Смысл общения — в его результате.
Профессиональная жизнь по своей значимости для судьбы человека и его развития как личности занимает ведущее место среди других его линий жизни. Искусство повседневного живого общения с людьми – органическая часть профессиональной квалификации журналиста. Мы постараемся показать вам: как сделать журналистский стиль общения действеннее, глубже, осмысленнее, ценнее; как научиться слушать собеседника; как контролировать ситуацию общения; как достигать эффективного и результативного общения с людьми разных психологических типов.
Для журналиста «творческое состояние – состояние взаимодействия с другим человеком, который становится “источником” информации». Без постоянного контакта с другими людьми нет профессионального роста. Умение общаться является показателем социально-психологической приспособленности любого человека. Журналисту она необходима больше, чем кому-либо, поскольку это связано с общественным характером его деятельности. И, тем не менее от 50 до 70 процентов журналистов испытывают те или иные трудности в процессе интервьюирования, при работе с источниками информации, с документами и при наблюдении ситуации в процессе знакомства с объектом своего внимания. Исследователи считают, что профессиональный успех и карьера журналиста определяются динамикой его мышления, продуктивностью мысли и чувства, творческой целесообразностью поведения журналиста во всех подчас весьма неожиданных, профессиональных ситуациях, особенно в работе с людьми — героями будущих произведений.
Каждый человек имеет свою систему социально-психологических знаний, которые складываются из эпизодических наблюдений, обобщений услышанного и прочитанного, т. е. каждый из нас обладает определенным багажом обыденного сознания и навыком общения, коммуникативным опытом. Журналистская деятельность развивает специфические профессиональные качества личности: общительность, быстроту реакции, умение сосредоточиться и работать в оперативных условиях, находчивость наблюдательность, память, прагматизм, инициативность, наличие интригующего начала в журналистских способностях, умение выявить в окружающей действительности факты, которые могут заинтересовать партнеров.
|
Журналисту, в какой бы области он не специализировался, требуются такие качества, как коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, внушить доверие. Хотя и не существует универсальных чудодейственных методов воздействия на других людей, которые подходили бы для любой ситуации общения и могли гарантировать журналисту профессиональный успех, имеется ряд психологических и педагогических принципов, которыми он может придерживаться для эффективного общения.
Суть процесса общения заключается в обмене личностными установками, взглядами, впечатлениями, опытом, и «чем больше в процесс коммуникации вовлечены эмоции, память, опыт, интеллект коммуникаторов, тем эффективнее процесс общения». Полноценный процесс межличностного контакта в ситуации, когда журналист работает в режиме интервью, проходит три стадии: а) визуальный контакт; б) обмен информацией; в) взаимодействие, взаимовлияние.
В общении как процессе последовательных, взаимозависимых поведенческих актов происходят следующие действия: 1) получение и прием информации; 2) интерпретация информации; 3) взаимное восприятие; 4) взаимное понимание; 5) взаимная оценка; 6) сопереживание друг другу; 7) формирование симпатий и антипатий; разрешение возникающих противоречий; 9) осуществление совместной деятельности; регулирование характера взаимоотношений; убеждений; взглядов; 10) психологическое воздействие.
|
Результат профессионального общения зависит от того, в какой системе – закрытой или открытой – работает журналист со своим собеседником. Открытая система предполагает высокую самооценку, позволяющую вести разговор полно, адекватно, уравновешенно, ясно и прямо, обеспечивающую полную свободу любых обсуждений. Если стиль общения, в котором собеседник проявляет себя, как заискивающий, обвиняющий или отстраненный тип человека, то и результат может получиться хаотичным, случайным и деструктивным. Если вы подошли к выбору героя легкомысленно, то это непременно спровоцирует дефектное общение.
Ольга Нарышкина — студентка 3-го курса факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета не без смущения вспоминает свой первый опыт работы в газете «Зооинфо». Ее собеседником оказался бывший ректор Санкт-Петербургской ветеринарной академии – известный ученый в области оплодотворения крупного рогатого скота. Корреспондентка была совершенно не подготовлена к беседе, поэтому обрадовалась, когда собеседник взял на себе инициативу и первым начал разговор. Далее все ее попытки свернуть тему с «вымывания эмбрионов» на что-то более интересное для обычных клиентов зоомагазинов (где и распространяется газета) не увенчались успехом. «Тогда я поняла, что нужно вооружиться терпением. Действительно, минут через сорок профессор, видимо, утомился». Вот тогда инициативу молодая журналистка взяла на себя и разузнала о его военном детстве, преподавательских уловках и интересных историях из жизни (Личный архив).
|
Королёв Егор— член Союза журналистов России, выпускник факультета журналистики Волгоградского государственного университета и магистратуры факультета журналистики СПбГУ, корреспондент областной газеты «Волгоградская правда» (2004-2006), корреспондент еженедельника «СПб Курьер», редактор информационного web-проекта «Полит-грамота», совершая свои первые шагах в журналистике,также попадал в неловкие ситуации. Как-то он загорелся взять интервью у главного врача. Звали врача психиатрической больницы Эльдар Ахмедов. Надо отдать ему должное – на интервью он согласился с легкостью. И вот Егор Королев в кабинете у главврача.
– Я вас слушаю. Что вы хотите узнать? – спросил меня, словно пациента, Эльдар Ахмедов.
Повисла долгая пауза. В моей голове пронеслась мысль: «А не зря ли я выбрал журфак», потом пронеслось что-то про Наполеонов и я выпалил:
– А Наполеоны у вас есть?..
Даже не видя реакцию строгого врача в шикарном кресле, я понял – надо уходить.
– Вы зачем пришли? Вы совершенно не подготовлены!..
Факультет журналистики Королев решил не бросать и совершил вторую ошибку – засел за книги о психиатрии. Было интересно, он вчитывался в специальные тексты, углублялся в тему, и ему становилось интересно.
– Может ли эндогенная депрессия привести к тому, что человек станет психически больным?..
Эльдар Ахмедов был счастлив, и мы с ним разговорились об эндогенной депрессии.
– Что Вы думаете по поводу того, что многие представляют психиатрию системой подавления личности, в которой проявление индивидуальности рассматривается как аномалия?..
«Сейчас бы я посмеялся над студентом, который может задать такой вопрос. Но тогда я был "на высоте". Интервью получилось большим. Очень большим. Я его долго и нудно расшифровывал, а потом долго и нудно предлагал в две газеты. В газетах мне ничего не объяснили, но печатать текст отказались. Не сразу я понял, в чем беда. И была у меня даже эндогенная депрессия. К моему великому удовольствию, вот уже три года нет ни одного текста, за который было бы стыдно. Или над которым можно посмеяться (Личный архив).
Журналист знает, что людям свойственно брать на себя различные роли. Не даром говорят, что мир — театр, а люди в нем актеры. Причем людям свойственно желание казаться лучше, поэтому они создают свой имидж. В этом случае ваша задача — распознать, что в человеке истинное, а что напускное.
Человек предсказуем в целом ряде своих проявлений: ему свойственна поведенческая устойчивость, привитая нормами, однако «человек никогда не совпадает с самим собой, ему нельзя применить формулу тождества А+А» (8). Он может оказаться лучше или хуже образа, который презентует публике.
При оценке людей журналисту важно понимать, какому виду сценария они следуют в жизни, видеть систему их потребностей, иметь представления о структуре мотиваций и ценностных ориентациях.
Восприятие журналистом других людей базируется на поиске впечатлений, которые отражают основные характеристики личности. Часто самым прочным оказывается наше первое впечатление. Оно почти всегда означает, что вы относите воспринимаемое лицо к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые у вас уже сложились. При последующем познании этого человека мы раскрываем в нем своеобразные черты, присущие только этой личности. Индивидуальные качества человека (его приватная индивидуальность) воплощают конкретные целостные представления окружающих о нем (публичная индивидуальность). Причину поведения того или иного человека мы видим либо в его внутренних склонностях, либо в элементах ситуации, в которой он оказался.
Журналист старается определить, является ли конкретное поведение постоянным или случайным, однотипно оно или различно в сходных условиях; выделяет их тип поведения (дружеского, любовного, агрессивного). При этом обращает внимание на то, какой образ действий демонстрирует этот человек.
В познавательной деятельности журналиста присутствует как важный компонент понимание самого себя и себе подобных в различных ситуациях межличностных отношений и психических состояний. При этом мотивы поведения журналиста, его функциональные обязанности должны восприниматься им не как арена для самоутверждения, а как приглашение к самосовершенствованию во взаимодействии с людьми разных профессий, статусов, возраста, пола, интересов.
Коммуникативная компетентность предполагает адекватность в любой ситуации. Однако деятельность пишущего человека связана с риском, неопределенным исходом и возможностью непредвиденных последствий. При взаимном реагировании и восприятии, журналист, пытающийся изменить поведение другого, всегда должен помнить, что объект реагирует не только на методы и способы, но и на него самого как на личность. Вопрос об отклонениях, допускаемых социальными (личностными и ролевыми) нормами, очень важен. Поэтому здесь необходимо приспособление к партнерам с учетом их установок и ценностей, особенностей характеров, конкретных ситуаций и т. д.
Для достижения целей общения каждый использует свою наработанную систему средств — речь, интонацию, акценты, стиль выражения мысли, вербальные и невербальные средства (поза, внешность, организация предметной среды) и добивается при этом разной степени успеха.
Знание журналистом общих закономерностей — ключ к пониманию других. Это делает процесс общения более легким. Адекватность восприятия другого зависит от многих психологических качеств журналиста, в первую очередь связанных с его восприимчивостью, которая может быть выражена искренней любознательностью, вниманием к другим, способностью к аналитическому анализу ситуаций и отношений. Во вторую очередь адекватность восприятия обеспечивается реактивностью, т. е. подвижностью эмоций журналиста, их многообразием. Впечатлительность, искренний интерес к другому, способностью к сочувствию и сопереживанию нередко делают успешной профессию журналиста. Более того, становится необходимым сам психологический повседневный тренинг общения с разными людьми. Это требует определенного состояния души.
Журналист «Российской газеты» Игорь Свинаренко вспоминает:
В бытность мою большим начальником в одном солидном издательском доме («Коммерсант»), меня ужасало, что я с утра до вечера все время суетился, принимал людей, отвечал на звонки, куда-то ехал, давал команды, подписывал кипы документов… Потом смотришь — прошел день, наступила ночь, я смертельно устал. А что сделал? Ничего! Бумажки — из кабинета в кабинет, деньги — из сейфа в сейф… Я понял, что с этой руководящей высоты я вижу большие проблемы, но люди оттуда не видны. Их вообще как бы нет. У меня была тоска от того, что я не вижу деталей человеческих, выражения лица, интонации голоса. И я сказал: «Нет, не надо! Мне хочется обратно, к людям». Я вернулся. Многим это показалось странным, люди думали, что меня выгнали.
В процессе журналистского творчества вырабатывается особая эмоциональная природа чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Эффективность журналистского труда напрямую зависит от эмпатии — способности сочувствия, эмоционального отклика на переживания другого. В эмпатической способности лежат истоки морального развития личности журналиста, которое является условием профессиональной деятельности.
Волынская Ирина Александровна – студентка 3 курса факультета журналистики СПбГУ,
специализируется по кафедре радио и телевидения:
Любопытство, возведенное в абсолют, экстремальная степень сочувствия и болезненное желание помочь всем и каждому – эти, казалось бы, абсурдные качества не раз играли на руку пытливому журналисту. Картина дня… За окном промозглая сырость, и на душе как-то слякотно, ядовито. Так хочется быть не просто выслушанным, но и услышанным. Знакомые чувства? Не правда ли? Ощутив весь букет уязвимостей, вы сможете понять, на каких сердечных нотах стоит импровизировать акуле пера. Помните, фальшь прозрачна, она отталкивает собеседника, как одноименно заряженный магнит. Только искреннее сопереживание расположит интервьюера на распахнутое доверие.
Синдром Попутчика – популярное словосочетание, но я его назову душевным феноменом. Момент откровения в чуждой, непривычной среде, способность обнажить душу, доверить сокровенное первому встречному, малознакомому человеку, попутчику. Профессиональный журналист должен интуитивно чувствовать приближение бури наболевшего, острого желания разделить задушевное. Тогда связующая нить эмпатии поможет по зернышку, а, возможно и лавинным потоком, получить необходимую информацию и даже больше.
Сочные плоды этого феномена я вкусила в одной из командировок. Редакция N меня отправила на спецзадание в Старую Ладогу. Я писала материал из рубрики «Маршрут выходного дня», в котором должна была подробно рассказать всю полезную информацию, именуемую в нашей газете «полезнухой», ответить на все обстоятельственные вопросы, которые могут возникнуть у любознательного читателя: «Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?» и насущное «Сколько?». Но голые факты – продукт несъедобный. Материал должен дышать атмосферой города. А где ее родную заполучишь? У местных жителей, хранителей многовекового исторического сознания. В народе таится душа отчего края. Поездка была щедра на общение. В транспорте, на автобусных остановках, в магазинах и местных гостиницах. Куда бы меня не завел мой маршрут, я встречала удивительных людей с непохожими судьбами. Эти сутки я работала «свободным ухом». Я внимала, внимала, внимала… Со мною делились настроением, семейными неурядицами, детскими страхами. Рассказывали обо всем. Попутчик из автобуса поведал о чреде личных несчастий и детских мечтах, пассажир электрички пожаловался на жизнь, сосватал сыновей, пригласил в гости, оставив свой адрес, телефон и симпатию. Мне не приходилось выуживать информацию, насиловать собеседника, терроризируя его личное пространство. Люди охотно шли на контакт. Моей провокацией мог послужить лишь взгляд, внушающий доверие, взгляд человека, который не осудит, поймет. Простого взгляда иногда было достаточно, чтобы нужный персонаж сам подошел, подсел, заговорил и при этом искренне оставался уверенным, что общение инициировал именно он. Но главным моментом остается неравнодушие. Каждый человек, каждая история мне были интересны. Я пропускала через себя каждую эмоцию рассказчика, ощущала все его боли и радости, как собственные.
Рассказ студентки-практикантки очень показателен. Ее искреннее желание услышать людей, живущих в небольшом городе, понять их, посочувствовать было вознаграждено. «Материал удался, а опыт остался бесценным…», - заключает студентка (Личный архив)
Психологической предпосылкой эмпатии является способность «входить» в состояние другого и постигать причинно-следственные связи в его проявлении. Важным фактором эмпатии является развитая система подсознательного мышления, которую понимают как способность оперировать неполной информацией, соединять разные информативные потоки и признаки, освобождаться от шаблонов и избегать предвзятых суждений.
Существуют различные способы постижения другого человека. Рациональный уровень достигается с помощью системы логического выявления и оценки причины, мотивов и следствия поведения другого человека. Эмоциональное постижение зависит от эмоциональных ассоциаций и идентификации с собеседником. Интуитивный уровень означает предвосхищение самопроявлений человека, их угадывание. Выбор адекватного средства реагирования или воздействия на собеседника зависит от умения на всех уровнях фиксировать особенности другого человека.
В профессиональном общении роли участников разные: журналист, как правило, субъект исследования, а его собеседник — объект. Задача журналиста в каждом акте общения иметь алгоритмы ведения беседы, типичные матрицы, чтобы не терять времени на продумывание дальнейших шагов. Нужно понимать, что журналист часто работает в экстремальных условиях, вызванных необходимостью оперативно собрать материал и распространить информацию раньше других коллег, при этом не исказив суть полученных от расспросов людей фактов и данных. Технологии получения сведений должны быть отточены и давать минимальные сбои. Но человек, с которым имеет дело журналист, материал тонкий, работать с ним нужно максимально осторожно и бережно. Это требует умственных и эмоциональных затрат.
Общаясь с собеседником, журналист ориентируется в его поведении, поскольку он как бы “читает” его, т. е. расшифровывает значение его внешних данных и раскрывает смысл получающегося таким образом текста в контексте, и имеющем свой внутренний психологический план. Это “чтение” протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у журналиста вырабатывается более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст и отношение к поведению людей, с которыми он общается. Для журналиста подобное «чтение» выступает как профессиональное требование, следовательно, эти навыки должны совершенствоваться.
В поведении людей важно подмечать типическое. Это облегчает ориентацию, а вы, подмечая индивидуальные особенности, сможете уточнить тактику отношения с собеседником. Например, видеть перед собой авторитетного руководителя, или неудачника, или эгоиста. Эти качества реализуются всегда индивидуально. У авторитарной личности могут обнаружиться особенные черты, например, склонность к фаворитизму, перекладыванию ответственности на подчиненных. Эгоист может быть общительным, а может быть замкнутым, ожесточенным, недоверчивым, способным на месть и т. д.
Нельзя забывать, что человек принадлежит к определенной группе, поэтому его поведение несет на себе отпечаток тех принципов и норм поведения, которые характерны для этой группы. Но человек может оказаться хуже или лучше группы. Правильная оценка партнера возможна лишь при отвлечении от стереотипов. Но и в этом случае свою (даже многогранную) оценку вы, очевидно, не можете считать догмой.
Общение редко бывает бескорыстным. Приоритетной целью журналиста является получение максимума информации. Однако любое общение должно приносить пользу всем участникам межличностного общения, означающего взаимное (с обеих сторон) вложение усилий, выраженное в направленных друг на друга действиях (воздействие). Общение означает восстановление связи, движение навстречу, взаимоперетекание.
Как видим, профессия требует от журналиста совершенствования целой системы качеств, необходимых для эффективного общения. Прежде всего, это направленность на других, т. е. возможность проникнуть в систему ценностей человека. Далеко не последнюю роль играют определенные характеристики интеллекта, а также воспитанность и организация эмоциональной сферы.
Предвидение поведения, анализ и постижение других, развитая способность «входить в положение» являются составной частью психологической культуры журналиста.
Ряд качеств журналиста, способствующих успеху в общении, связан с особенностями мышления, объемом внимания, необходимого, чтобы выслушать собеседника. Потребуются и определенные свойства восприятия — наблюдательность, способность различать мельчайшие колебания в настроении, видеть существенное в личности. Журналист должен обладать тренированной памятью, помогающей помнить лица, а также привычки и другие детали и подробности, характеризующие данную личность, в том числе факторы, которые могут раздражать или успокаивать человека. Трудно обойтись и без воображения. Зримое представление ситуации общения способствует лучшей подготовленности (выстраивается алгоритм предстоящей беседы — образуется логическая нить, на которую «нанизываются» словно бусы — факты, мнения, оценки, представления о предмете беседы).