Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе




Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Само понятие «инновация» – впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее время в нашей стране. Развитие педагогической инноваций в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др. Слово «инновация» – имеет латинское происхождение. В переводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Инновационная деятельность зависит от совокупности качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Главная составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для учителя. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных учителей.

Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности:

– владеет комплексом понятий педагогической инновации;

– понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;

– знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;

– умеет изучать опыт учителей-новаторов;

– умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения умеет;

– умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

– умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

– умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

–умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

– умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;

– умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных компьютерных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Учитель, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся глобальном обществе.

Использование компьютеров позволяет учителям более разнообразно применять на уроках информационные технологии обучения, использовать имеющиеся и создавать свои авторские разработки уроков. Тем самым, создание различного рода "электронных учебников", методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания и использования уже созданных как таковых, так и хранения информационных данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Использование компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого.

Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний. При любом выборе информации и методов преподавания необходимо соблюдение некоторых общих дидактических принципов:

– активность и самостоятельность;

– индивидуализация и коллективность обучения;

– принцип доступности содержания;

– принцип наглядности или, как еще говорится, наглядные методы содержания и деятельности.

– принцип научности;

– принцип последовательности и цикличности;

– принцип сознательности усвоения деятельности;

– связь теории и практики;

– эффективность учебной деятельности.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, видеофильмов, педагогических программных средств и др.

Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место.

Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Каждый учитель нашей школы, имея практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении урока-лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования.

При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:

– демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

– детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

– наглядность должна использоваться в меру, и показывать её следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

– необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

– привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

– применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

– просмотр должен быть организован таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.

Активное использование информационных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе формирует новую педагогическую технологию обучения.

Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся. Активно работая на уроке с интерактивной доской Smartboard, учащиеся различного уровня подготовленности, добиваются больших успехов при изучении сложных для понимания тем школьной программы.

Интерактивная доска – не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Надо отметить, что освоение новых технологий требует много труда и времени. Меняется и роль учителя. Он не просто транслятор информации – это личность, педагог-профессионал, психолог, исследователь; это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, свои уроки и своих учеников.

Новому поколению учащихся нравится осваивать новые технические изобретения. Таким образом, использование информационных технологий позволяет учителю общаться с учениками на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным и эффективным, а самое главное помогает добиваться больших успехов в освоении знаний.

Выводы к разделу I

Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.

В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются.

Существуют следующие способы обучения:

– групповую (коллективную),

– индивидуальную,

– фронтальную.

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений.

Развитие педагогической инноваций в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др. Слово «инновация» – имеет латинское происхождение. В переводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.

Новому поколению учащихся нравится осваивать новые технические изобретения. Таким образом, использование информационных технологий позволяет учителю общаться с учениками на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным и эффективным, а самое главное помогает добиваться больших успехов в освоении знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: