Психологическое портретирование





Практическая реализация нарротологических моделей в портретировании – это объективно существующая потребность настоящего времени. Однако этот процесс нуждается в квалифицированном психологическом обеспечении, так как объектом портретирования является личность с ее индивидуально-типологическими и объективными особенностями. Психологический аспект является инвариантным свойством любого портрета в журналистском творчестве. Слово портрет заимствовано из французского языка (portraire – означает рисовать, выставлять изображать). Портрет – нарисованое, выставленное, изображаемое. В психологизме ключевым аспектом содержания портрета является субъективная, психологическая сторона объекта.

Инструментарий психологического портретирования включает личные свидетельства героя и очевидцев, отклики окружающих, документальные материалы, исповедальные факты. В современных журналах этот инструментарий применяется с позиций новой концепции психологизма.

В современном мире субъект – создатель медиа-текста - предстает сегодня перед читателем как личность, самостоятельно осмысляющая и оценивающая реальную ситуацию, демонстрирующая свою мировоззренческую позицию и индивидуальность языковой раскрепощенностью. Позиция автора во многом определяет специфику приемов текстообразования, накладывает отпечаток на образ героя, позволяет воссоздать конкретный фрагмент реального мира. Автор и герой в публицистике тесно связаны, поэтому логично рассматривать их в процессе взаимодействия, а не раздельно.

Личность героя во многом задает тон повествованию, однако, мы видим его исключительно через призму авторского изображения. Например, студентка магистратуры Н. Щелыкалова исследовала материалы Ю. М. Роста: они не содержат легких ответов на вопросы, которые ставит перед собой современный человек. Рецептов тут нет. Здесь не найти ни назиданий, ни нравоучений. В его наследии создается куда более важный материал: опыт собственной жизни и осмысление ее. Ю. М. Рост акцентирует внимание не на событии, а на характере прежде всего. Ему интересны не сами истории, а то, как человек раскрывается в них, какие размышления в человеке вызывает происходящее. Забота автора – подготовить пространство, предоставив читателю неограниченное поле для интерпретации, провоцируя его к соавторству. Возникает диалог «автор-читатель». Даже постоянная рубрика в «Новой газете», которую вел автор называлась «Свободное пРОСТранство». Опора на живую разговорную речь с присущей ей образностью, экспрессией, естественностью, ориентация на голос персонажа, диалог автора и героев – все это отличает публицистику Ю. М. Роста от обычной публицистики, которую мы привыкли читать. И в том ее психологизм.

Семантические структуры портретирования многих изданий (особенно журналов) имеют повествовательный строй. Характерной особенностью публикаций, содержащих портрет, является преимущественно изображение действий героя в изменяющейся реальности, поэтому основным типом речи в таких журналистских произведениях является повествование. С помощью повествования авторы рассказывают и о переживаниях изображаемой личности, которые заложены в ней глубоко внутри, очень личных проблемах.

Проанализируем для примера портретный очерк П. Бронивецкого, повествующий и жизни Наполеона. В заголовках и подзаголовках обязательным элементом является глагол: «Гвардейцы спасли Наполеона от позорного плена»; «Великая армия не выдержалапохода в Россию»; «Вернуться к власти – и никаких войн»; «Вынужденное бездействие было для него пыткой».

Политический и государственный деятель – Наполеон – изображен с позиции собственных действий, планов, замыслов, идей и амбициозных желаний. Политическая деятельность оказывает воздействие на его личность, отсюда психологические составляющие портрета – это активность, сознательность, мотивированность. В тексте такое изображение героя достигается посредством динамичного повествования – характеристикой последовательных действий, направленных на достижение определенной цели.

· «Тогда-то в голове императора созрел план: он вернется к власти, разведется с вероломной австриячкой и женится на Валевской. У него будет все: любящая жена, наследник и страна, которую он сделает счастливой. И больше никаких войн – если только на него не нападут…»

· «Английский флот не стал мешать этому бегству. Возможно, британцы намеренно подталкивали своего заклятого врага к последней авантюре, чтобы раз и навсегда покончить с ним… Но англичане просчитались. Когда причалившего к берегу беглеца встретиливооруженные солдаты, он прокричал им: «Французы! Неужели вы будете стрелять в своего императора? И ружья опустились».

· «Через двадцать дней Наполеон с триумфом вступил в Париж. На радостях он простил всех, кто ему изменилПростил он и Нея, только спросил у него с усмешкой: «Ну, где же твоя клетка?» Наполеон простил бы даже короля Людовика, но тот былуже в Брюсселе, где умолял союзников о помощи. 25 марта 1815 года войска коалиции выступили в поход. Наполеон предлагал им остановиться, уверял в своем миролюбии, обещал отказаться от всех завоеваний…».

Анализ структуры приведенных выше отрывков текста позволяют сделать вывод о стремлении автора упростить и динамизировать приобретенные знания о Наполеоне, преодолеть избыточность в документации, сократить объемы описаний, вводя в строй текста элементы повествовательного стиля. Внутренние переживания Наполеона его стремления, искания, сомнения, думы о судьбах страны и мира, личной карьере, настроение – передаются с помощью глаголов, в динамике (вернется – разведется, женится – будет все, подталкивали – раз и навсегда покончить, будете стрелять – ружья опустились) - совершенно в духе динамичного настоящего времени! Известный исторический деятель изображен как геополитик. Он близок и понятен современным читателям.

Как видим, термин "портретирование» в психологизме многозначен и носит междисциплинарный характер, но в обозначенных дефинициях главным признаком является содержание отображаемых качеств человека или социальной групп. Каждый тип портрета решает определенные задачи, описывая наиболее значимые для портретиста психологические и объективные аспекты изучаемого индивида.

Семантическая структура «портрет» обычно содержит не только перечисление внешних свойств героев или предметов, но и выполняет импрессивную функцию (сообщение о характере, отношении автора). Это является характерным для психологичных журналистских произведений.

В настоящее время актуализируется потребность использования портретов в различных отраслях социальной практики и научного знания. Глубокий интерес к личности отразился в развитии русского портрета, прежде всего, в литературных произведениях и публицистике. Перспективным направлением в поиске инструментария для построения психологического портрета является теория ведущих тенденций в судьбе героя, согласно которой формирование психики происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Интерес журналиста обращен в этом случае к устойчивым, стержневым качествам личности: социальной направленности, иерархии ценностей, осознаваемой мотивации, морально-этическим ориентирам. Черты, свойства, состояния личности рассматриваются в разные периоды жизни и на разных уровнях рефлексии. Такой подход к изображению личности, как правило, психологичен, он основывается на психологизме как императивном компоненте художественного метода изображения личности.

Контрольные вопросы

1. Что такое психологизм в журналистике?

2. Каковы способы проникновения во внутренний мир личности?

3. Что позволяет принцип психологизма в журналистике?

4. Каковы новые варианты проявления психологизма в журналистском творчестве?

5. Что включает инструментарий психологического портретирования?

6. Какова характерная особенность публикаций, содержащих портрет?

Литература

Вайонен Н. "Человек - это звучит горько". Журналист, 2007. № 4.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1994.

Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1986.

Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 2003.

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2002

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.

Пономарев Я. А. Психология творчества. СПб., 1997.

Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000.

Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004.

 





Читайте также:
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.