Дискуссии вокруг воздействия СМИ не прекращаются. Общепринятая модель «всемогущество — ограниченное воздействие — умеренное воздействие — сильное воздействие» представляет собой упрощенный сценарий научных исследований. В будущем исследователей медиавоздействия ожидает задача разработки эмпирических критериев, позволяющих классифицировать воздействие СМИ как сильное, умеренное или ограниченное, а также сформулировать обобщения, объясняющие феномен медиавоздействия. Среди существующих методов исследования влияния СМИ можно выделить три общепринятых способа оценки СМИ: оценка содержания, оценка продолжительного воздействия, оценка последствий. Существует четыре основных класса поддающихся оценкам последствий: поведенческие последствия; установочные последствия; когнитивные последствия; физиологические последствия.
Поведенческие последствия — это тот тип эффектов воздействия СМИ, о котором большинство людей вспоминает прежде всего. В этом случае человек совершает некоторые действия, например, проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как он видит, что
кто-то ведет себя аналогичным образом. Этим последствиям придают особое значение сторонники теории социального научения. Поведение представляет наиболее зримый тип последствий, хотя его зачастую очень трудно измерить; еще сложнее со всей определенностью показать, что его причиной является воздействие СМИ.
Второй класс последствий воздействия СМИ связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, человек может стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования — уже другой вопрос. Хотя установки включают в себя интеллектуальный компонент, или компонент доверия (например, обоснование того, почему вы предпочитаете программу одного кандидата программе другого), значительная часть психологической динамики в установках носит эмоциональный характер (например, большая симпатия к одному кандидату по сравнению с другим). Установки оценить легче, чем поступки, и иногда они приобретают огромное значение, поскольку влияют на последующее поведение и на то, как мы станем в дальнейшем обрабатывать информацию. Воздействие установок не ограничивается формированием общественного мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на восприятие мира и на то, как его общество интерпретирует. Взаимодействие знаний, полученных из СМИ, с жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием.
|
Третий класс последствий — когнитивные эффекты (т. е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации из СМИ (например, сведений о шимпанзе, почерпнутых из статьи в журнале). Существуют и другие, более завуалированные, когнитивные эффекты. Например, СМИ «навязывают повестку дня» очень простым способом; отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.
|
Четвертый класс эффектов массмедиа — это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием СМИ. Исследования показали, что даже такой обыденный материал, как телевизионные новости, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе, к реакциям кожных покровов и блокированию альфа-волн, испускаемых мозгом.
Контрольные вопросы
- Что понимается под информационным воздействием?
- Какие концепции воздействия СМИ доминировали на различных исторических этапах?
- Как характеризуются основные способы воздействия СМИ на аудиторию?
- В чем особенность воздействия интерактивного общения на аудиторию радио?
- Каковы последствия воздействия СМИ, подающиеся оценкам?
Литература
Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы. М., 1998.
Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.
Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология: основные принципы, Харьков. 2007.
Волковский Н. Л. История информационных войн: в 2 ч. Ч. 1. СПб.. 2003. С. 3-38.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Журналист. 2000. № 10. С. 14-27.
Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуковой. М.. 2004
Морозов А. В. Общественное мнение в коллективе: социальная роль прессы в формировании общественного мнения // Морозов А. В. Деловая психология. М.. 2005. С. 534-549.
Ольшанский Д. В. Психология масс. М., 2002.
ЦаллерД. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004.
Шопен Н. Интерактивность – это пульс жизни//Relga. 2012. №14.
Юдина Е.Н. Интерактивные опросы в теле- и радиоэфире. Разработка сценария деловой игры: Методическое пособие. М., 2005.
Часть пятая.