ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО ОМ – МАЙ 2012 Г. – с вопр. № 8 по № 19
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование — это главная функция управления. Это процесс разработки и установления руководством предприятия, системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем, так и на перспективу.
Основные задачи планирования на уровне предприятия:
1. Сосредоточение внимания на приоритетных направлениях.
2. Готовность к реакции на изменения во внешней среде.
3. Сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожиданных ситуаций.
4. Обеспечение четкого взаимодействия между подразделением предприятия и исполнителями.
Стратегическое планирование - это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени равный периоду реализации стратегии.
Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия (на весь период реализации стратегии).
Главная задача стратегического планирования - обеспечение гибкости и нововведений в деятельность организации, необходимых для достижения ее целей в изменяющейся среде.
Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:
- 1-й этап - анализ внешней и внутренней среды;
- 2-й этап - формулировка миссии (смысла существования) ицелей организации;
– 3-й этап - разработка стратегии.
Стратегическое планирование имеет следующие характерные черты (особенности):
1) устремленность на долгосрочную перспективу;
|
2) содержит совокупность глобальных идей развития организации;
3) предусматривает перспективное направление развития организации;
4) определяет основные виды деятельности;
5) устанавливает для каждого подразделения организации цели, согласованные с общей стратегией;
6) определяет задачи и политику организации;
7) предусматривает альтернативные действия организации на долгосрочный период;
8) служит основой для любого другого вида планирования;
9) предусматривает многообразие видов плановой деятельности, обобщает долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное планирование;
10) предусматривает единую систему маркетинговой, производственной, финансовой, инновационной, инвестиционной, социальной деятельности организации;
11) является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений;
12) создает основу для распределения фактических экономических ресурсов организации;
13) обусловливает изучение внешней и внутренней среды хозяйствования;
14) содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности организации;
15) устанавливает показатели деятельности для последующего контроля;
16) четко координирует усилия, предпринимаемые организацией;
17) предусматривает разработку процедур и операций, необходимых для достижения будущего;
18) является функцией направления, а не времени, так как стратегическое планирование сосредоточено на целях организации, а не на данном периоде времени.
С точки зрения горизонта планирования стратегическое планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
|
Долгосрочное стратегическое планирование обычно охватывает длительные периоды времени от 5 до 15 лет. Одно время традиционное долгосрочное планирование отождествлялось со стратегическим, поскольку оба вида планирования ориентированы на перспективу, но теперь эти понятия существуют самостоятельно. Стратегическое долгосрочное планирование по своему содержанию гораздо сложнее традиционного долгосрочного, основанного на экстраполяции тенденций. Стратегическое планирование - это не просто количественная функция времени, оно ориентирует на качественные изменения в деятельности организации.
Экстраполяция - ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (от экстра... и лат. polio — приглаживаю, изменяю): распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.
Среднесрочное стратегическое планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом. Бывает рассчитано на более короткий период. До недавнего времени горизонт среднесрочного планирования равнялся пяти годам. Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды вынудили многие фирмы сократить протяженность своих планов с пяти до трех лет, соответственно пятилетние планы перешли в разряд долгосрочных.
Краткосрочное стратегическое планирование - это разработка планов реализации краткосрочных стратегий, осуществление которых рассчитано на один-два года (обычно краткосрочные планы - это годичные планы). Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.
|
Все типы планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.
На рис. 1 представлена модельпроцесса стратегического планирования.
Рис. 1. Модельпроцесса стратегического планирования
РАЗРАБОТКА ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ КАК ЭТАПЫПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.
Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия.
Цели – это конкретизация миссии на предприятии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели заключается в следующем:
- четкая ориентация на определенный интервал времени;
- конкретность и измеримость;
- непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
- адресность и контролируемость.
Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития, определяется политика организации.