Проблема бессознательного в творчестве занимает в психологии и других науках (литературоведении, искусствознании и пр.) большое место. Некоторые исследователи даже высказываются, что без проявления бессознательного творчество невозможно. Более того, есть утверждения, что если художник способен вербализовать замысел своего произведения, определить его смысл, т. е. осознать его, — тем самым он это произведение либо разрушает (если осознание замысла произошло еще в процессе формирования образа), либо выявляет (если произведение уже создано) его фальшивую «псевдохудожественную» природу (Ильин Е.П., 2009). Многие писатели, поэты, художники подчеркивают бессознательную активность духа в творческом процессе. Так, А. де Виньи говорил: «Я свою книгу не делаю, она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»; В. Гюго: «Бог диктовал, а я писал»; блаженный Августин: «Я не сам думаю, мои мысли думают за меня» и т.д. Есть утверждения, что сознание автора в момент творчества становится пассивным экраном, на который человеческое бессознательное отображает себя. И творец всегда испытывает замешательство при попытках объяснить причину, источник своих фантазий. Так, в 1898 году вышла книга Моргана Робертсона (1861-1915) «Тщетность», или гибель «Титана», в которой за 14 лет до крушения «Титаника» автор почти в точности описал «катастрофу века». Пророчество Робертсона не исчерпывается историей с «Титаником». В 1914 году он публикует фантастическое произведение «За пределами спектра», описывающее... войну США с Японией! Более того, ему удалось предугадать, что японцы первыми нападут на американские базы на Гавайях и Филиппинах. Другой пример: известный журналист и писатель Илья Эренбург написал в 1921 году роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», в котором вложил в уста американского дельца зловещее пророчество о применении против японцев нового оружия массового уничтожения. «Японцы меня часто спрашивают, - писал И. Эренбург, - почему в 1921 г., когда Япония была союзницей Америки, я написал, что новое смертоносное оружие американцы испробуют на японцах. Я не знаю, что им ответить. Почему в 1919 г., задолго до открытия Резерфорда, Жолио-Кюри, Ферми, Андрей Белый писал:
|
Мир рвался в опытах Кюри
Атомной лопнувшей бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой...
Может быть, такие обмолвки связаны с природой писателя?»
А.Н.Лук в своей книге «Психология творчества» по поводу приведенных выше примеров пишет: «Характер таких «прозрений художника»... остается невыясненным и необъясненным. В самом ли деле поэты «предвосхищают» открытия науки? Или все приведенные примеры - случайные совпадения? Надо подсчитать сбывшиеся пророчества, а также и ложные предсказания, о которых потом не вспоминают. Это позволило бы сопоставить вероятность и действительную частоту художественных прозрений». (Лук А. Н., 1978,0.107-108).
Теории бессознательной работы
Общие выводы их сводятся к выделению в творческом процессе нескольких этапов, рассмотренных выше. Вспомним, первый этап (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; второй этап (бессознательная работа) — созревание — бессознательная работа над проблемой; третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение — в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде; четвертый этап (сознательная работа) — развитие идеи, окончательное оформление и проверка.
|
Гешталътпсихологическая теория творчества. Понятие инсайта
С развитием общества, философской и психологической науки развивались и изменялись взгляды на проблему человеческого творчества. Различные психологические школы предлагали собственные подходы к исследованию феномена творчества, творческого мышления и творческих способностей. Большой вклад в исследование творческого процесса внесли представители гештальтпсихологии. Именно в гештальтпсихологии впервые появляется понятие озарения, или инсайта, затем прочно обосновавшееся в психологии творчества. Гештальтпсихологическая теория творчества в наиболее полном виде представлена в работе М. Вертгеймера «Продуктивное мышление», где автор рассматривает основные механизмы творческого, продуктивного мышления в его отличии от нетворческого, репродуктивного.
Центральным звеном творчества Вертгеймер считает появление инсайта, внезапного озарения, схватывания элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают решение задачи. Этот механизм не может быть сведен к числу логических операций. Вертгеймер намечает основные этапы творческого процесса решения проблемы. Вначале появляется ощущение неясности данной ситуации. Желание достичь понимания проблемы приводит к постановке некоторых вопросов. В поле ситуации выделяются значимые элементы, образующие фокус, или центр, ситуации. Вокруг этого центра все элементы ситуации связываются в определенное структурное целое— геш-тальт. Каждый элемент воспринимается как часть целого. Все это создает основу для решения, внезапного видения ситуации и понимания проблемы. Инсайт выступает как качественный скачок, переход от одного видения ситуации к другому.
|
Феномен инсайта
Момент озарения (инсайта), рождения идеи является кульминацией интуитивного творческого процесса. Многие авторы рассматривают его как центральный момент креативного процесса. Однако по поводу феномена в творчестве ведутся споры. Одни сводят креативность к инсайту, другие вообще отрицают роль инсайта в креативном процессе. Психолог Торшина К.А. считает, что некоторые виды мышления важны в процессе творческого инсайта. В этой области два механизма могут быть представлены для оценки людей, имеющих экстраординарные способности в решении сложных аналитических проблем. Первый - янусианские мыслительные процессы, второй - способность генерировать вид «одновременного видения», необходимого для решения сложных причинно-следственных проблем.
«Янусианское мышление включает способность активно обдумывать две противоположные вещи одновременно и посредством этого отрабатывать две несоизмеримые точки зрения на предмет параллельно. Этот тип мышления является «ключевым шагом в процессе создания научных теорий и/или открытий таких людей, как Эйнштейн, Дарвин, Уотсон, Пастер и Ферми» и является сущностью креативного мыслительного процесса литературных критиков, поэтов и философов (Storfer,1990). Тесты для выявления янусианского мышления у людей, обычно им пользующихся, показали, что они являются хорошим индикатором продуктивной способности к инсайтам в искусстве и науке. После этого были протестированы люди, принимавшие участие в двух контрольных исследованиях и принадлежащие к трем группам: 1) студенты колледжа с высокой креативностью и с высоким интеллектом; 2) студенты с высоким интеллектом без «продуктивной креативности»; 3) девять нобелевских лауреатов в науке (физика, медицина и химия). Результаты показали, что высококреативные студенты колледжа имели значимо более высокий янусианский интеллект, чем некреативные студенты с таким же высоким интеллектом, и исключительно высокие баллы янусианского интеллекта были получены у нобелевских лауреатов. Более того, по мере повышения уровня креативности ответов повышалась быстрота реакций, связанных с ответами на задания, тестирующие янусианский интеллект.
Второй психометрический подход оценивает способность людей генерировать вид инсайта, связанный с суперсовременными навыками решения проблем. Для решения таких проблем человек должен уметь проверять потенциальные связи между переменными, которые сначала нужно перевести из семантической формы представления в символические коды, и удерживать в памяти сеть связей, выводы, связанные с этими переменными, и «причинные» доказательства. Одновременно они должны проверять комбинации переменных на предмет их пригодности в качестве потенциального решения».
(Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежнойпсихологии //Вопросы психологии. 1998, с. 128-129).