Занятие 26
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v развитие эмоционально-выразительных движений;
v развитие речи и мышления.
Материалы:
магнитофон, аудиозапись веселой музыки, колокольчик, доска, мел, тетради, простые карандаши.
(6 мин.) Игра «Раз, два, три — фигура замри!»
С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в центр круга.
Дети маршируют под музыку по кругу. Когда музыка стихает, ведущий говорит: «Раз, два, три - фигура тигра замри!». Затем каждый участник при помощи пантомимы изображает тигра или какого-нибудь другого зверя, названного ведущим.
Ребенок, который лучше всех изобразил животное, становится ведущим. Игра продолжается.
(3 -4 мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
(4 – 5 – мин.) Упражнение «Хорошо или плохо?»
Психолог задает детям вопрос:
- Как вы думаете, когда идет дождь - это хорошо или плохо?
Дети поднимают руки и отвечают, обосновывая свои ответы, например:
- Плохо, потому что нельзя пойти гулять, можно простудиться, становится грязно. И т.д. Или:
- Хорошо, можно пускать кораблики, голуби могут пить из лужи, вода нужна растениям. И т.д.
Психолог делает вывод о том, что одно и то же явление может быть с одной стороны хорошим, а с другой - нет.
(8 -10 мин.) Логические задачи «Домики»
Психолог делает зарисовки на доске и объясняет: - Кружок и квадратик жили вот в таких домиках (показывает на доску):
Причем кружок жил в домике с таким окошком:
Можно ли сказать, в каком домике - в первом или во втором - он жил? Правильно, пока нет.
Известно так же, что квадратик жил в домике под номером 2. А теперь можно сказать, в каком домике жил кружок? Да, он жил в домике под номером 1.
|
Психолог делает на доске запись:
Затем диктует и «записывает» следующую задачу:
- Жили-были треугольник и ромбик, каждый из них жил в своем домике, а домики были вот такими:
Известно, что в домике треугольника трубы не было. В каком же домике - под номером 1 или 2 - жил треугольник?
По окончании можно предложить детям зарисовать задачи в тетрадях.
(2-мин.) Физкультминутка (см. Занятие 25)
(3-4-мин). Упражнение «Скажем ласково»
Психолог произносит слова, а дети поочередно называют их уменьшительно-ласкательную форму. Например: Оля -Оленька; книга - книжечка; стол - столик; мама - мамочка; папа - папочка; заяц - зайчик и т.д.
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 27
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v диагностика преобладающей мотивации - учебной или игровой;
v тренировка зрительной памяти; развитие речи и мышления.
Материалы:
колокольчик, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, тетради, плакат, выполненный по рис. 18.
Ход занятия
(4 – 5 мин.) Игра «Пропускаю только...»
Дети встают в шеренгу напротив психолога, который говорит:
- Пропускаю только тех, у кого есть белый цвет.
Дети, у которых есть в одежде названный цвет, переходят на другую сторону (пространство можно разграничить двумя ленточками). Участники, в одежде которых нет названного цвета, пытаются перебежать на другую сторону, психолог старается их поймать.
Пойманный участник выбывает из игры.
В роли ведущего может быть и один из детей.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
|
(5 мин.) Диагностическое задание на выявление преобладания ученной или игровой мотивации
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - подписанные листы бумаги. Психолог объясняет:
- Вы будете рисовать на листах бумаги кружочки, пока не
услышите сигнал «Стоп!». Начали!
Дети выполняют задание. Психолог наблюдает, кто как работает: планомерно или разбросанно, медленно или быстро, как скоро происходит мотивационное истощение (ребенок перестает работать) или смена мотивации (ребенок рисует то большие, то маленькие кружочки или как-то по-другому пытается разнообразить деятельность).
Затем детям предлагается следующее задание:
- Переверните лист чистой стороной и представьте себе,что это зайкин огород, на котором нужно посадить как можно больше кочанов капусты. Ваша задача - нарисовать на листе как можно больше кружочков-кочанов. Начали!
По количеству кружков и их качеству можно судить о преобладающей мотивации ребенка - учебной (первое задание) или игровой (второе задание).
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие 26)
(4 мин.) Игра «Да и нет не говорим»
Психолог задает каждому ребенку простой вопрос, на который он должен ответить, избегая использования слов «да» и «нет», например:
- Ты мальчик?
- Сейчас зима?
- Ты был в зоопарке?
- Ты сейчас в детском саду?
- Ты любишь мороженое?
- Ты любишь играть?
- Ты любишь борщ? И т.д.
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 26)
(3 мин.) Упражнение «Посмотрим, запомним, изрисуем»
Психолог раздает тетради. На магнитной доске - плакат:
По сигналу психолога «Внимание!» дети рассматривают плакат в течение 10 секунд, стараясь его запомнить.
|
После этого психолог убирает плакат и предлагает детям нарисовать в заданной последовательности все фигуры, которые они запомнили.
(7 – 10 мин.) Логические задачи «Домики»
На доске запись логической задачи:
Психолог объясняет:
- Жили-были кружок и квадратик, каждый - в своем домике. Известно, что оба жили в домиках с окошками. А так то, что квадратик жил в доме с трубой. В каком домике жил квадратик, а в каком - кружочек?
Дети высказывают свои предположения. Психолог постепенно подводит их к правильному решению, которое можно записать в тетрадях в виде схемы.
Дальше можно решить следующую задачу: