Классификации этапов: различия и общее




Я.А.Пономарев (1987, с. 3) отмечает, что магистральной линией через всю историю исследования психологии творчества проходит ставшая классической проблема этапов (актов, моментов, стадий, ступеней, фаз) творческого процесса. В их классификации у ученых были различия как по количеству выделенных этапов, так и по линии их детальной характеристики.


Так, в 1910 году П. К. Энгельмейер в своей работе «Теория творчества» рассматривал творческий процесс как акты: желания, знания и умения. Первый акт (происхождение замысла) начинается с интуи­тивного проблеска идеи и заканчивается уяснением ее самим изобретателем; пока это лишь замысел в литературном творчестве. Второй акт (знания и рассуждения, выработка схемы или плана) — автор выраба­тывается представление о произведении, готовое для понимания. Третий акт — уме­ния, необходимые для выполнения задуманного. Немного позднее, в 1920 году, А. М. Блох тоже писал о трех этапах: возникновение идеи (гипоте­зы, замысла); возникновение идеи в фантазии; проверка и развитие идеи. В 1923 году Ф. Ю. Левинсон-Лессинг также традиционно выделил три этапа, но с несколь­ко иным содержанием: накопление фактов путем наблюдения и эксперимен­тов; возникновение идеи в фантазии; проверка и развитие идеи. А в 1926 году американский психолог Грэхэм Уоллес, используя данные самонаблюденияизвестных ученых, в 1926 году предложил схему 4 стадий творческого процесса.

Первая стадия - подготовка. Это этап сознательного поис­ка решения поставленной задачи, когда осуществляется формули­ровка задачи и начальные попытки ее решения. Исследователь или творец накапливает исходные данные, анализирует собранный ма­териал и информацию, проводит их анализ, намечает план решения задачи, выдвигает различные гипотезы и предположения. Основная цель этого этапа - достичь определенного состояния, когда вся по­ступающая информация начинает рассматриваться сознанием с точ­ки зрения полезности для решения поставленной задачи. Еще одна психологическая цель, которая ставиться исследователем на этом этапе - сломать парадигму, то есть сложившийся стереотип на про­блему, чтобы включить в анализируемые исходные данные новые факты. Как правило, эта фаза оканчивается без­результатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и не­дели.

Вторая стадия - инкубация. На этом этапе решение проблемы отложено, человек занимается другими де­лами, давая возможность бессознательным процессам перерабатывать по­лученную на первой стадии информацию. (Инкубацией объясняются случаи прозрения (нахождение «подсказок» для решения проблемы) у великих ученых и творцов во время прогулок, сна, занятия другими делами). Не зримая работа подсознания происходит без внешних появлений. Психологи рекомендуют на определенное время как бы забыть о решаемой проблеме и переключиться на другую деятельность или отдохнуть. Так поступают многие писатели и журналис­ты. Материал должен «отлежаться в ящике стола», чтобы автор смог увидеть его свежим непредвзятым взглядом. Для стадии инкубации характерно отсут­ствие видимого прогресса в реше­нии задачи.

Важную роль инкубации под­твердили эксперименты Ж. Сильвейры, в ходе которых он предлагал испытуемым решить одну зада­чу и смотрел, как перерыв в работе влиял на эффективность ее решения. Оказалось, что среди работавших без перерыва решили задачу только 55% участ­ников эксперимента, среди тех, кто взял перерыв на 30 минут, удалось решить задачу 64% участников, а среди прервавшихся на 4 часа — 85% участников.

Некоторые ученые предполагают, что инкубационный период, связанный с пе­рерывом, позволяет участникам эксперимента не «зацикливаться» на неэффек­тивном решении, забыть неверную стратегию решения и информацию, ведущую человека по неправильному пути.

Третья стадия – инсайт (озарение ) - внезапное понимание (озарение) того,как можно решить задачу (проблему), открытие принципа ее решения.

Решение путем инсайта от­крыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных про­блемных ситуациях (исследование проводилось во 2-й половине 1910-х годов). Ставившиеся про­блемы (главным образом доставание вкусной приманки) могли быть решены нахождением «обходного пути» или применением тех или иных средств. В некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения про­блемы обезьяна переключалась на другую деятельность и во время манипу­ляцийс подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного ре­шения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, ког­да обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. Кёлер интерпретировал это поведение как действие интеллекта,состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связываниее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием.

Результаты Кёлера ставили под сомнение концепцию «слепого» на­учения путем хаотических проб и ошибок.Понятие инсайт стало одним из ключе­вых для гештальтпсихологии. К. Дункер и М. Вертгеймер исполь­зовали его для описания способно­сти человеческого мышления нахо­дить решение путем мысленного по­стижения целого.

Этап инсайта в схеме Г. Уоллеса - самый бессозна­тельный, самый загадочный и самый продуктивный этап. Инсайт наступает всегда неожиданно, мгновенно и подобно резкому скачку. Решение в этот миг рождается в виде символа, мысли-образа, который труд­но описать словами. Пришедшая идея не воспринимается некоторыми авторами как созданная ими самими. Так, Р. Декарт, когда ему пришла в голову идея аналитической геометрии, пал на колени и благодарил Бога за ниспосланное ему озарение. И. Гайдн, когда у него возникла мелодия рождения света в «Сотворении мира», вос­кликнул, ослепленный неожиданным блеском этой мелодии: «Это не от меня, это свыше!». Поэт У. Блэйк вообще утверждал, что он является секретарем высших сил, диктующих ему стихи.

(Аллахвердов В. М., 2001, с. 49.)

Четвертая стадия - проверка. Образ облекается в слова, мысли выстраиваются в логической последовательности, открытие научно обосновывается. Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или повторения опыта и срав­нении полученных результатов; в некоторых случаях верификация идеи может потребовать длительных исследований и перепроверок.

Позднее, в 1934 году, П. М. Якобсон предложил разделить творческий процесс на семь стадий: 1) период интеллектуальной готовности; 2) усмотрение проблемы; 3) за­рождение идеи — формулировка задачи; 4) поиск решения; 5) получение принци­па изобретения; 6) превращение принципа в схему; 7) техническое оформление и развертывание изобретения.

В различных классификациях этапов творческого процесса, разработанных многими авторами, по мнению Я. А. Пономарев, чаще всего выделялись следующие стадии:
«Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
Третья фаза (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка» (Пономарев Я. А., 1987, с.3).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: