Я.А.Пономарев (1987, с. 3) отмечает, что магистральной линией через всю историю исследования психологии творчества проходит ставшая классической проблема этапов (актов, моментов, стадий, ступеней, фаз) творческого процесса. В их классификации у ученых были различия как по количеству выделенных этапов, так и по линии их детальной характеристики.
Так, в 1910 году П. К. Энгельмейер в своей работе «Теория творчества» рассматривал творческий процесс как акты: желания, знания и умения. Первый акт (происхождение замысла) начинается с интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением ее самим изобретателем; пока это лишь замысел в литературном творчестве. Второй акт (знания и рассуждения, выработка схемы или плана) — автор вырабатывается представление о произведении, готовое для понимания. Третий акт — умения, необходимые для выполнения задуманного. Немного позднее, в 1920 году, А. М. Блох тоже писал о трех этапах: возникновение идеи (гипотезы, замысла); возникновение идеи в фантазии; проверка и развитие идеи. В 1923 году Ф. Ю. Левинсон-Лессинг также традиционно выделил три этапа, но с несколько иным содержанием: накопление фактов путем наблюдения и экспериментов; возникновение идеи в фантазии; проверка и развитие идеи. А в 1926 году американский психолог Грэхэм Уоллес, используя данные самонаблюденияизвестных ученых, в 1926 году предложил схему 4 стадий творческого процесса.
Первая стадия - подготовка. Это этап сознательного поиска решения поставленной задачи, когда осуществляется формулировка задачи и начальные попытки ее решения. Исследователь или творец накапливает исходные данные, анализирует собранный материал и информацию, проводит их анализ, намечает план решения задачи, выдвигает различные гипотезы и предположения. Основная цель этого этапа - достичь определенного состояния, когда вся поступающая информация начинает рассматриваться сознанием с точки зрения полезности для решения поставленной задачи. Еще одна психологическая цель, которая ставиться исследователем на этом этапе - сломать парадигму, то есть сложившийся стереотип на проблему, чтобы включить в анализируемые исходные данные новые факты. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и недели.
|
Вторая стадия - инкубация. На этом этапе решение проблемы отложено, человек занимается другими делами, давая возможность бессознательным процессам перерабатывать полученную на первой стадии информацию. (Инкубацией объясняются случаи прозрения (нахождение «подсказок» для решения проблемы) у великих ученых и творцов во время прогулок, сна, занятия другими делами). Не зримая работа подсознания происходит без внешних появлений. Психологи рекомендуют на определенное время как бы забыть о решаемой проблеме и переключиться на другую деятельность или отдохнуть. Так поступают многие писатели и журналисты. Материал должен «отлежаться в ящике стола», чтобы автор смог увидеть его свежим непредвзятым взглядом. Для стадии инкубации характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи.
Важную роль инкубации подтвердили эксперименты Ж. Сильвейры, в ходе которых он предлагал испытуемым решить одну задачу и смотрел, как перерыв в работе влиял на эффективность ее решения. Оказалось, что среди работавших без перерыва решили задачу только 55% участников эксперимента, среди тех, кто взял перерыв на 30 минут, удалось решить задачу 64% участников, а среди прервавшихся на 4 часа — 85% участников.
|
Некоторые ученые предполагают, что инкубационный период, связанный с перерывом, позволяет участникам эксперимента не «зацикливаться» на неэффективном решении, забыть неверную стратегию решения и информацию, ведущую человека по неправильному пути.
Третья стадия – инсайт (озарение ) - внезапное понимание (озарение) того,как можно решить задачу (проблему), открытие принципа ее решения.
Решение путем инсайта открыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (исследование проводилось во 2-й половине 1910-х годов). Ставившиеся проблемы (главным образом доставание вкусной приманки) могли быть решены нахождением «обходного пути» или применением тех или иных средств. В некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения проблемы обезьяна переключалась на другую деятельность и во время манипуляцийс подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. Кёлер интерпретировал это поведение как действие интеллекта,состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связываниее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием.
|
Результаты Кёлера ставили под сомнение концепцию «слепого» научения путем хаотических проб и ошибок.Понятие инсайт стало одним из ключевых для гештальтпсихологии. К. Дункер и М. Вертгеймер использовали его для описания способности человеческого мышления находить решение путем мысленного постижения целого.
Этап инсайта в схеме Г. Уоллеса - самый бессознательный, самый загадочный и самый продуктивный этап. Инсайт наступает всегда неожиданно, мгновенно и подобно резкому скачку. Решение в этот миг рождается в виде символа, мысли-образа, который трудно описать словами. Пришедшая идея не воспринимается некоторыми авторами как созданная ими самими. Так, Р. Декарт, когда ему пришла в голову идея аналитической геометрии, пал на колени и благодарил Бога за ниспосланное ему озарение. И. Гайдн, когда у него возникла мелодия рождения света в «Сотворении мира», воскликнул, ослепленный неожиданным блеском этой мелодии: «Это не от меня, это свыше!». Поэт У. Блэйк вообще утверждал, что он является секретарем высших сил, диктующих ему стихи.
(Аллахвердов В. М., 2001, с. 49.)
Четвертая стадия - проверка. Образ облекается в слова, мысли выстраиваются в логической последовательности, открытие научно обосновывается. Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или повторения опыта и сравнении полученных результатов; в некоторых случаях верификация идеи может потребовать длительных исследований и перепроверок.
Позднее, в 1934 году, П. М. Якобсон предложил разделить творческий процесс на семь стадий: 1) период интеллектуальной готовности; 2) усмотрение проблемы; 3) зарождение идеи — формулировка задачи; 4) поиск решения; 5) получение принципа изобретения; 6) превращение принципа в схему; 7) техническое оформление и развертывание изобретения.
В различных классификациях этапов творческого процесса, разработанных многими авторами, по мнению Я. А. Пономарев, чаще всего выделялись следующие стадии:
«Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
Третья фаза (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка» (Пономарев Я. А., 1987, с.3).