Чем диктуется взаимодействие журналиста и интервьюируемого? Журналист не просто расспрашивает людей, он держит в голове идею будущего произведения. Расспросы людей в редакционных интересах имеют единственную цель — сбор информации. Чтобы создать одно произведение, журналист, как правило, опрашивает немалое количество людей. При этом он должен быть готовым к тому, что некоторые не захотят пойти на контакт, либо попытаются ввести в заблуждение. В таком случае журналист прибегает к специфическим методам получения информации — «интервью врасплох» и «замаскированное интервью».
Человек, который соглашается на интервью, делает это по разным причинам. Для одних согласие может быть продиктовано жаждой популярности, для других желанием передать эксклюзивную информацию, которой заинтересуются тысячи людей, для третьих важно просто выговориться. Четвертые соглашаются на интервью, чтобы дать отповедь тем, кто распространяет слухи и домыслы об их персоне (так, например, в различных СМИ одновременно была организована целая серия интервью с Александром Литвиненко по поводу его причастности к политическому убийству). Но чаще человек идет на интервью под давлением общественных норм, видит в этом акте гражданский долг. Так, ежедневно на телеэкране мы видим людей, которые стали очевидцами событий, в основном, экстремальных, где перед камерами они дают добровольные «показания» журналисту. К сожалению, в последнее время техногенные катастрофы ежедневно «подбрасывают» сюжеты для острых репортажей, куда вкрапляются мини-интервью с жертвами, очевидцами различных катастроф, их родственниками и сослуживцами (взрывы в жилых домах в Татарии и Ставрополье, террористические акты в Дагестане).
|
В таком взаимодействии журналист, хотя и является инициативной стороной и человеком, направляющим ход разговора, но целиком зависит от собеседника, от его желания раскрыть какие-то факты, собранности, психологического состояния. И здесь от журналиста требуется целый комплекс надежных профессиональных и личностных качеств, которые служат достижению цели: хорошая память, высокая собранность, психологическая устойчивость, общительность, любознательность, быстрая реакция, волевые усилия, настойчивость, находчивость. Надежность — достаточный уровень развития у журналиста необходимых психических свойств, произвольного внимания и наблюдательности, уровень профессионализма, — предполагают отчетливое осознание познавательных задач, умение быстро и точно вычленять необходимый предмет, схватывать памятью самое характерное.
Общаясь, журналист никогда не упускает из виду задачу — вывести человека на разные варианты подачи информации, осмысление фактов; спровоцировать ассоциации, заставить «разговориться».
В интервью «Российской газете» известный журналист Игорь Свинаренко отвечая на вопрос коллеги Виталия Абамова, «Ты все-таки говоришь с людьми или по большей части молчишь, слушаешь?», разоткровенничался:
— Наверное, больше говорю. Надо рассказывать людям истории, чтобы они тоже в конце концов заговорили. Вот, например, недавно в разговоре с писателем Сорокиным я вынудил его ответить на вопрос, как он ел говно, и какой был вкус.
— А он ел говно?
— Пробовал. Детское. Но мы сейчас о другом. Чтобы люди не прогоняли тебя после подобных вопросов, чтобы отвечали на них и — желательно — правду, для этого необходимо с ними говорить. Рассказывать о себе. Интервью я начинаю с историй, которые хоть как-то касаются жизни этого персонажа… Он слушает, где-то ему смешно становится, где-то его цепляет. В итоге мы начинаем уже менее официально говорить о его делах и отношении к жизни, о каких-то человеческих вещах.
|
Журналист каждую минуту изучает собеседника, первоначально «считывая» по внешним, доступным восприятию признакам, а затем и постигая суть конкретного человека. Не последнюю роль в этом процессе коммуникации играет философское знание, отражающее общие закономерности природы и социума.
С годами не проходит волнующее чувство перед встречей с будущим героем. Даже просчитав ситуацию, которая тебе кажется предсказуемой, ты все равно ждешь «сюрпризов». И снова и снова удивляешься неисчерпаемости и уникальности человека. Всякий раз остается ощущение, что самое главное ты не спросил, самое потаенное не сумел распознать.
Десятки драматических, экзотических и комических эпизодов личной судьбы скапливаются у журналистов из странствий по свету и встреч с людьми. Журналист размышляет не только об увиденном, но и о том, как ему поступать достойно, правильно и мудро в разных ситуациях. Как программировать ситуацию общения, всесторонне осмыслить ее, соотнести со знанием существа людей и оценить их поступки и действия. Эти свидетельства впоследствии запечатлеваются в мемуарных книгах, таких как «Калейдоскоп жизни» журналиста-международника В. Овчинникова (М., 2006), обозревателя «Литературной газеты», А. Борина «Проскочившее поколение» (М., 2006) и др.
|
Известный питерский журналист – заместитель редактора журнала «Город» М. В. Гончаренко убеждена:
Если вы с героем материала расстались, что называется, при взаимном уважении, то значит в другой раз, когда припечет, когда нужна будет информация, телефон, фамилия и не у кого взять, ваш прошлый визави всегда пойдет навстречу.
Он никогда не откажется дать комментарий по проблеме, охотно назовет других экспертов, он позвонит вам с интересной новостью. Даже через год может позвонить: «Вы меня помните?». Короче, ваши труды в начале, когда вы уламываете капризного или вселяете уверенность в трусоватого собеседника, который так и норовит вычеркнуть при визировании интервью лучшие факты, окупятся сторицей. Герой превратится в вашего личного ньюсмейкера, а вы со временем обрастете гигантской вертикально-горизонтальной сетью знакомств в самых разных сферах жизни города. Одно это позволит журналисту иметь громадное преимущество перед менее опытными коллегами, ведь у вас всегда будет возможность узнать эксклюзивные подробности по домашнему или мобильному телефону. Это вам не пресс-релизы переписывать (Личный архив).
Подготовка интервью заключается не только в переговорах и согласованиях относительно места, времени и условий проведения. Требуется психологический настрой на тип собеседника.
Журналист, так же как и другие люди, подвержен стрессам, утомляемости, боли и переживаниям. Ведь ему приходится, например, при освещении трагедии, испытывать иногда те же чувства, что и человека, пережившего бедствие, ставшего их свидетелем или потерявшего близкого человека. Психологи называют такие состояния «вторичной» или «замещающей» травмой, при которой человек принимает на себя часть боли и горя, с которыми сталкивается в ходе своей работы. Есть разряд журналистов, называемых стрингерами, которые ходят «в зону», то есть постоянно возвращаются в «горячие точки», работают там, опрашивая людей, находящихся в бедственном положении. Неслучайно для журналистов разработаны специальные рекомендации по преодолению такого состояния.
Журналистка петербургской газеты «Смена» Т.З. говорила о своих волнениях, когда она получила задание редакции взять интервью у женщины, у которой зверски убили сына, сняв с него скальп. Встреча должна была произойти на следующий день после трагедии. Хотя согласие матери было получено, журналистка, находясь смятенных чувствах, никак не решалась отправиться домой к ней. Не знала, как начать разговор, отрешиться от события. По ее признанию, она так сильно переживала ситуацию, как будто это случилось с ее собственным сыном. Лишь опыт и искреннее желание поддержать женщину, позволили сделать интервью очень деликатным.
Журналист имеет свои предпочтения, не лишен предрассудков. Бывает, что с разным настроением приступает к работе с новым человеком. Итог, результат этой работы также отражается на настроении. В какой-то момент, может не сдержаться, допустить выпад против собеседника, дать волю эмоциям, повести себя некорректно. Что греха таить, встречают журналиста по-разному — иногда широко открыв перед ним дверь, а иногда и указывая на нее. В ситуации, когда репортер «незваный гость», он действует по принципу: «закрыта дверь — а мы в окно». В лучшем случае журналист может «нарваться» на нравоучение, в худшем — с тобой вообще не захотят войти в контакт и отвечать на вопросы. И если ваш «контактер» поймет, что вы пришли с «недобрыми» намерениями, то нет гарантий, что вас грубо не обругают, не засветят фотопленку, или не разобьют телекамеру. Страницы профессиональных журналов наполнены информацией о таких случаях. В журналах «Законодательство и практика масс-медиа» (ЗиП) и «Журналист» публикуются данные повседневного мониторинга коллизий, связанных с унижениями журналистов. Не зря эту профессию относят к группе риска. Приходится использовать специфические методы работы с людьми, скрывающими информацию, или уклоняющимися от ответов.
Случается, что журналист прибегает к приемам «враждебного» или «антагонистического зондирования». Считается, что ваш визави будет отрицать обвинение, если оно не справедливо. Однако на деле, реакция может оказаться непредсказуемой. Если обвинение справедливо, человек может выйти на откровенный разговор, или, напротив, взорваться от «хамства» журналиста и прогнать его «со двора». В любом случае нужно взвешивать ситуацию и понимать степень риска, предполагать, что вопрос может оказаться детонатором в отношениях, вызвать волну негодования. Журналисту важно зацепиться за ответ. Случается, что собеседник намеренно подводит черту под разговором, утверждая, что он сообщил все, что ему известно. Тут хорошо бы отступить, задать более мягкий тон беседы.
В зависимости от вида общения, формального или неформального, журналист правильно выбирает манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения. Для вас могут быть полезными сведения о видах общения, выделяемых психологами. Уместно заметить, что все они используются в журналистике.
Собранный в процессе общения материал ложится в основу журналистского произведения, выполненного в определенном жанре. В последнее время наиболее популярными стали два жанра, отражающие структуру и характер общения — беседа и интервью.
Беседа — метод познавательной деятельности, вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста, с отчетливо осознаваемыми познавательными задачами, и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.
Интервью — вечный, не умирающий жанр печатных и вещательных СМИ, ведь диалог — самое естественное средство общения. Наиболее наглядно контакт журналиста с собеседником проявляется именно в жанре интервью. В нем содержатся многие элементы беседы. Однако специфика жанра предполагает запись слов собеседника, что влияет на психологический фон разговора, заставляя обоих участников беседы мобилизоваться. В этом есть плюсы и минусы. Интервью более структурировано, у него более жесткая концепция, оно ориентировано на результат, что отражается на манере беседы с интервьюером.
Интервью — это не только вопросы и ответы. Без драматургии, напряженного диалога настоящее интервью невозможно. Журналист обязан идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью. Для читателя или зрителя эта мысль предстает в движении, логической «развертке».
Интервью готовится поэтапно. На предварительной стадии неплохо узнать о человеке, его пристрастиях, привычках интересах, слабостях, особенностях. Целесообразно продумать сеть вопросов, помогающих втянуть собеседника в разговор или дискуссию, важно предвидение ответов собеседника. Характер контакта определяется позициями «противник» — журналист или «партнер» — журналист. Журналисту приходится тратить усилия, для того, чтобы собеседник стал с ним сотрудничать. Почти всегда есть необходимость готовить собеседника (уточнить эксклюзивное ли это интервью, можно ли его записать на диктофон); не забывать о создании представления о роли интервьюируемого. Существует необходимость объяснить собеседнику, что потребуется от него в роли интервьюируемого (продолжительность, степень сложности вопросов, компетентность и т. д.).
Чтобы добиться согласия на интервью, журналисты прибегают к авторитету своего издания, действуют не как частное лицо. Однако нужно предусмотреть и такой поворот события, что человек не хочет идти на интервью, потому что издание для него не авторитетно, и он не хочет иметь дело с журналистом, выражающим не свое, а корпоративное мнение.
Добиваясь встречи лучше не вызывать жалость к себе. Этот прием изначально поставит вас как партнера в неравные условия. Вряд ли в этом случае беседа будет доверительной, откровенной и глубокой, поскольку журналист уже на начальном этапе потерял к себе уважение. Побудительным мотивом к беседе может быть только серьезность намерений журналиста. Не каждый имеет опыт общения с журналистами и если дает интервью в первый раз, может нервничать или не понимать, что именно от него хотят услышать, сомневается, важна ли информация, которой он делится с журналистом. На это может уйти ценное время. Лучше оговорить с партнером по общению сразу все условия — продолжительность интервью, способ записи интервью и предмет разговора, выяснить степень компетентности человека, ведь так важно оставить ощущение, что он справился со своей задачей интервьюируемого. От профессионализма журналиста зависит, сможет ли он убедить собеседника в его уникальности и эксклюзивности. Одних эпитетов, как правило, оказывается недостаточно и мы прибегаем к объяснениям, что именно поразило нас в высказываниях интервьюируемого.
Так, увидев к себе особое внимание, гости, приглашенные в студию, стараются показать свои умения. Опытный журналист знает, что люди нуждаются в комплиментарности как факторе, поддерживающем отношения. Большинство тех, кто пытается сделать комплимент, часто терпит неудачу из-за того, что говорят собеседнику, что им нравится, но не объясняют почему. Сила комплимента в его искренности. Чтобы человек не почувствовал фальши, — следуйте совету Д. Карнеги, — всегда делайте комплименты собеседнику искренно, иначе он почувствует фальшь. Сила комплимента в его необычности, поэтому не следует говорить то, что бросается в глаза прямо: вы рискуете повториться, не быть оригинальным. Полезно говорить собеседнику тонкие комплименты и хвалить проделанную работу. Главное, чтобы это выглядело искренне.
В интервью обязательно обдумываются конкретные цели, мысленно создается внутренняя пружина будущего диалога, выстраивается рабочая гипотеза и «драматургия» беседы, в которой непременное условие — объединение интересов журналиста и интервьюируемого.
Если вопрос оказался неожиданным для собеседника или показался ему необычным по форме, то нужно применить «заготовку» — пояснить, что вы хотите услышать. Суть вопроса должна быть понятна интервьюируемому сразу.
Наиболее точное определение интервью как вида журналистского творчества дал в своей книге С. Н. Ильченко: интервью — целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес. Через ответы на вопросы идет раскрытие личности. Комбинации, последовательность, чередование вопросов — проявление тактики. Чутко откликаясь на изменения психологического состояния партнера по общению, на содержание и ход разговора, журналист применяет профессиональные приемы стимулирования собеседника, т. е. осознанный набор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными. Способность к наблюдению формирует умение схватывать «опорные» детали, помогающие восстановить то, что наблюдалось. Но не исключены ошибки интерпретации, связанные с избирательностью нашего восприятия.
Добиваясь благожелательного отношения к себе в процессе общения, человек использует весь арсенал средств — уместная реплика, замечание, интонация, ритм разговора, специальные полемические приемы, информационные стимулы, помогающие раскрепоститься, преодолеть скованность собеседника или нежелание говорить. Язык общения дает возможность собеседнику говорить так, чтобы быть понятым. Вопросы воспринимаются как уместные в пределах обсуждаемых тем, а термины и слова, употребляемые журналистом, понятны собеседнику, когда создаются условия, при которых собеседник прочитывает ситуацию точно без искажения.
Внешние знаки, коды (одежда, манеры и т. д.) также носят для журналиста дополнительный ориентировочный характер и позволяют прогнозировать события, готовиться к ним.
Общение характеризуется определенной степенью принятия или непринятия, соответствия или несоответствия, и выражается в той или иной форме поведения партнеров. Знание предмета обсуждения позволят формулировать вопросы, от которых собеседник не может уклониться. Вопрос должен направлять мысль, а не заменять ее. Предметная подготовка повышает способность интервьюера к правильному пониманию опрашиваемых и отбору релевантных тем, (релевантных — важных, основных, уместных — Г. М.), помогает интервьюеру фиксировать и развивать тему интервью, что является одной из основных предпосылок для успешного его проведения.
В каждом акте общения журналист остается творцом, он не может делать свою работу вслепую. Осознавая необходимость направленности всего процесса общения, он стремится выполнять требования, применяемые к умственному складу творца: не быть ограниченным, ослепленным привычками; не действовать механически, заученно; не занимать частичную позицию; действовать свободно, с открытым для новых идей умом, оперировать ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.
Важно, чтобы у собеседника сложился определенный образ интервьюера как вежливого, образованного, стоящего на одной социальной ступени с ним, человека, способного сделать свои выводы, подвести итоги, прокомментировать и проанализировать факт или явление.
Психологическая культура журналиста избавляет от множества ошибок и способствует предугадыванию ситуации. Собеседники не любят стихийности, разговора на ходу. Список вопросов помогает, сохраняя структуру беседы, дать понять, что вы обдумывали вопросы.
Часто бывает, что готовясь к беседе, журналист собирает сведения о поведении, отношениях, не одобряемых в социальной среде, к которой принадлежит интервьюируемый. Профессиональный журналист в прямом контакте старается не формулировать вопросы, которые могут вызвать гнев или раздражение, досаду, смущение интервьюируемого, негативную реакцию (если это не является целью интервью).
В любом случае приходится учитывать осведомленность собеседника, не задавать вопросы, которые ввергают его в смущение, иначе человек замыкается и пытается «свернуть» беседу.
Требования к вопросу — он должен содержать в себе одну мысль, в противном случае собеседник отвечает только на часть вопроса, обычно последнюю.
Теоретик печати В. М. Горохов выделяет несколько основных правил беседы:
1. в самом вопросе должен заключаться элемент знания по обсуждаемой проблеме;
2. прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, к реальному характеру;
3. создание психологически комфортных условий для собеседника, учитывающих особенности его характера, его душевное состояние. Журналист должен активизировать духовную энергию своего героя;
4. сочетание единства позиции с дискуссионностью, с постановкой спорных проблем. А. Аграновский в ряду своих приемов ведения беседы особо выделяет правило: «Нужно спорить… Мне важно разрешить свое сомнение, тогда я смогу разрешить его и на газетной полосе…»;
5. двусторонность общения, умение не только говорить, но и слушать. Умение слушать состоит, прежде всего, в умении верно понять и верно оценить сказанное, вовремя подхватить оригинальную мысль, в умении направлять беседу в нужное русло, не подавляя партнера по общению, но, напротив, всячески помогая ему;
6. ориентация разговора на участок деятельности наиболее значимый для собеседника, на позитивные мотивы его поведения; умелое использование вопросов разного типа: открытых, закрытых, прямых и косвенных, зондирующих, наводящих.
Поведение собеседников может быть обусловлено и разностью интересов, противоречивостью. В таком случае, необходимо менять тактики общения.
«Удачное интервью, — по мнению Д. Дмитровского, — это по сути дела хорошо поставленный спектакль, в котором интервьюер совмещает в себе драматурга, режиссера, актера, гримера, художника, бутафора, реквизитора, суфлера, и конечно, зрителя». Готовясь к интервью, журналист изучает личность респондента, его социальный уровень, специфику профессии, факты биографии.
Предпосылки для удачной беседы:
1. Тщательная (в том числе и психологическая) подготовка.
2. Умение концентрироваться на ходе беседы, оперативно нейтрализовать неприятные ситуации.
3. Владение достаточным количеством приемов, позволяющих стимулировать общение.
4. Успех возможен, когда вы начинаете говорить первым и заканчиваете последним.
5. Беседа протекает по принципу: от главного к второстепенному.
6. Поставлены «якоря», известные собеседнику и аудитории (якоря — устойчивые аналоговые обозначения, связанные с различными психофизиологическими состояниями — внимание, приятные и негативные ощущения, отторжение, интерес; «скрытая команда», которая будет связываться с этими состояниями, а значит мотивировать данное действие).
7. Журналист воодушевлен и эмоционально заряжает собеседника.
Вместе с тем, даже благоприятные предпосылки порой не спасают от непонимания. В общении интервьюера и респондента могут возникать барьеры: психологические, социально-психологические, этические.
Психологические барьеры могут быть вызваны такими причинами: несовпадение социального статуса собеседников; разные уровни интеллекта; разница темпераментов и характеров; несоответствие обстановки, в которой протекает общение, его целям, смыслу, планам, привычкам участников.
Барьеры социально-психологического плана могут возникнуть совершенно неожиданно как следствие специфической психологии той социальной группы, к которой принадлежат участники интервью (семья, школа, круг друзей, трудовой коллектив и т. д.).
Этические барьеры возникают как следствие воздействия на личность общечеловеческих моральных норм и определенных профессионально-этических требований. Это заставляет выбирать нормы поведения, соответствующие им.
Добиваясь устойчивого к себе внимания, задавайте интересные и толковые вопросы. Эта четкая цель должна стоять перед вами еще до начала разговора. Другими словами, произвести хорошее впечатление в начале беседы можно, задав толковый вопрос. Но каковым бы ни было начало разговора, первые фразы должны быть хорошо продуманы, чтобы собеседник чувствовал вашу подготовленность и заинтересованность. К разным людям нужен разный подход. Однако любая фраза должна предваряться самым важным для вашего собеседника — его именем. В продолжение беседы нужно время от времени называть своего собеседника по имени, дабы поддерживать его настрой вести разговор.
Психологи видят много отрицательного в деятельности журналистов и потому советуют им: «внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне». Известный социолог С. А. Белановский видит следующие отрицательные стороны в работе журналистов:
· Неумение слушать (перебивает, спрашивает о том, что уже сказали).
· Неумение задавать вопрос (не могут отличить вопрос от выступления).
· Им все позволено сказать (Андрей Караулов, например, напоминает Майе Плисецкой о ее возрасте — «надо же, а еще танцуете»). Много раз переспрашивает или, напротив, несколько раз повторят одно и то же да еще спрашивает, дескать, все поняли?
· Приклеенная улыбка (без поводов).
· Антипатия и равнодушие к собеседнику. Стремление уязвить, а не разговорить. Журналисту интересен лишь он сам, а не собеседник. Собеседнику нужен понимающий взгляд и безраздельное внимание, пусть ненадолго, но безраздельно (14).
Неправильно выбранный тон может свести на нет все ваши усилия разговорить собеседника. Уже первый контакт может быть решающим в предстоящей игре «журналист — партнер». Даже просьба о контакте должна быть выражена не только точно и ясно, но и подходящим тоном. Формулировка обращения к собеседнику должна быть продумана.
Не всегда удается удовлетворить интересы собеседника – он ждет от Вас большего, чем Вы ему дали. Попадаются обидчивые герои.
Тележурналист А. Текменев готовил сюжет «Куда уходит детство» программе «Профессия – репортер» (НТВ) про приемных детей, где был эпизод с Ириной Понаровской. Я ее очень люблю, - говорит журналист, – помню по временам, когда она была активна на эстраде. Для меня она всегда была воплощением стильности женской. Встретился с ней, поговорил и попытался искренне рассказать ее историю с приемной дочерью: сложная история, я в ней так и не разобрался до конца. Показал. А она обиделась, что была эпизодом, а не целым фильмом, что из ее интервью вырезали, не то, что надо. Как человек творческий, ранимый приняла близко к сердцу.
Психологи рекомендуют не говорить извиняющимся тоном, так как это лишает речь убедительности и необходимой силы воздействия. («Простите, я вам надоедаю, но…»). Даже если вы действительно испытываете неловкость, нужно воздержаться от демонстрации этого чувства, иначе все последующие ваши слова сведутся к нулю.
Избегайте и таких оборотов, как «Возможно, я не прав, но…», «Вероятно, я не прав, но…». Эти выражения заранее настраивают сознание человека на то, что вы заблуждаетесь. Выражение «Если позволите» ослабляет предшествующее высказывание.
Чтобы речь выглядела четче, яснее, содержательнее, избегайте «слов-паразитов» («на самом деле…, «я имею в виду», «хм», «как бы вам сказать», «в некотором роде», «как бы» и др.). Такая речь создает впечатление, что вы не знаете, зачем пришли и что спрашиваете.
В тех случаях, когда мы сами стремимся чего-то добиться от собеседника и не хотим вызвать антипатичных проявлений с его стороны, про нет стоит забыть. В данном случае, начать свой ответ со слова «нет» — все равно, что сказать: «Ты что, с ума сошел?». Здесь слово «нет» — это приглашение к спору, а вы понимаете, что чаще всего спор — не научная дискуссия, а грубая полемика, поэтому, тот, кто спорит, поступает не умно.
Прислушайтесь к разговорам других людей, и вы без труда заметите нарушение этого простого правила практической психологии общения. Поддерживая диалог, люди часто начинают свою фразу со слова «нет»: «Нет, это понятно…», «Нет, я просто хочу сказать…», «Нет, посмотрите…».
Психолог Феликс Кирсанов говорит о таком психологическом свойстве людей: мы дорожим своими мыслями, особенно когда выражаем их вслух и произносим их в надежде, что наши высказывания оценят по достоинству. В глубине души мы ожидаем, что наш собеседник, слушая, нас одобряет и поддерживает. Вместо этого мы часто слышим в ответ: «Нет, на самом деле…», т. е. вместо одобрения получаем возражение, которое вызывает нашу негативную реакцию, в результате чего наш собеседник превращается в оппонента (с которым, напомню, обычно не желают сотрудничать). Надо отдавать себе отчет, что тот, кто начинает свой ответ со слова «нет», перечеркивает жирным крестом предыдущий монолог своего собеседника, комкает его и бросает в мусорную корзину. Кому это понравится? Собеседнику уж точно нет. Поэтому наше «нет», как и всё в этом мире, для нас может иметь две стороны: союзную и противную. С одной стороны, «нет» говорить полезно, а с другой — вредно. Все слова и обороты с частицей «не» и «ни» требуют осмотрительного применения.
Манипулирующие вопросы могут вызвать раздражение и нежелание на них отвечать. Вред могут принести и неуместные, ненужные вопросы (если вы плохо слушали партнера и задали вопрос, ответ на который уже звучал). Иногда собеседник кажется нам занудным, серым, неинтересным, говорящим глупости. Мы его терпеливо слушаем, правда, вполуха, вместо того, чтобы либо закончить контакт, либо перевести беседу в нужное русло. Теряем время и дожидаемся, пока человек сам поймет, тем самым получаем непродуктивный вид беседы.