МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Курса педиатрического факультета по подготовке к практическому занятию
Тема занятия. Организация работы и функциональные обязанности участковой медицинской сестры детской поликлиники.
Мотивация изучения темы медицинская сестра педиатрического участка является важным помощником участкового педиатра в организации и проведении лечебно-профилактических мероприятий среди детского населения.
Цель занятия. Познакомить студентов с организацией работы и функциональными обязанностями участковой медицинской сестры, что будет способствовать формированию знаний, умений и навыков у студентов в соответствии с компетенциями ОК-1, ПК- 7, 12, 29
В результате изучения темы студент должен знать:
1. Организация рабочего места участковой медицинской сестры
2. Содержания профилактической работы участковой медицинской сестры
3. Содержания лечебной работы участковой медицинской сестры
4. Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию родителей
5. Документация участковой медицинской сестры.
Практические умения
1. Проведение доврачебного этапа профосмотра: |
- Антропометрия |
- Психометрия |
- Измерение АД |
2. Проведение гимнастики детям раннего возраста |
3. Проведение массажа детям раннего возраста |
4. Организация противоэпидемических мероприятий при выявлении детских инфекций в семье |
5. Проведение бесед по уходу |
6. Оформление сестринской медицинской документации: ф. 112/у, 026/у |
Исходные знания по теме
«Биоэтика»: морально-этические нормы, правила и принципы профессионального поведения, права пациента, умение выстраивать рабочие отношения с членами коллектива.
«Правоведение: права граждан в области охраны здоровья; понятие врачебной тайны; юридическая ответственность медицинских работников.
«Латинский язык»: употребление анатомических и гистологических терминов.
«Психология и педагогика»: психологические особенности взаимоотношений врача и пациента, стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации, стресс, психологические и психосоматические реакции на него
«Биология»: интерпретация результатов термометрии
«Анатомия человека»: умение находить и прощупывать на теле живого человека основные костные и мышечные ориентиры,
Дисциплина «Уход за больными», Учебная практика «Уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля», Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала»: проведение противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.
Методические указания по самоподготовке
При подготовке к занятию необходимо проработать рекомендуемую литературу, материал курсовой и цикловой лекции, методические рекомендации для студентов по теме занятия, в которых есть блок дополнительной информации, найти ответы на контрольные вопросы, проработать алгоритмы выполнения манипуляций, решить тесты.
Рекомендуется более глубокое самостоятельное изучение вопроса
Приветствуется подготовка презентаций «Современные средства ухода за новорожденными и детьми грудного возраста»
Возможно подготовка и проведение беседы на тему «Профилактика травматизма у детей раннего возраста».
Выполненный реферат и презентации, составление «банка памяток, текстов бесед» по другим вопросам (в рамках изучения последующих тем) могут быть оформлены и представлены как УИРС, что дает возможность студенту заработать дополнительные баллы по дисциплине.
Основные положения темы
Рекомендуемая литература
1. Уход за здоровым и больным ребенком. П/ред. Калмыковой А.С. — Уч.пос. для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.—208 с.
2. Мазурин А.В., Запруднов A.M., Григорьев К.И. Общий уход за детьми. Изд. 3-е. - М., 1998. -292 с.
Дополнительная:
1. Наблюдение и уход за больным ребенком: Учебно-методическое пособие/ Л.А. Жданова, И.М. Прощина, С.И. Мандров, Г.Н. Нуждина, И.Е. Бобошко, Л.К. Молькова, А.В. Шишова, М.Н. Салова: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава - Иваново, 2010. – 203 с.
БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА - это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее помощь детям от 0 до 18 лет на амбулаторном этапе.
ЗАДАЧИ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ:
1. Оптимизация физического, психического развития детей, их социальная адаптация:
1) создание оптимальных условий для полноценного развития здорового ребенка
(рациональное вскармливание, массаж, гимнастика);
2) динамический контроль за ростом и развитием для раннего выявления и коррекции отклонений (профилактические осмотры);
3) создание тренирующих воздействий, стимулирующих развитие ребенка (подбор
определенных физических и психических нагрузок - физкультура, ЛФК, закаливание).
2. Снижение заболеваемости, предупреждение детской инвалидности и смертности:
1) профилактика острых заболеваний, работа с детьми из групп риска;
2) лечение острых заболеваний и обострений хронических болезней, реабилитация детей после перенесенного заболевания и дальнейшее оздоровление;
3) восстановительное лечение детей с хроническими заболеваниями и утраченными функциями для профилактики инвалидизации.