Карельский перешеек в разные свои исторические эпохи




Бросается в глаза и режет слух авторский перевод этнонима сарматы. В главе «Великая Сарматия (III – II вв. до н.э.). Правления Сады-Короля (Сайтафарна), Амаги, Гатала», да и в других местах тоже, А.И. Асов доверительно сообщает: «Скифы и сарматы часто нападали на греческие города. Так, известно, что тогда пришёл некий Сайтафарн, царь «враждебных саев» («саи», надо полагать, сарматы, имя переводится как «царские»). В своих примечаниях автор пишет, что «имя это можно прочитать как «Сада (то же, что Оседень), владеющий фарном» (фарн, или хварно, фарр, - это божественный знак, который носят цари, один из главных символов царской власти в Авесте)». Но, во-первых, если слово (имя) Сада рассматривать с точки зрения не славянских языков, а тех же угорских, которые, на мой взгляд, не менее древни, то sada [sata] – это числительное 100 (СТО). Во-вторых, и я это уже рассматривал в своём историко-филологическом исследовании «Гиперборейская традиция Северной Руси», сарматы – это, по всей видимости, островитяне. Сармат, сарматы – из (очень) краткого курса истории, который преподают в наших школах, о сарматах почти ничего неизвестно. Ну, сарматы и сарматы, подумаешь (?) племена какие-то дикие! Да и зачем их было изучать, когда перед учителями, преподающими историю, стояла задача изучения курса истории Руси, начинающейся с призвания на княжеский стол Рюрика с братьями: дескать, именно со времён ПВЛ, написанного мифическим Нестором, и началась история государства Российского. Но в том то и загвоздка, что именно сарматы и варяги, (читай, те же сарматы по В. Н. Татищеву), стояли у истоков Руси изначальной, а не славяне-венеды с норвежскими викингами, как нас убеждали заблуждавшиеся и заблудившиеся преподаватели истории. Так что же тогда такое есть Сарматия? Учитывая то обстоятельство, что сарматы, населявшие Восточную Европу, говорили не на славянском, а на сарматском языке, который частично перешёл в некоторые финно-угорские языки и диалекты, Саарматия ими могла рассматриваться как Сааримаа. ” Saari ” – это «остров », а ” maa ” – «земля ». И тогда, Сааримаа – Сарматия – Островная земля. То есть, земля, состоящая из множества различной величины островов, а сарматы – это островитяне. Допускаю, что в те далёкие времена языки древних потомков славянских и финских народов не очень сильно разнились, а если и разнились, то только по диалектам, как ныне, например, тот же современный русский язык имеет множество диалектов и говоров. Нам нетрудно бывает отличить москвича от ленинградца, мы различаем вологодское оканье и костромское аканье. Тот же карельский язык, который можно считать прародителем современного финского языка, имеет, как минимум, три основных диалекта – собственно-карельский, ливвиковский и люддиковский. Когда, например, я впервые услышал эстонскую и вепсскую речь, то подумал, что это карельский язык с каким-то иноземным акцентом. Тот же ливвиковский диалект карельского языка с лёгкостью можно разделить на различные говоры. На сегодняшний день мы, кроме калевальских карел, знаем и олонецких, и ведлозерских, и тихвинских, и тверских, и кондопожских, и прочих карел. В одном только Олонецком районе рассматриваются сяндебские, олонецкие, михайловские и даже тигверские карелы.

Из той же главы книги А.И. Асова «Атланты, арии, славяне» мы узнаём, что среди сарматов «можно выделить также племена роксолан (русколан)». Ссылаясь на «Книгу Велеса», А.И. Асов сообщает, что русколаны – союзники и братья скифов. Чтобы более полно попытаться опровергнуть данное суждение, для начала я должен буду обратиться к книге А. Бычкова, А. Низовского и П. Черносвитова «Загадки Древней Руси». В ней они (авторы) сообщают, что «Сегодня наиболее убедительными представляются следующие положения: - «русь» - этноним неславянского происхождения; - этим этнонимом разные источники именуют норманнов, славян, сарматов и германцев, а возможно, и балтов». Издание данной книги, которую мне довелось читать, было осуществлено в 2005 году московским ЗАО «Издательство «Вече». Небольшая по формату и объёму книга оказалась богатой на цитаты различных и даже противоречащих друг другу источников. В ней, вместе с авторами, мы сделаем небольшую попытку проделать экскурсию в прошлое нашей страны, дабы понять, что мы не Иваны, позабывшие свою родословную, что у нас, кроме навязанной нам истории, есть ещё славное прошлое, по своей значимости ничем не уступающее различным hисториям Греции, Рима, Египта, Китая и иже с ними.

Я умышленно выделил здесь слово история, дабы лишний раз подчеркнуть, что происхождением своим данный термин обязан не древнееврейской Торе, как это пытаются трактовать некоторые «знатоки» русской словесности, а древнему слову tora, сохранившемуся в настоящее время в финно-угорских языках. В частности, с карельского языка слово tora переводится как «бой», «битва», «драка». Неспроста скандинавский бог войны назван именем Тор. И, думается, самые первые, или одни из самых первых из уст в уста передаваемых гисторий, были связаны между собой именно с именем этого божества, получившего эпитет Тор-Тора.

Обращая внимание на этноним «роксоланы», хочу заметить, что многие авторы, в том числе и авторы книги «Загадки Древней Руси», изданной в 2005 году московским издательством «Вече», а также и А.И. Асов, цитируя те или иные летописные документы, в которых встречаются наименования этнических образований с корневой основой «лан-ланы», (те же роксоланы, например), предпочитают соотносить их к прикавказским и причерноморским аланам – осетинам то есть. Но, что было бы, если бы в настоящее время на территории России доминировал не современный русский язык, а один из финно-угорских языков, предположим, тот же карельский? В соответствии с нынешней грамматикой и лексикой языка русского, не было бы таких этнических понятий, как украинец, русский, карел, вепс, цыган, финн, немец и других, а были бы, как минимум, украиноланы, веняланы, карьяланы, вепсяланы, мустуланы, суомиланы и саксаланы. На карельском языке это звучало бы так: ukrainolaine, venjälaine, karjalaine, vepsjälaine, mustulaine, suomilaine, saksalaine.

Как видим, корневая основа лайнэ-ланы не имеет абсолютно никакого отношения к какому-нибудь одному отдельно взятому этносу. Ланы-аланы – это просто люди! На сегодняшний день я, будучи южным карелом, по-русски могу называться просто карелом-ливвиком, а на собственно-карельском, люддиковском, ливвиковском, финском, эстонском и вепсском языках-диалектах это название будет произноситься как livgiläine [лиугиляйнэ]. И тогда получается, что я тоже алан? Да – алан, но не осетин! И только в том случае я алан, если, словом аланы древними народами назывались все люди. И, получается, украйноланы – крайние (окраинные) люди, веняланы – люди-венеды, карьяланы – могут быть крупные или совместные люди (карью – крупный, стая), мустуланы – чёрные люди (мусту – чёрный) и так далее. Карелы и финны до сих пор тех же шведов называют ruotsi, ruotsilaine, а слова rusko, ruskei, ruis, ruotsi и так далее, переводятся на современный язык как нечто красивое, красное, рыжее, светлое, солнечное...

Чтобы разобраться, к какому народу относился термин «русь», авторы книги «Загадки Древней Руси» свои поиски начали с юга, упомянув при этом, что первое упоминание о руссах имеется у Псевдо-Захария, сирийского автора VI века, написавшего: «Соседний с ними [амазонками] народ рос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток, у северных краев есть еще три чёрных народа».

В своих рассуждениях авторы приходят к мнению, что этнонимы русь (рос), сербы, хорваты, анты – это те самые, которые появляются в ранневизантийских источниках в качестве названий племён, «давящих» на Византию из Причерноморья – североиранского происхождения. Но где, во-первых, в античности располагалось то самое Причерноморье, откуда могли «давить» на Византию вышеупомянутые племена? Всем нам известно лишь расположение сегодняшнего Причерноморья, но каковым и где оно могло находиться в очень глубокой древности, эту задачу должна бы решать историческая география, но похоже, что она, если не умерла вовсе, то находится под спудом инкогнито, ибо кому-то очень не хочется, чтобы народы узнали истинные свои корни. Впрочем, не выгодно хотя бы даже чисто с экономической точки зрения, поскольку придётся заново переписать практически всю историю Древнего Мира. С другой стороны, сколько тогда академиков и профессоров лишатся своих регалий и почётных званий – уму непостижимо, а никто свои регалии так просто отдавать не желает. К тому же, надо сказать, что у апологетов официальной исторической науки в лице церкви есть мощный союзник. Да-да, именно христианство со времени своего утверждения на Руси сделало всё возможное для уничтожения народной памяти о языческих предках и выступило зачинателем той самой традиции, которая привела нас к историческому беспамятству. Чего стоит одно только высказывание того же Нестора, в реальном существовании которого можно усомниться. И, тем не менее, раз «Нестор сказал», значит, так оно и есть. Но за него это могли сделать более поздние сочинители «Повести временных лет», и та озвученная мысль гласила о том, что до прихода варягов все восточно-европейские народы жили подобно птицам и зверям. Но как заметил известнейший в Древней Греции и неведомый нам, наш земляк Анахарсис, закон тоньше и слабее паутины и в значительной степени является результатом совместной деятельности церкви и историков.

Но давайте не будем трясти воздух пустыми словами, а обратимся непосредственно к трактовкам летописей. Авторы книги, ссылаясь на иранские языки, подчеркивают, что «рос», «рус» - значит светлый, блестящий, белый. Но так выглядит не только в иранских языках. Финно-угорские языки, отметим, также под словами с корневой основой «рус-рос» подразумевают именно светлые солнечные цвета и оттенки. Но Бычков, Низовский и Черносвитов настойчиво стоят на своём: роксоланы – это, скорей всего, «белые аланы». Они тут же добавляют аналоги: белые угры, белые хорваты, белые сербы – распространенные в средневековой литературе этнонимы. У меня же создаётся впечатление, что все авторы, читая друг друга, просто-напросто соглашаются с мнением коллег, и никто из них не пытается друг другу противоречить, дабы отыскать истину. Хотя, заметим далее, что до истины в последней инстанции нам весьма трудно будет дойти, и дойдём ли мы до неё, отыщем ли, а если и отыщем, то когда, я не знаю. А правда и правдивое описание есть у каждого из авторов, но это ещё не истина в последней инстанции. Благими помыслами и стараниями любого историка любой из школ, находящихся в поиске исторической правды, история пишется как бы заново, с белого листа. Каждый из «старателей», находя свой исторический, как ему кажется, золотой слиток, занимается лишь сочинительством истории, но не воссозданием её хронологической справедливости. А посему, видится мне, для того, чтобы снять все вопросы, мы должны руководствоваться, прежде всего, изречением, известным всему миру: «Платон мне друг, но истина дороже», и, объединив воедино все научные дисциплины, делать соответствующие выводы. Наряду с традиционной исторической наукой, профессиональные историки должны знать и изучать фольклор, топонимику, историческую географию, древние и современные языки, а также множество других научных дисциплин. Знание древних и современных языков, думается, не должно подразумевать только латынь, санскрит, английский и русский языки, но и множество других, корневую основу которых мы можем отыскать чуть ли не во всех языках современности. Это необходимо хотя бы для того, чтобы в изучении исторических наук, к каковым я отношу и этимологию, не возникало путаницы, как в случае, например, со словами «ковать» и «рандеву». Предлагаю свой вариант рассмотрения данных образцов.

Ковать, подкова. Прежде чем предложить здесь свою версию происхождения этих двух слов, хочу обратить внимание на трактовку, взятую мной из Школьного этимологического словаря. На мой взгляд, в нём зафиксирован не совсем правильный перевод на современный русский язык. Цитировать его я не буду, а передам лишь смысл из сказанного в собственном изложении: слово КОВАТЬ является якобы общеславянским. Создатели словаря выводят его из чешского слова kouti «ковать», латышского kaut «бить, ударять», латинского cudo «ударяю», немецкого hauen «ударять, рубить» и так далее. Но нигде даже не упомянуто древнее слово русов (карелов) kova, произносимое ныне только в некоторой части угро-финских языков и, в частности, в карельском и финском языках. Не думаю, но убеждён, что произошли слова ковать и подкова, а равно и все однокоренные им слова из очень древнего языка русов, часть которого можно признать за нынешним карельским. В данном случае из определения kova «твёрдый». Из этого же звукоряда «сарматское» слово kivi «камень». Именно слово kivi дало название городам Киев и Кивик в Дании, а из определения kova произошли слова «ковать», «подкова» и целый ряд однокоренных слов не только в современном русском, но и других языках. Так карельское kovaine - это наждак или брусок. «Kovastua», как и современное «ковать», означает твердить, твердеть, делать твёрдым. Отсюда и Москва – Муо се кова, Мо-се кова – Земля эта твёрдая. В поисках этой самой твёрдой земли в пост ледниковый период по бескрайним просторам Восточной Европы «рыскали» не только номады, но и многие другие древние народы.

Рандеву - под этим словом мы подразумеваем обыкновенное свидание. По своему происхождению оно считается иностранным, будто бы заимствованным из языка французского. Изначально, словом рандеву обозначалось свидание двух кораблей в открытом море, когда сходятся борт к борту два корабля. В морской терминологии подобное сближение называется «стать лагом». Оба корабля как бы обзаводятся берегом, а «берег» на том же карельском языке – это randu. Известно, что многие глаголы происходят от имен существительных. Например, подметать от слова метла, расти от слова рост и так далее. Таким образом, получается, что слово рандеву могло произойти от слова ранду. Если данной логике следовать, то «обзавестись берегом» - значит рандавуо. Но так будет звучать на карельском языке, а посему, думается, слово это каким-то образом, дойдя куда-то на запад, видоизменилось и стало словом «рандеву», что сути не меняет. Этому предположению можно возразить: дескать, кто такие карелы? Но есть предположение, что это одна из сарматских ветвей, а сарматы, думается, гораздо древнее любых французов. Тем более что французский вариант слова «рандеву» rendez-vous ни в какое сравнение не входит с карельским (финским) словом randavuo.

РУСЬ-ВАРЯГИ И КОРЕЛА

Но давайте всё же попытаемся разобраться в вопросе о том, а кем же на самом деле были эти самые русы? Оттолкнёмся, для начала, от изречения великого русского учёного, предшественника М.В. Ломоносова, написавшего «Историю Российскую» В.Н. Татищева: «Что ныне руссы язык словенской употребляют или славяне русскими назвались, оное бесспорно; однако… тогда руссы от славян были разны, ибо руссы были языка сарматского, как он сам (Нестор – В.В.) на многих местах различает». (Татищев В.Н. Избр. произв., Л. 1979. т.2. с.213). Вот какую трактовку относительно названия города Киев дал Василий Никитич в своей «Истории Российской»: «Киев, главный город в Малой Руси, на правом берегу Днепра, ниже устья реки Десны, на горе довольно высокой, весьма древней, от славян называн Горы, а от сармат Киви, то же значит, от чего имя Киев осталось. Нестор или кто по нем, не зная произвождения имяни сарматского, басню сложил о Кие князе с братиею, но древние римские географы имя Горы довольно знали, яко же и сам Нестор Горы имянует. Но понеже нам древних гисторий не осталось, того ради о древностях онаго до Оскольда, пасынка или сына Рюрикова, ничего сказать не можем, ибо нам Нестор сего перваго князя в Киеве объявил. Он, по сказанию греческих писателей, имянован от них Рос, и многие беды греком приключил, потом святое крещение принял, и как можно дознаться, что для той причины он от великаго князя Ольга Перваго убит, куда и престол российских государей перенесен». Все эти объяснения, противоречащие исключительности новой царской династии, каковой на тот момент являлась династия Романовых, цензура не могла простить В.Н. Татищеву, и, само собой разумеется, ему не удавалось опубликовать свои труды ни в Российской Империи, ни в Великобритании, ни где-нибудь ещё.

Мне часто от людей, оппонирующих со мной, приходилось и приходится слышать, будто все мои доводы – это всего-навсего совпадения. В ответ я парирую: дескать, не слишком ли много получается у нас совпадений? Разумеется, я никогда не буду утверждать, что в государстве Ливия живут карелы-ливвики или же ливы, в древности населявшие Латвию и Литву. Но то, что древние ливы говорили на одном из угро-финских наречий, это я знаю хотя бы потому, что известный карельский поэт А.Л. Волков, написавший своё «Слово о ливах», непосредственно общался с последними из представителей этого народа, и они, разговаривая между собой каждый на своём наречии, отлично друг друга понимали. Ливы говорили на ливском, поэт же – на ливвиковском диалекте карельского языка. В настоящее время «Слово о ливах» Александра Волкова переведено на многие современные европейские языки.

Мне довелось редактировать книгу карельского краеведа Леопольда Леонидовича Нейкена, посвящённую историческим событиям Лахденпохского района Республики Карелия. Автора книги давно уже нет в живых, с просьбой подготовить книгу в печать ко мне обратился сын писателя Леонид. Данный труд заинтересовал меня, прежде всего, главами «Совсем далёкое прошлое», «Очень далёкое прошлое», «Лахденпохский район глазами путешественников и исследователей», «Водные пути карел» и «От древнейших времён до наших дней».

В книге сообщается, что геологическая история Земли, которую ученые разделили на эры, периоды и эпохи, длится уже миллиарды лет. Каждая эра растянулась на сотни миллионов лет. Мы с вами живём, утверждает автор, в последний период кайнозойской эры, названный четвертичным, начавшимся примерно миллион лет тому назад и продолжающимся доныне. Этот период ознаменован тем, что на земном шаре рельеф, климат, растительность и животный мир приняли современный облик. Для четвертичного периода, как известно, характерно развитие оледенения, особенно в северном полушарии. Л.Л. Нейкен сообщает читателю, что «Южная часть котловины Ладоги не раз поднималась и опускалась, становясь то морским дном, то сушей. С вершин Скандинавских гор сползали громадные ледники. Ими была покрыта огромная территория. Геологи посчитали, что на территории Ладожского бассейна сохранились следы двух последних оледенений. По мере отступания ледника над уровнем моря поднималась территория Карелии. Именно в этот период начинается история Ладожского озера». Автор отсылает нас к периоду 12-тысячелетней давности, когда на Карельском перешейке начала появляться земля. В то время территория перешейка, а также и соседней Финляндии находилась ещё под покровом материкового льда. Когда ледник отступил, значительная часть Карельского перешейка и Приладожья представляла собой сухие земли, на которых постепенно стала появляться первая растительность. Сообщает автор и о том, что был период, когда Ладожское озеро соединялось с Выборгским заливом через так называемый Выборгский пролив по нынешней долине нижнего течения реки Вуокса. Позднее, в конце первого тысячелетия до нашей эры, эта связь прервалась, и Ладога стала озером. В это же время Нева вливалась в море широким потоком и представляла как бы залив Ладожского озера. Благодаря Неве в озере резко снизился уровень воды. Уж не эти ли далёкие времена описаны в свидетельствах отца истории Геродота, Диодора Сицилийского, а также в исторических хрониках арабских и персидских путешественников? В частности, персидский географ начала X века Ибн Русте сообщал, что Русь находится на острове, окружность которого равняется трём дням пути, остров покрыт лесами и болотами. Он писал, что росы имеют царя, который зовётся Хаган-Рос (чем не Иоганн-Рускей или Ихан Рускей, что на современный русский язык можно было бы перевести, как «совершенно красивый (рыжий, светлый и так далее»?). Вот еще одна цитата из его же сочинения:

«Русы живут на острове. На коне смелости не проявляют, но храбры в пешем бою. Все свои набеги совершают на кораблях. Носят широкие шаровары и постоянно носят мечи, ибо никому не доверяют – коварство между ними дело обыкновенное».

Спустя 50 лет другой персидский географ Муккадеси написал:

«Что касается русов, то они живут на острове нездоровом, окружённом озером, и эта крепость защищает их от нападений. Общая их численность достигает 100 000 человек. Нет у них пашен и скота. Страна граничит со страной славян, и они нападают на последних, расхищают их добро, захватывают в плен». Не будет, думаю, лишним, если напомню, что в греческих исторических хрониках остров этот носит название Эликсия. Если наложить на это название карельскую кальку, то мы получим словосочетание Eloksen sija, что в переводе на современный русский язык может означать только одно – Страна (Место) для жизни.

Но вернёмся к книге Л.Л. Нейкена. Леопольд Леонидович, когда писал эту книгу, проживал в карельском городе Лахденпохья, ставшем «прототипом» названия книги, которую он написал. В качестве материалов для книги «Лахденпохья», кроме исторических хроник, собранных различными людьми задолго до него, он использовал археологические данные, найденные учёными на территории Лахденпохского района, относящегося непосредственно к Северному Приладожью. Не со всеми его выводами можно соглашаться. Не согласен, например, я с утверждением, что будто бы «К началу первого тысячелетия нашей эры на берегах Ладоги жили сравнительно немногочисленные финно-угорские племена: карелы, емь, водь, весь». Как мы помним, первое упоминание о карелах, как таковых, относится к 1143 году. В этой связи нам следует обратиться к книге учёного из Санкт-Петербурга В.И. Паранина «Историческая география летописной Руси», в которой, ссылаясь на второй том книги В.Н. Татищева, Виктор Иванович пишет: «Что же касается руси-варягов, то последние упоминания о ней в ПВЛ относятся к XI в., когда союзником Ярослава в борьбе с братом Мстиславом был варяжский князь Якун с дружиной (1024 г.), а также когда варяги участвовали в походе Ярослава в Киев против печенегов (1036 г.). Косвенным свидетельством существования варягов ещё во второй половине XI в. служит сообщение о том, что Олег установил дань варягам от Новгорода «по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава». Таким образом, интервал времени между последним упоминанием о варягах и первым свидетельством о кореле невелик и составляет 90 лет. Если же верить Татищеву, а не доверять этому величайшему знатоку древних письменных источников нет никаких оснований, то этот интервал сокращается до 64 лет. У Татищева находим, что варяги не упоминаются со времени правления второго сына Ярослава Мудрого Святослава (1073 – 1077 гг.). В.И. Паранин приходит к вполне логическому выводу: «Следовательно, за это время на Карельском перешейке варягов-русь «сменила» корела. В качестве естественного объяснения автор «Исторической географии» называет смену этносом своего имени вследствие меняющейся в регионе ситуации. Впрочем, надо полагать, ситуация менялась не только в отдельном регионе, именуемом в настоящее время Карельским перешейком. Ситуация менялась на территории всей европейской части современной России, а также и Украины. Автор монографии «Историческая география летописной Руси», анализируя складывавшуюся ситуацию, констатирует: «Следовательно, за это время на Карельском перешейке варягов-русь «сменила» корела. Причём нет никаких оснований полагать, что на русь здесь напал мор или с нею приключилась какая-то другая напасть, так же как не следует думать, что корела пришла откуда-то со стороны на освободившееся место. Самое естественное объяснение заключается в смене этносом своего имени вследствие меняющейся в регионе ситуации. Причём эта смена не должна представляться сиюминутной реакцией на изменившуюся обстановку».

Преемственность между варягами-русью и корелой можно найти во многих сферах, в частности, политике и многочисленных совместных с новгородцами походах то на емь, то на главный город Швеции Сигтуну. Со всей очевидностью можно предположить, что участие таких естественных и традиционных союзников, какими были для Новгорода и всей Руси варяги, могло не всегда находить своё отражение в документах, как это позднее было с корелой.

В качестве важного довода в пользу развития корелы из летописной руси В.И. Паранин рассматривал материальную культуру корелы, активно изучаемую в последнее время. Особенно он выделял археологические работы С.И. Кочкуркиной, в которых, по признанию автора, содержится огромный фактический материал, пока, к сожалению, практически не привлекавшийся авторами работ по этнической истории Восточной Европы. В своей книге «Древняя корела» С.И. Кочкуркина отмечает: «Яркой особенностью обрядности корелы является присутствие того или иного типа оружия: мечей, наконечников копий и стрел, топоров – почти в каждом мужском погребении. Этот факт нельзя расценивать как доказательство существования многочисленной военной знати. Тогда нужно было бы всю мужскую половину корелы возвести в такой высокий ранг». Однако, думается, С.И. Кочкуркина здесь просто-напросто осторожничает, боясь навлечь на себя гнев представителей официальной исторической науки, поскольку невозможно отрицать, что оружие в погребении указывает на факт его хозяина к военной касте. Как далее констатирует В.И. Паранин, «... не расценивая всю корелу в качестве военной знати, невозможно, тем не менее, отрицать, что…» именно «…оружие в погребении указывает на факт принадлежности его хозяина к военной касте». Если отвлечься от господствующих в течение длительного времени концепций исторического развития Восточной Европы, я позволю вернуться к цитированному мной ранее, сообщению арабов об острове Рус, в котором говорится, что его жители не сеют и не пашут, а живут военными походами. По времени эти известия относятся к X – XI вв., то есть к тому историческому времени, которым датируется подавляющая часть находок мечей на Карельском перешейке. К тому же, довольно-таки скудно на археологических памятниках корелы представлен сельскохозяйственный инвентарь. И та же самая С.И. Кочкуркина отмечает: «На социально-экономическое развитие Северо-Западного Приладожья значительное влияние оказал географический фактор – море, Нева, Ладожское озеро, водная система р. Вуоксы как важные торговые артерии давали неоспоримые преимущества, выделявшие древнекарельскую территорию среди других подвластных Новгороду земель». Период использования природных (сельскохозяйственных) условий территории, согласно археологическим раскопкам, относится к XII – XV вв., когда «по сравнению с предыдущим периодом произошли значительные изменения в экономике общества и производственных отношениях населения». И «феодальные отношения», и сельскохозяйственные орудия, надо полагать, «пришли» на Карельский перешеек с юга, а именно из Новгорода, что в дальнейшем и определило их в названных районах.

Здесь следует обратить внимание на ещё один исторический пласт времени, на который в своей монографии указывает В.И. Паранин. Чтобы не пересказывать, цитирую полностью: «В XI – XII вв. неуклонно возрастает значение сельского хозяйства, что связано, конечно же, не с «развитием феодальных отношений», поскольку отношения являются результатом производства, а не наоборот, и даже не с изменением природных характеристик региона в сторону улучшения сельскохозяйственных условий. В связи с находкой серебра в Германии серебряный поток из арабского мира, проходящий через Восточную Европу, постепенно иссякает. Меняются сфера и ареал экономических интересов населения перешейка, уменьшается его влияние в Северной и Восточной Европе. Естественно, при этом изменились и общественные отношения в регионе, но это было лишь следствием изменившихся условий существования людей в нём. Таким образом, подъём сельского хозяйства на Карельском перешейке был результатом ухудшения торгово-экономических условий региона и явился своего рода компенсацией за свёртывание торговли серебром».

ЭТИМОЛОГИЯ ГЕОГРАФИИ

На мой электронный адрес одним из моих оппонентов было направлено письмо, в котором я обнаружил цитату из произведения некого С.В. Трусова, которого мой адресат назвал одним из этимологических путаников. Он, как и я, ведёт «исторические раскопки» прошлого нашей планеты. Забегая вперёд, замечу, что версий о происхождении землян, за последнее время прочесть довелось превеликое множество. Но о них чуть позднее, а сейчас непосредственно цитата:

"На территории современной Европы огромное количество топонимов происходит от одного корня - «тур». И хотя происхождение многих из них имеет яркую местную легенду, такое количество населенных пунктов со схожими названиями не может быть случайностью. Назову лишь некоторые из них. В далекой северной Финляндии мы найдем город Турку (хотя в этимологии данного названия от "тур" я сомневаюсь), в Белоруссии - Туров, в Италии - всем известный Турин, во Франции - Тур, в Испании - Турия. Перечислять можно до бесконечности долго. Основная масса германских племен появилась на территории Европы только после второго века н.э. Жили они до этого в Средней Азии, где до сих пор остались топонимы «Туркмения», «Туранская низменность» и т.д. Только на германских языках топоним «Туркмения» имеет осмысленное значение. "Турк" - это "тур", "бык", тотемное животное германцев. А "мен" - соответственно "человек". То есть дословно, человек, поклоняющийся туру. По сведениям античных географов и историков известно, что в этих местах, называемых еще «Великий Туран», испокон веку жили индоевропейские племена саков и массагетов или просто гетов. Саков и гетов мы хорошо знаем в более поздние времена, как европейские народы саксов и готов. На территории Ирана и Закавказья они создали свои государства, которые носили название «Саксен». Государство германцев с таким же названием «Саксен» известно на левобережье Лабы (Эльбы) в раннем средневековье. В более поздние времена оно известно как герцогство Саксония (Sachsen). Дошедшие до нас письменные германские эпосы, такие как "Сага об Инглингах", "Старшая Эдда" полностью подтверждают среднеазиатское происхождение германцев. Мало того, эти произведения утверждают, что столицей германцев до того, как они пришли в Европу, был город Асгард. А столицей современной Туркмении, как известно, является Асгабад. Слова "гард" и "габад" имеют общее значение - город. Другими словами его название звучит как «Город асов». «Асы» - древний индоевропейский этноним. В течение сотен последующих лет этническое лицо Средней Азии в значительной мере поменялось с европеоидного на монголоидное, оставив на месте многие старые топонимы. Еще одним подтверждением моей гипотезы служит то, что ни одно из многочисленных германских племен не имело и не имеет в самоназвании слов даже чуть-чуть похожих на слово "германцы". А вот слово "тур" в самоназвании одного из германских племен есть. Это известные в раннем средневековье "тюринги", создавшие на завоеванных в 5 веке землях государство Тюрингия. Средневековый историк Иордан, живший в те же времена, называет «турингов» большими ценителями лошадей и таким образом признает их кочевое недавнее прошлое».

Не хочу через призму своих сомнений умалять авторских достоинств, хотя и чувствуется в некоторых его трактовках неимоверная путаница. Прежде всего, при переводе термина «гард», автор, не особо-то задумываясь над этимологией данного слова, утверждает, что это непосредственно «город». Одновременно с ним можно соглашаться и не соглашаться. Если рассматривать этот перевод с современной точки зрения, то под термином «город» мы, прежде всего, подразумеваем населённый пункт, преимущественно имеющий большую плотность населения, иными словами, густонаселённую местность. Но, если рассматривать его с точки зрения древности происхождения самого слова, то здесь обнаруживается целый звукоряд глаголов, корневой основой которых является определённый ход с действием что-либо строить, городить, ограждать: город, огород, изгородь, городище, ограждение и так далее.И, надо полагать, в древности значение слов город, град, гард и других, а также их производное Гардарика, никакого отношения к современному слову город со значением населённый пункт, не имели. Глаголы со значением «городить», «ограждать» предполагают, прежде всего, строительство какого-либо (вокруг объекта) забора, ограждения, крепости. Равно и финно-угорское (сарматское) слово linna, встречающееся в топонимах различных стран: Кот лин – остров в Финском заливе Балтийского моря, Тал линн – главный город Эстонии, Бер лин – столица Германии, Савон линна – город в Финляндии, Лина хамари – населённый пункт в Мурманской области, Аунус линна – карельское название города Олонец (Аунус) и другие. Слово linna - linnu [линна – линну] на современном карельском языке – это город, но в древности, как и слово гард, оно имело значение крепости. Некоторые из этих топонимов мы можем перевести: Берлин – крепость медведя (от медведя?), Савонлинна – крепость к югу, Линахамари – крепость западная, ибо hämäri – это сумерки, Аунуслинна – равнинная крепость.

С авторской же трактовкой названий стран, городов и народов, имеющих в своей основе корень «тур», можно поспорить. Во-первых, если вспомнить карельское слово turki, при переводе на русский язык означающее обыкновенный тулуп или шубу, то можно предположить, что тот же финский город Турку был назван так потому, что значительную часть времени населённый пункт этот находился под снежным покровом – шубой. Так же можно обратить внимание на то, что словом турка мы называем посуду, в которой часто варим кофе. К тому же, значение практически любого слова можно за уши притянуть под этимологию любого из языков, и если учитывать, что финны редко произносят звонкий звук «Д» и многие русские слова, имеющие эту звонкую букву, произносят с акцентом. Так, например, вместо слова «дурак», они произнесут «турак», имы с усмешкой на губах можем предположить, что Турку назван так потому, что это город «тураков». Таким образом, и с этнонимом германцы автор, по меньшей мере, явно здесь переборщил. Во-первых, германцев германцами назвали не сами германцы, а римляне. И, если мы вспомним, что в очень глубокой древности на земле преобладал культ фаллоса, легко можно будет объяснить значение многих современных слов, имеющих в своей основе не только корень «гер», но и корень «тур – тюр». Полагаю, многим известно значение слова хер, лёгшего в основу целой группы народов. Но в современном понимании гер [her] – это не только то, о чём вы подумали, но ещё и господин, и, следовательно, в значении этнонима германцы з



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: