Духовно нравственный аспект педагогической деятельности




Анализируя сегодня процессы воспитания и образования, учитель признаёт ведущую роль в первую очередь духовных ценностей в формировании мировоззрения подрастающих поколений. Вот почему в истории педагогического образования, начиная с Я. Коменского, К. Ушинского, большое значение придавалось религиозному образованию учителей. Мировоззрение педагога, по представлению названных ученых, должно основываться на вере, знаниях и добром отношении к ученикам[28].

Одним из первых в отечественной литературе описание педагога дал В. Татищев. Он выделил следующие важнейшие качества, которыми должны обладать учителя: «приверженные истинному богословию, научены благонравным правилам, не ханжи, лицемеры и суеверцы, жен и детей имеющие, к науке способные, в своей науке довольно ученые, способные к научению других...» (Татищев В. Избранные произведения. Л., 1979. С. 130) Определяющим фактором мировосприятия педагога являлась приверженность «истинному богословию».

В своей программной работе К.Д. Ушинский называет два основных критерия качественной подготовки учителей – христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. Для ученого-педагога два названных критерия являются взаимосвязанными. Указывая, что недоученные учителя становятся потенциально опасными для общества, К. Ушинский пишет: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полу образование, которое скорее всего ведет к сомнению в религии, а потом к безверию». Призывая не жалеть сил и средств для университетской подготовки педагогов народных школ, основоположник русской педагогики подчеркивает: «Ожидать, чтобы учитель народной школы сам... достиг того высшего образования, которое снова возвращает человека к религии, никак нельзя [28].

При образовании учителей более всего надо бояться этого полуобразования, возбуждающего самонадеянность и не дающего положительных и полезных знаний...» (Ушинский К. Вопросы о народных школах. Т. 2, с.85)

Возращение духовно-нравственной культуры в профессиональное педагогическое образование делает процесс подготовки учителей логически завершённым и осмысленным.

Представители Благочиния, Управления образования, учителя района проводят семинары, чтения, открытые уроки, посвящённые духовно – нравственному воспитанию учащихся. Такие мероприятия имеют положительное значение не только для детей (конечно, на уроках русского языка, литературы, истории мы имеем большую возможность рассуждать на морально – нравственные темы), но и для учителей, «сеющих вечное, разумное, доброе» в душах своих учеников. Несмотря на ежедневные трудности, проблемы и высокий темп нашей современной жизни, учитель не забывает главного своего назначения – давать образование учащимся, развивать их способности, формировать характер, осознавать свою ответственность за детские судьбы.

Проведённые социологические исследования со всей очевидностью свидетельствуют о том, что духовно-нравственная культура нашего соотечественника напрямую соотносится с его религиозными установками и образом жизни. Наиболее логично эта связь проявляется в педагогической культуре и деятельности.

Педагогические исследования последних лет показывают устойчивую динамику зависимости духовно – нравственной культуры педагогов от того, насколько они знакомы с основами православной культуры [28].

Образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей [28].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», говорится о ценностно-нормативной основе взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А.Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. (Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Избр. пед. соч. М., 1956).

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для учащихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. В современных условиях без социально педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся [23].

Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ [13].

Развитие социально педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики. Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90–х гг. ХХв. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно - нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество – всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие [3].

Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно – нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся.

Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

– истории России, российских народов, своей семьи, рода;

– жизненного опыта своих родителей, предков;

традиционных российских религий;

– произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

– периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

– фольклора народов России;

– общественно полезной и личностно значимой деятельности;

– учебных дисциплин;

– других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно – нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью [15].

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Это реализуется нашим образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами, школьной и городской библиотеками.

Ценностные ориентации педагога позволяют с большой степенью эффективности противостоять разлагающему влиянию СМИ.

В информационном поле, которое давно уже утратило нравственную систему координат, где добро и зло - всё стало тенью, заблудиться нетрудно не только ребёнку, но и взрослому человеку. Абсолютные ценности размываются, оказываются не столь уж и абсолютными, а вполне относительными – рождается мода на предательство (Евангелие от Иуды), происходит девальвация всех тайн (Код да Винчи). Устоять при такой массированной атаке massmedia способен человек с крепким нравственным стержнем. Именно такие люди могут укрепить детские души в противостоянии приманкам информационных технологий, проповедующих ложь и тиражирующих пороки.

Напряжённая сфера межнациональных отношений также нуждается в специалистах, знающих цену национальной культуре и воспринимающих границы национального и религиозного факторов в жизнедеятельности человека. Отсутствие элементарных представлений о духовных основаниях национальной культуры, о взаимосвязи особенностей национального характерами религиозной жизни народа приводит порой к страшным событиям [8].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: