Мифы как состояние мировоззрения человека. Мифология и манипуляции человеком. Проблема мифотворчества в науке.




Две культуры и типы мышления. Рациональное и образное восприятие мира.

Мир все явственнее поляризуется, все явственнее раскалывается на две противоположные части. Итак на одном полюсе-худож.интеллигенция,на другом- ученые. Их разделяет стена непонимания, а иногда даже антипатия и вражда. Ч. Сноу в 1959г прочитал лекцию на тему «две культуры»(научно-тех.интеллигенция и культура худож.интеллигенции, сегодня технократы и гуманитарии. Что есть человек?Для технократов-Ч-средство,рабочая сила;для гуманитарией-Ч есть цель и ценность(идеи нравственности).

Технократы –«я все могу!» Гуманитарии –«подумай что делаешь»

Какой тип культуры преобладает в наше время? - Технократы

Какое представление о культуре технарь навязывает обществу? свое содержание цели функции, массовая культура

Кто управляет массовой культурой? - бизнес

Сноу зафиксировал пропасть между культурами, которую нужно преодолевать через изменение существующей системы образования(финансирование фундаментальное образование формы образования…)и через образование сблизить тех-в и гумм-ев.

Существует два типа восприятия: рациональное – понятия, образное – образы картины. Нужно целостное мировосприятие.

Две составляющие постижения мира: одной пользуется логика рационального мышления, другой – логика образного мышления, их представителям подчас бывает трудно понять друг друга. Причина: левое полушарие голов мозга обеспечивает рациональное восприятие, а правое - образное, и принадлежность Ч к «физикам» или «лирикам» зависит от того какое полушарие у него доминирует. Но возможно и сочетание рацио + образы (Гёте, Л да Винчи и тд).

Соединение рацио и образного мышления ведет к целостному восприятию мира, оба одинаково существенны, и пренебрежение одним из них пагубно как для личности, так и для общества.

Поведение Ч в окружающем мире опирается на знание о нем. Это знание формируется на 2х взаимосвязанных сферах – одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства: милосердие любовь к ближнему и тд. Чувства так же формирую знание, поэтому внерациональное восприятие мира – это тоже необходимый источник нашего знания.

У гармонично развитых людей оба источника знания определяют их поведение, причем находятся в известном равновесии. Мировоззрение, основанное только на научной картине мира не содержит понятие нравственности, поэтому оно не полноценно. Мир следует постигать и умом и сердцем. Человечеству нужно целостное мировоззрение в фундаменте которого лежит как науч картина мира так и вненаучное восприятие его. Также примером сочетание рацио и образ.мышления может быть релиия. Религиозное чувство связано с воображением,но так же имеет научное обоснование –теология наука о религии. Так же важную роль в формировании личности имеет семья,тк азы нравственности Ч получет именно там.

 

 

Мифы как состояние мировоззрения человека. Мифология и манипуляции человеком. Проблема мифотворчества в науке.

Миф-это обобщенное представление о действительности, сочетающие и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. Т.е. представление в значительной мере иллюзорное, но из за эстетической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание. Основные компоненты мифа: иррациональный, нравственный, эстетический. Мифы созданы с целью манипулировать сознанием, они существуют до сих пор и окружают человека(политика,реклама). Философия бессильна разрушить мифы,тк миф сам по себе не уязвим. Он не чувствителен к рациональным аргументам, его нельзя отрицать с помощью силлогизмов. Понять миф – означает не только понять его слабости и уязвимые места,но и осознать его силу. Функции мифа в древности: познавательная(происхождение мира, человека), регулирующая(отношения природы и человека, человека и человека), формирование культуры, менталитета, ценностей. Функции мифа в современном мире не утратили своего значение как важной формы общественного сознания и предствления действтельности; манипуляция сознанием. Мифы деляться на черные и белые. Черные или темные мифы поддерживаются в общественном сознании для того чтобы в нужный момент провести срочную манипуляцию сознанием. Большие исторические черные мифы создаются авторитетными людьми и поддерживаются ими и пиобретают зловещий характер. Отличие Ч и Б мифов заключается в формировании характера суждений о них: Ч мифы создают отрицательную оценку, приобретают зловещий характер, Б мифы создают положительную оцену. Б мифы в совокупности сложились в большую мета-идеологию(идеология в которой развиваются другие иногда конфликтные идеологии).

Научное знание-это знание обретаемое человеком в ходе и посредством созерцания, опыта и размышления, освобожденное или почти освобожденное от догмата трансцендентности(неопределенности), а потому признающее истинным только знание, логически доказываемое или практически подтверждаемое. Наука в принципе чужда мифотворчеству, она упорно от него отрешается, но существуют такие размыслительные и исследовательские слои, где опытных данных недостаточно или их нет вообще, и вот тут начинается то, что мы называем мифотворчеством, научным мифотворчеством. Мифотворчество начинается с аксиоматики, продолжается в рассуждениях и заканчивается выводами. Миф это не обязательно ложь, в нем бывает не мало правды и даже истины, но правда здесь по особому выражена. Говоря о научном мифотворчестве мы не хотим как то опорочить науку, мы хотим лишь подчеркнуть что в научное знание входит и мифообразое знание (мифотворчество широко применяется в экономике). Мифы это не воздушная вещь, это реальность, ибо миф идеен. А идея одна из реальных субстанций мира. Миф деятелен, он способен вызвать не только разрушение, но и созидание, вести за собой человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: