Глава 1. Психология творческой деятельности журналиста
Творчество: сущность, источники, уровни и виды
Что такое творчество?
Сложность структуры творчестваприводит к множественности критериев в его определении. Сущность творческого процесса исследователи видят:
· в деятельности по созданию новых, никогда ранее не бывавших продуктов;
· в индивидуальном процессе открытия и преобразования мира, составляющем содержание процесса становления личности;
· деятельности человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью;
· в «одухотворенном действии», сущностной характеристике человека, поднимающей личность на качественно новый уровень.
Творчество можно определить так: форма самодеятельности и саморазвития индивида, развертывание его сущностных сил по меркам свободы; приобщение к высшим смыслам бытия.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создаются произведения, отличающиеся новизной, оригинальностью, уникальностью. Все это определяет важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Креативность (от англ. сгеаtivity) — способность к творчеству: способность видеть старое в новом свете и находить необычное решение проблемы. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект — это не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований не все люди с высоким интеллектом обладают креативностью.
|
Источники творчества
В отношении того, что является источником творчества, о его роли в жизнедеятельности и развитии человечества, существуют различные концепции.
Концепция развития творческой личности. По мнению автора этой теории Г. С. Альтшуллера, способность к творчеству — не талант, а природа человека. Творчество — норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства. Главное — не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.
|
Мотивационный компонент сознания. Основоположник школы психоанализа 3. Фрейд считает, что творчество является одним из способов избавления индивида от сексуальной энергии. Он делает акцент на определенном мотивационном компоненте сознания как вероятностной детерминанте креативности. Таким мотивационным «вектором» является «всепоглощающее сексуальное влечение». Другим положением теории З.Фрейда является утверждение, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы.
Творчество как усиление себя. На следующем витке развития психологической мысли этим мотивационным вектором становится самоактуализированное сознание личности Ното, творца. Представители данного направления (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Н. Роджерс) утверждают, что в каждом индивидууме имманентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации. К. Роджерс пишет: «Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии». В гуманистической психологии в определении природы творчества акцентируется внимание не на новообразованиях в области вещей и идей, возникающих в итоге человеческой деятельности, а на самом процессе, его позитивной динамике. Тогда критерием будет являться не качество результата, отмечает Роджерс, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, потому что само творчество — это «космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий».
|
Концепция доминирующей роли рефлекса. В 1920-х годах к проблеме природы творчества обращается В. М. Бехтерев. Он рассматривает данную проблему в духе бихевиоризма, с позиции рефлексологии. Творческий процесс у него опосредован определенным раздражителем, который ученый характеризует как творческую проблему, творческую ситуацию, и является ответной реакцией на данный раздражитель. На доминирующую роль рефлекса как универсального динамического механизма, лежащего в основе всех реакций субъекта, в том числе и его творческих проявлений, вслед за Бехтеревым, указывает представитель павловской школы физиолог В. В. Савич. Следовательно, Бехтерев и Савич процесс творчества сводят к механической динамике условно-рефлекторных связей. Данные попытки решать с позиции рефлекторной теории вопросы психологии творчества заслуживают внимания тем, что дифференцировали прежний глобальный, синкретический подход к данному вопросу.
Уровни творчества
Существуют три уровня творчества: компилятивный - связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов; проективный - имеет место, когда создаются обобщенные новые суждения на основании собранных знаний; инсайтно-креативный - связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него (Л. А. Китаев-Смык, 2007).
Журналисты, обладающие компилятивным уровнем творчества, могут хорошо разбираться в людях, проявлять коммуникативную креативность, быть хорошими администраторами, руководителями. «Проективные творцы» становятся блестящими журналистами, создают захватывающие аудиторию материалы по актуальным проблемам. Этого не могли бы сделать «инсайтные творцы», увлеченные поиском неясной темы для выступления и мало склонные к методологическому классификаторству. Кроме того, они слывут неуживчивыми в редакции сотрудниками с дурным характером, поэтому плохо справляются с работой, успешно выполняемой «компилятивными творцами».
Виды творчества
Виды творчества разнообразны, как и сферы деятельности. Существуют научное, техническое, художественное творчество и по различным видам деятельности, в числе которых и журналистское творчество. В свою очередь, творчество, в каком-то отдельном виде деятельности, может состоять из нескольких подвидов. Например, для журналиста необходимо говорить не только о творчестве в создании материала для СМИ, но и о творчестве в общении - под которым понимается гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной индивидуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи с общением.
Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Основными его особенностями являются: опора на абстрактное, словесно-логическое мышление; продуктом является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей; процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного); процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер.
Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно близко по своим психологическим характеристикам научному творчеству, но имеет и отличия: опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления; выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики; его продукт не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса.
Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Основные особенности: главным образом опирается на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление; главный компонент — эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса; реализуется в искусстве, а продуктом является художественный образ, заключенный картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.; рациональная сторона скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание; создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.
Ряд видов творчества имеют между собой довольно тесные связи.
Контрольные вопросы
1. В чем исследователи видят сущность творческого процесса?
2. Какие существуют концепции об источниках творчества?
3. Что собой представляет компилятивный уровень творчества?
4. Как характеризуется проективный уровень творчества?
5. С чем связан инсайтно-креативный уровень творчества?
6. На какие виды подразделяется творчество?
Литература
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журн. 1995. № 5.
ДункерК. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М, 1965.
Китаев-Смык Л.А. Факторы напряженности творческого процесса//Вопр. психол. 2007. С.69 – 82.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
Мэй Р. Мужество творить. Львов; М., 2001.
Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб., пособие. СПб., 2006.
Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1970.
Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.
Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994.
Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психол. 1990. № 1. С. 164-168.
Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М., 2006. С. 19-143.