Глава 1. Теоретические и методологические основания концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса




СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра государственно – правовых дисциплин

Учебная дисциплина – история политических и правовых учений

 

Курсовая работа

Политико-правовые взгляды Ю. Хабермаса

Выполнил: студент 342 группы

очной формы обучения

направление подготовки 40.03.01

Юриспруденция

Кулаков Максим Сергеевич

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент

Федоскин Н.Н.

 

 

Смоленск – 2019

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-5

Глава 1. Теоретические и методологические основания концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса………………………….6-14

1.1 Формирование философско-правовых взглядов Ю. Хабермаса……...6-10

1.2 Критика теорий общественного развития. Формальная прагматика…11-14

Глава 2. Политико-правовая концепция Ю. Хабермаса…………………...15-23

2.1 Основные принципы концепции делиберативной демократии………15-19

2.2 Правопонимание Ю. Хабермаса и концепция современной демократии…………………………………………………………………..20-23

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы………………………………………25-26

 

 

Введение.

Актуальность исследования определяется кризисными явлениями в современном западном обществе, обращением многих мыслителей к творческому наследию Маркса и Вебера, а также значимость взглядов Ю. Хабермаса и его роли в современной философской и социологической западной мысли.

Сегодня Юрген Хабермас является наиболее одним из ярких и интересных теоретиков, пытающихся преодолеть односторонность подходов к рассмотрению общественной жизни. Его работы иногда напоминают учебники по соответствующим разделам знания, на столько он, подробно и глубоко, стремится расширить читателям многообразие мнений по той или иной проблеме. Идея, объединяющая большую часть работ Юргена Хабермаса, это идея социальной эволюции, дающая первоначальный импульс для синтеза различных теоретических конструкций и окончательная перспектива своей оригинальной концепции, Юргеном Хабермасом, теория коммуникативного действия.

Цель данного исследования: раскрыть содержание теории социального действия и показать его практическое и теоретическое значение.

Задачи:

1. Дать общее описание работы Юргена Хабермаса.

2. Раскрыть основное содержание теории коммуникативного действия.

3. Показать своевременное значение этой теории.

Объект исследования: представляет собой общественные отношения рассматриваемого периода.

Теоретической и эмпирической основы исследования являются фундаментальные теоретические труды Юргена Хабермаса.

Предмет: теория социального действия Юргена Хабермаса.

Основные сочинения: «Структурное изменение общественности» (1962), «Познание и интерес» (1968), «Техника и наука как идеология» (1968), «Теория общества или социальная технология» (сов. с Н. Луманом, 1971), «Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма» (1973), «К реконструкции исторического материализма» (1976), «Что такое универсальная прагматика» (1976), «Теория коммуникативного действия» (в 2 томах 1981), «Моральное сознание и коммуникативное действия» (1983), «Ранние исследования и дополнения к теории коммуникативного действия» (1983), «Ранние исследования и дополнения к теории коммуникативного действия» (1984), «Философский дискурс модерна» (1985), «Мораль и коммуникация» (1986), «Фактичность и значимость» (1992), «Разъяснение к этики дискурса» (1994) и др. Продуктивное восприятие идей Ю. Хабермаса проявляется во многих странах, особенно в США, где его влияние на молодых и радикально настроенных интеллектуалов едва ли ни сильнее, чем в ФРГ.[1]

Методологической основой исследованияявляется сравнительный анализ научной литературы, учебников и пособий по проблеме.

Разработка данной проблемы своими корнями уходит еще во времена философии Г. Гегеля, где абсолютная идея по внутренней необходимости полагает или, как выражается Гегель, отпускает от себя внешнюю природу – логика переходит в философию природы, состоящую из трёх наук: механики физики и органики. Эту же проблему, но другим путем пытался решить Эдмунд Гу́ссерль, его философия основывалась на гносеологической проблематике. Не смотря на это, они оба оказали влияние на Хабермаса в развитии его теории коммуникативного действия. Один из его современников, Никлас Луман испытавший влияние многих немецких учёных, в том числе и Юргена Хабермаса, разработал свою концепцию общества, как один из возможных способов решения проблемы коммуникативного действия.

На сегодняшний день наследие Ю. Хабермаса привлекает к себе не мало внимания. Труды Хамбермаса оказали влияние на формирование философских взглядов другого немецкого философа, Карл-Отто Апель и на становление его основной идеи касаемо теории познания и анализа языка. По мнению французского философа, Лорана Тевено, Хабермасу удалось создать социальную теорию, в которой столкновение разных точек зрения в дискуссии затрагивают и социальные нормы, что позволяет, уйти от детерминизма в социальном поведении.[2]

Однако не все, кто ознакомился с трудами Ю. Хабермаса, разделяют его точку зрения, так французский философ Мишель Фуко в своих трудах критикует идеи Хабермаса как идеалистическую и утопическую, исходя из теоретизирования, а не анализа действительности.

Данная курсовая работа состоит из ведения и двух глав в ведении раскрывается актуальность темы курсовой работы, ставятся цели и задачи исследования, в главах последовательно раскрывается; основная часть курсовой работы, содержание курсовой работы; в завершение работы делается вывод о степени раскрытия темы, о политико-правовых взглядах Юргена Хабермаса. К курсовой работе прилагается список использованной при написании литературы.

Глава 1. Теоретические и методологические основания концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: