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие
карандаши (по количеству детей);
• наборы счетных палочек (по количеству детей);
• наборы геометрических фигур «Учись считать» (по количеству детей).
Занятия продолжительностью 25-30 минут рекомендуется проводить во второй половине дня один раз в неделю с подгруппой из 8-10 человек. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр. Примерная продолжительность каждого упражнения указана в пособии, но следует помнить, что многие задания можно изменять, дополнять - словом, проявлять творческую инициативу.
Успешной работы!
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ
Занятие №1
Задачи:
v развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;
v знакомство со школьными правилами;
v развитие произвольного поведения;
v диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.
Материалы:
мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик», подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши.
Ход занятия
(5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова»
Все встают в круг.
Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».
В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.
После того, как каждый ребенок выполнит задание, психолог звонит в колокольчик и произносит:
- У меня в руках звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сядем,
Баловство свое оставим,
Нет, игрушки не бери,
Нам нужнее «Буквари»!
Дети садятся за столы.
(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»
Психолог читает рифмовку:
- Учитель входит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не спеши,
А только руку подними.
Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия.
(4-5 мин.) Игра «Трутень и пчелы»
Психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.
Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!
Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.
(2-мин.) Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики,произвольности и зрительно-моторной координации
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок:
Заключительный этап
По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и говорит:
- Вот опять звенит звонок
И кончается урок.
Все мы славно потрудились,
И чему-то научились.
А теперь пора домой,
Все устали: ой-ой-ой!
Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!
Занятие 2
Задачи:
v повторение школьных правил;
v развитие произвольного поведения;
v развитие внимания и мышления;
v развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики.
Материалы:
мяч, колокольчик, фишки, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, плакат «Фигурки из счетных палочек - 1» (из демонстрационного материала), наборы счетных палочек.
Ход занятия
(3 мин.) Упражнение «Вежливые слова - вежливые ответы»
Все встают в круг.
Психолог поочередно бросает детям мяч и произносит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например: «Спасибо! - Пожалуйста!», «Извините! - Ничего страшного!», «Здравствуйте! — Здравствуйте!», «Апчхи! - Будьте здоровы!» и т.д.
Ребенок ловит мяч, произносит нужные слова и возвращает мяч психологу.
По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.
(2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
(2 мин.) Упражнение «Отгадывание загадок»
Психолог предлагает детям отгадать загадки:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Вот так дом:
Одно окно,
Каждый день
В окне кино. (Телевизор)
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
(4 - 5 мин.) Игра «Пол - нос - потолок»
Психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!
(1-2-мин.) «Физкультминутка» (см. Занятие 1)
(4 – 5 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных палочек — 1»
На столе каждого ребенка - набор счетных палочек. На доске - плакат «Фигурки из счетных палочек - 1».
Психолог объясняет, что с помощью счетных палочек можно не только считать, но и выложить фигурки.
Дети выкладывают фигурки, а затем считают, сколько палочек использовано в каждой из них.
(7-10 мин.) Диагностическое задание «Рисунок человека»
Психолог раздает детям подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши и просит их нарисовать любого человека.
Если кто-то из детей справился с заданием быстрее остальных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборотной стороне листа.