В соответствии с общим определением способностей, педагогические способности – это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого [1].
Это определение педагогических способностей может быть отнесено ко всем педагогам. Независимо от педагогической системы, в которой осуществляется воспитание (семья, ясли, детский сад, начальная, восьмилетняя, средняя школа, профтехучилище, вуз, аспирантура, производство), от предмета, который педагог преподает, а также от вида трудовой или профессиональной деятельности, которой он обучает [1].
Способности педагога рассматриваются как главный фактор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении выделяются следующие признаки способностей:
– специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда, во-вторых;
– специфическую чувствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.
В соответствии с выше написанным, в педагогических способностях выделяют два взаимосвязанных уровня:
– проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект, субъект учащегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении);
– рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность формирования чувственного опыта личности педагога).
Рефлексивные педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к созданию, продуктивных моделей формирования у учащихся гностических (познавательных), проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство [4].
Педагог может сформировать у учащихся только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способностей у учащихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у преподавателей, обеспечивающий выработку соответствующих педагогических стратегий воздействия. Способности эти следующие:
1. Гностические способности к исследованию объекта, процессов и результатов собственной деятельности и способам ее перестройки на основе этого знания.
2. Проектировочные способности к способам проектирования, отбору и распределению заданий-задач в расчете на формирование искомых качеств в личности ученика, знаний, навыков, умений» необходимых в его дальнейшей деятельности.
3. Конструктивные способности к способам композиционного построения занятий, которые бы вызвали у учащихся интеллектуальный, эмоциональный и практический отклик.
4. Коммуникативные способности установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия.
5. Организаторские способности — способности включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую отдельную личность, побуждения к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
Проективные педагогические способности, в свою очередь, «обеспечиваются» способностью к идентификации, то есть отождествлению себя с учащимися и чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям). Хорошей интуицией, которая является важной характеристикой, творческого мышления, проявляемой в предвосхищении искомого педагогического результата уже при выборе стратегий воздействия, а также свойствами личности, ее способностью к благотворному внушению.
Известно, что внушение включает в себя различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения; путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции.
Механизмы внушения изучены недостаточно. Предполагается, что в основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля воспринимаемой информации.
Внушение — один из методов педагогического воздействия, которое может быть благотворным (если оно направлено на возбуждение фантазии, силы, уверенности в себе, в возможность преодоления возникших препятствий, самоутверждение через труд и преодоление) и разрушительным (если направлено на унижение, расслабление, поддерживает неверие в- свои силы и способности или необоснованное самолюбование).
Педагогические способности влияют на накопление информации об учащихся, позволяющей использовать внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.
Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог равнодушен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает нужной информации, обеспечивающей оптимальное внушение.
Именно вследствие специальной чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.
По уровню результативности деятельности можно судить об уровне способностей.
Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:
1) «чувство причастности» — чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности личности, проявляемых во взаимоотношениях;
2) «чувство объекта» — особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся, и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог.
В свою очередь, эта чувствительность связана с эмпатиеий проявляющейся в быстром и глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентификацией, которая предполагает активную целенаправленную совместную деятельность педагога с учащимися;
3) «чувство, меры или такта» — чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и особенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в искомый результат;
Уровень сформированности рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как подталкивающей продуктивно решать педагогические задачи, так и направляющей на неверные решения. Интуиция — это эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода [4].
Для интуиции характерна моментальность формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. Лучшая интуиция проявляется в принятии решений, продвигающих педагога к искомому результату, а худшая — в принятии решений, уводящих от него.
Известно также, что интуиция проявляется в условиях субъективно или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Лучшая интуиция проявляется в том, что педагог экстраполирует информацию о самых сильных, положительных свойствам личности учащегося, опираясь на которые, можно продвигать его к искомому результату. Худшая интуиция проявляется в экстраполяции слабостей, отрицательных качеств учащихся, акцентирование которых уводит, как правило, от искомых результатов к противоположным.
Под педагогическими способностями Н. Левитов понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности.
В частности:
1) самостоятельный и творческий склад мышления;
2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
3) находчивость или быстрая и точная ориентировка;
4) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива [11].
Ф. Гоноболин, проводя свое исследование под руководством Б. Теплова, делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей входило:
1) творчество в работе;
2) понимание учителем ученика;
3) педагогически волевое влияние на детей;
4) способность делать учебный материал доступным учащимся;
5) интерес к детям;
6) содержательность и яркость речи;
7) ее образность и убедительность;
8) педагогический такт;
9) способность связывать учебный материал с жизнью;
10) наблюдательность;
11) педагогическую требовательность (психологический анализ педагогических способностей) [3].
Психолого-педагогические проблемы понимания учителем ученика являются предметом исследования С. Кондратьевой, в трудах Я. Коломенского и его ученика Н. Березовика исследовались социально-психологические аспекты способностей.
Значимо исследование способностей к организаторской деятельности Л.Уманского. Он выделил ряд типичных свойств личности, присущих способным организаторам:
– способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их;
– практически психологический ум как качество, обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей;
– способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;
– общий уровень развития как показатель сообразительности и общих умственных способностей;
– психологический такт — способность установить контакт с другими людьми;
– требовательность к другим людям;
– инициативность;
– способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей (критичность);
– склонность к организаторской деятельности;
– практичность;
– самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой
– подражательности;
– наблюдательность;
– активность;
– настойчивость;
– общительность;
– организованность.
– работоспособность;
– самообладание [14].
Два ряда фактов свидетельствуют о наличии специальных педагогических способностей. Первое, далеко не все профессиональные педагоги, знающие предмет и имеющие подчас значительный стаж работы, успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся:
1) глубина и разносторонность их знаний;
2) интерес их учащихся к предмету;
3) интерес учащихся к сложным разделам предмета;
4) умение самостоятельно работать над предметом;
5) обобщение и перенос знаний, полученных в данном предмете, на другие (установление межпредметных связей).
Второе, встречаются профессиональные педагоги, которые, несмотря на ответственное отношение к делу, не достигают каких-либо результатов в педагогическом труде (в отношении всех или подавляющего большинства учащихся).
Эти факты говорят о наличии (или отсутствии) специальных педагогических способностей. В смысле есть учителя, которые, несмотря на отличное знание предмета и высокий уровень ответственного отношения к делу, не умеют обучить своему предмету, не способны справляться с дисциплиной в классе и плодотворно влиять на учащихся в нужном для себя направлении. Тот факт, что иной педагог, несмотря на знание предмета и ответственное отношение к делу, не овладевает педагогическим мастерством, говорит и о сложном пути формирования педагогических способностей. В условиях современной системы подготовки учителей, они формируются в деятельности лишь у наиболее одаренных, у тех, чей выбор профессии совпал с задатками.
В экспериментальных исследованиях задатков и способностей, проведенных А. Голубевой и сотрудниками ее лаборатории (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР), под задатками понимались анатомо-физиологические особенности, которые относятся к безусловным рефлексам. При этом учитывалось, что когда говорится о безусловных врожденных реакциях, то имеются в виду не только «витальные» рефлексы, но и широкий класс безусловных реакций. Благодаря открытию специализированных нейронов-детекторов установлено, что они избирательно отвечают на различные характеристики раздражителей (цвет, форму, длительность), обнаруживая тем самым безусловно рефлекторную основу информационных процессов, позволяющую говорить о специфической чувствительности.
В связи с этим определяются способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т. е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней [10].
Творческие профессии, к которым относится и педагогическая, требуют и специфической чувствительности к способам наиболее экономного по времени и напряжению достижения искомого результата.