Конфликт в СМИ: степень отражения действительности




Современная наука трактует понятие «конфликт» как динамический тип социальных взаимоотноше­ний, которые проистекают из возможных или реальных стол­кновений субъектов конфликта. Причем столкновения неизбеж­ны в силу того, что у участников (сторон) конфликта различные предпочтения, интересы, ценностные ориентации. Этот тип от­ношений постоянно присутствует в среде (в явном или неявном виде, в «дремлющем» состоянии) и не поддается устранению.

Стадии конфликта. Любой конфликт (будь он социальным, национальным или религиозным) в своем развитии проходит через несколько основных стадий: 1) скрытая (латентная) ста­дия, когда есть конфликтная ситуация, но сам конфликт еще не разгорелся, интересы и цели потенциальных конфликтан-тов не осознаны до конца или не выражаются явно; 2) эска­лация — развитие конфликта, т. е. рост масштабов и интен­сивности конфликтного поведения; 3) открытая стадия — кон­фликт становится очевидным, субъекты конфликта находятся в непосредственном взаимодействии или противостоянии; 4) деэскалация конфликта — снижение «энергетического» уров­ня конфликтного взаимодействия, т. е. сокращение масштабов и интенсивности поведения конфликтантов; 5) постконфликт­ная стадия — все закончилось, можно провести анализ послед­ствий столкновений.

Что эти знания о конфликте дают журналистам? Масса примеров из истории свидетельствует о том, что на первой, скрытой, стадии конфликта активное и целенаправленное де­зинформирование или дефицит информации о степени опас­ности противостояния приводят к резкому обострению си­туации. Если пресса не реализует свои возможности на этой стадии, то вряд ли можно ожидать своевременной и адекват­ной реакции институтов гражданского общества и государ­ства на потенциальную опасность. Реальной перспективой дальнейшего развития событий может стать рост недопони­мания, возникновение напряженности в отношениях между конкурентами в политической, экономической или иных сфе­рах вплоть до прямого столкновения сторон.

Журналист может освещать событие, отражать факт как само­стоятельный и изолированный предмет, а может отражать его как часть целого, как элемент сложного явления. Соответственно ау­дитория СМИ получит информационный продукт, в разной степе­ни отражающий действительность. Успехи же в разрешении кон­кретных споров могут обеспечить и разрешение самого конфликта.

Конфликт никогда не вспыхивает сам по себе, без какого-либо толчка. Причем для этого совершенно не обязательно вмешатель­ство внешних сил — конфликт может разразиться в результате нако­пления отрицательного потенциала в самой конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация — исходное положение конфликта. Это такое состояние социальной системы, группы людей или взаимодействий между ними, в которой проявляются проти­воречия интересов, целей, мотивов поведения или жизненных установок. Осознание этих противоречий побуждает потенци­альных оппонентов начать конфликтное взаимодействие, гото­виться к предстоящей борьбе. За конфликтной ситуацией может последовать инцидент.

Инцидент — это столкновение сторон конфликта, означаю­щее перевод конфликтной ситуации в стадию конфликтного вза­имодействия.

С профессиональной точки зрения, сообщая о конфликте, журналист (редакция, пресса, СМИ в целом), как правило, ин­формирует свою аудиторию о предмете конфликта, т. е. об объ­ективно существующей или мыслимой (воображаемой) про­блеме, которая становится причиной расхождения во взглядах, оценках и целях оппонентов. Конечно же, пресса не обходит вниманием тех людей, общественные группы, структуры вла­сти или иные группы влияния, которые являются участниками конфликта, т. е. конфликтующими сторонами. Иными словами, пресса участвует в идентификации непосредственных (явных или неявных) участников конфликтных событий — субъектов конфликта, показывает их во взаимодействии.

Журналисту полезно знать, что к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт приводят, в частности, конфликтогены. Специфические конфликтогены про­являются и в практике информационного сопровождения кон­фликтов, в том числе и в журналистской работе. Что такое кон­фликтогены? Это — действия одной или нескольких сторон вза­имодействия, в том числе слова, жесты, оценки, суждения, спо­собные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее трансформации в реальное конфликтное поведение. Бездействие также может быть конфликтогенным.

Конфликтогены информационного сопровождения конфлик­та — такое поведение журналистов и редакций СМИ, которое может быть использовано для трансформации конфликтной си­туации в конфликт, для обострения (эскалации) конкретного кон­фликтного противостояния. Конфликтогенами информационного сопровождения конфликта, в частности, являются специфические приемы организации информации, с помощью которых создается искаженное представление о существенных характеристиках кон­фликта (об участниках, причинах, последствиях и т. д.). Безуслов­ным конфликтогеном является «язык вражды». Журналист, осве­щающий конфликтную ситуацию и при этом отождествляющий себя с взглядами только одной из сторон конфликта, сам стано­вится носителем конфликтогенов.

Телевидение, радио и газеты, осуществляя информационное сопровождение конфликта, формируя представления о конфлик­те, иногда также диагностируют конфликт, прогнозируют его раз­витие и предлагают рецепты решения проблем. А это значит, что СМИ таким образом выступают в качестве самостоятельного или — чаще — зависимого игрока на информационном поле. Тем самым пресса, как один из важнейших поставщиков информации для общества и его властных структур, формирует представления о конфликте, обеспечивает установки на его разрешение и факти­чески воздействует на конфликт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: