«Электронный» собеседник выстраивает истинные стратегии партнеров — этические, психологические, речевые. Дикторский текст звучит как обращение «от первого лица». Профессиональные требования заставляют журналиста заботиться о таких личностных и творческих характеристиках и таком социально одобряемом поведении, которое отвечает ожиданиям и интересам аудитории. Он выбирает свое амплуа, проигрывает роль, которую предстоит сыграть, думает об этических нормах, формулирует для себя цель общения.
Ведущие сегодня вытесняют дикторов. Слушатели ждут лидера их мнений, истолкователя сложных проблем, ждут журналиста как личность значительную и в нравственном, и в духовном плане, поэтому серьезно относятся к словам, стилю и манере поведения ведущих. Бывает, что на каком-то этапе они начинают воспринимать не только образ, но и самого автора передачи, доверять ему по-настоящему, спрашивать совета, обращаться как к психологу. Слушатели ждут от ведущего умения интересно говорить даже о пустяках, увлекать, а не просто развлекать.
Ведущий может стать почти культовой фигурой, если это личность, способная долго «держать» радийную аудиторию. В конце 1970-х гг. на радиостанцию «Би-Би-Си» пришел работать Всеволод Новгородцев — моряк, музыкант, эмигрант. В его программах «Севаоборот», «Рокпосевы» и других непривычным было все, что он привнес в общение с радиослушателями — стиль, сленг, соединение рок-н-ролла и христианства. Жизненный опыт, широкий кругозор, множественность впечатлений, желание и умение ими поделиться принесли ему и эфирное долголетие, и признание слушателей. Сегодня такой фигурой можно назвать Алексея Венедиктова («Эхо Москвы»), который сделал это интерактивное радио одним из самых популярных.
|
Радийная аудитория разнородна по социальному и возрастному составу, уровню общих и специальных знаний. Как быть интересным для всех? Когда компетентность, эрудированность сочетаются с доступностью, радиоведущий становится популярным. Таким, например, как Андрей Горохов на «Немецкой волне» или Майя Романова, которая ведет театральные беседы на радио «России». Эти ведущие запоминаются парадоксальностью мышления, юмором, оригинальностью оценок и простотой общения.
Сегодня, как грибы после дождя, появляются все новые радиостанции FM-диапазона. Потребовалась профессия ведущего, которого отличают особый темперамент, энергичность, остроумие, эрудированность, умение поддержать бодрое настроение слушателей, умение вставлять в канву сюжета уместные реплики. В авторских передачах, не скованные жесткими рамками, ведущие могут объемно выразить себя. Иными словами потребовались творческие личности, умеющие, уважая вкусы аудитории, продолжительно общаться с ней в «живом» эфире. Такие ведущие появились на радио «Авторадио», «Европа плюс», «Эхо Москвы» и многих других. Для них характерны легкие ироничные интонации, манера общения со слушателями как со своими приятелями и близкими знакомыми. Дифференциация аудитории по интересам, вкусам, пристрастиям вызвала к жизни разные типы ведущих радио- и телепрограмм.
Тип «ведущие-информаторы» — спокойные сегменты «эфира». Их задача — найти информацию и использовать особенности своего голоса для комментария. Задача — быть нейтральным и ненавязчивым, проявлять минимум эмоционального состояния.
|
«Ведущий-собеседник» демонстрирует высокую степень вмешательства в событие, использует особые приемы общения со слушателями. Воздействие на слушателя достигается интонационными ухищрениями, оригинальностью текстов. Однако в задачу ведущего не входит раскрытие своего истинного состояния. Чаще всего ведущий — это или «балагур», или саркастический не довольный жизнью зануда. Ведущие прекрасно справляются с этой ролью.
Тип «ведущий-наставник» предполагает максимальное вмешательство в информационный процесс; выводы, которыми он делиться с аудиторией, весомы. Не заемная манера общения, индивидуальный стиль, самобытный выбор тем, легкий или жесткий подбор аргументов, уместный тон и эмоциональная оценка очень важны (А. Венедиктов, Е. Альбац, С. Доренко на радио «Эхо Москвы», С. Кучер «Совершенно секретно»)
Обаяние и открыто выраженная позиция, желание «быть самим собой» создают доверительные отношения с аудиторией. «Замена передач, ориентированных на книжный тип речи «по бумажке», «свободным говорением» привела к тому, что публичная речь стала более разговорной, живой и образной, лаконичной, без привычных штампов и речевых стандартов».
Среди ведущих распространено «перебрасывание репликами», которые носят либо спорный, либо шутливый характере. Не зазорно интеллигентно подшутить над мнением коллеги, но при этом не нанести урон ему и передаче. Однако не подлежат иронии физические недостатки, тембр голоса, косноязычие, вероисповедание, национальность, социальная принадлежность, возраст «коллег по станку».
К сожалению, сегодня происходит экспансия самодеятельности на радио и телевидение. Пришли дилетанты, которые учатся общению с аудиторией по ходу контактов с ней. Пустой болтовней, ничего не значащими сообщениями наполнен эфир. «Приколами», которым радуются только сами ведущие.
Современный слушатель и зритель жаждет не столько драматургии зрительных и звуковых образов, сколько диалога и драматургии мысли.