Поведение журналиста в зоне конфликта




За время недавних войн журналисты выработали своеобразный свод правил пове­дения, помогающих представителям прессы успешно выполнять свои задачи. В них входят: правила поведения непосредственно на месте военного конфликта, «рекогносцировка на местности», правила формирования репортажа с места военного действия. Тем, кто впервые решил выехать на столь серьезное меропри­ятие, рекомендуется прежде всего мысленно разбить предпри­нимаемую акцию на несколько промежуточных этапов: опреде­лить для себя способ проникновения на территорию, которая, как правило, очень серьезно заблокирована оцеплением, заранее сформулировать непоколебимые поводы для присутствия и на­хождения на территории, где проводится антитеррористическая операция. Цели и задачи по своему масштабу должны превосхо­дить аргументы для выдворения за пределы интересующей жур­налиста территории. Аргументы должны позволить выполнить редакционное задание таким образом, чтобы начальники, с ко­торыми доведется столкнуться, помогли попасть в нужный рай­он, встретиться с интересующими людьми.

 

5.5.6.Психологическая подготовка к поездке в зону конфлик­та

Сначала — личная психологическая подготовка. Нужно го­товить себя к тому, что можно оказаться в самых невероятных условиях, и необходимо заранее думать: как из таких условий выйти сегодня, как выйти завтра, как послезавтра. Следующее в психологической подготовке, что нужно отметить уже на ме­сте, — это большое внимание ко всем деталям и обстановке. Журналист должен совершенно четко себе представлять, где он живет, где находится, где ездит, какие маршруты использует, ка­ким транспортом пользуется, с кем из местных людей общается. Опытные военные журналисты говорят, что человек, впервые попадающий в сложную, критическую для него ситуацию, ста­новится как бы слепым и глухим: он ничего не видит, ничего не замечает, купается в этой обстановке не по своей воле, а плывет туда, куда его несет течение. Поэтому в первые пять дней жур­налист, впервые попавший в подобную обстановку, будет сле­пым и глухим. Потом, через недельку, он обвыкнет, начнет адек­ватно воспринимать ситуацию, в которой оказался, и сможет ра­ботать.

Журналисту, попавшему в «горячую точку», необходимо уметь ответить на вопросы: Знаете ли вы, как осмотреть свою ав­томашину тогда, когда вы в нее садитесь в «горячей точке»? Зна­ете ли вы, каковы признаки посылки бомбы-письма, бандероли-бомбы? Знаете ли вы группу и резус-фактор своей крови и кро­ви своих родных и близких? Знаете ли вы то ближайшее место, где вам могут оказать помощь — как правовую, так и медицин­скую? Знаете ли вы признаки готовящегося против вас террори­стического акта? Знаете ли вы, что такое словесный портрет, и умеете ли им пользоваться? Знаете ли вы, что делать, если вас предупреждают телефонным звонком о том, что у вас в офисе заложена бомба? Знаете ли вы, как вести себя, когда вас похи­щают? Знаете ли вы, как себя вести в плену? Знаете ли вы, как выбирать маршрут передвижения на машине? Умеете ли вы вы­являть за собой наружное наблюдение? Знаете ли вы, что такое легендирование, как оно работает в условиях кризисных ситуа­ций? Умеете ли вы организовывать конспиративные встречи со своими контактами, от которых получаете информацию?

Таким образом, мы рассмотрели различные стороны деятельности журналиста в зоне кон­фликта. Следует заметить, что его пребывание там имеет определен­ные характеристики и связано еще некоторыми ключевыми мо­ментами. Прежде всего, журналист, который хочет не только хо­рошо исполнить свои служебные обязанности, но и остаться в живых, должен соблюдать определенные меры безопасности, ко­торые можно назвать сводом правил и рекомендаций для участ­ника военного конфликта. Пребывание журналиста в зоне кон­фликта характеризуют его отношения с военными. Иногда они не считают журналиста своим союзником, и порой складывает­ся парадоксальная ситуация, когда информацию о происходящем прессе намного проще получить у зачинщиков военных действий или у террористов, чем у представителей военного командования. Следующее правило: журналисту необходимо стремиться к мак­симальной объективности в освещении событий. Это тем более важно, когда речь идет о войне. Помимо чисто прагматических соображений здесь отражается и нравственность журналиста. В заключение можно сделать вывод о том, что проблема журнали­ста на войне очень серьезна и обостряется с каждым годом.

Контрольные вопросы

  1. Сущность конфликта и его основные стадии.
  2. Методы, усиливающие или ослабляющие эмоциональное воздействие на аудиторию при освещении СМИ событий конфликта.
  3. Характеризовать основные концепции освещения СМИ конфликтов.
  4. Раскрыть особенности позитивной и негативной моделей информационного сопровождения конфликтов.
  5. Психологическая подготовка журналиста к поездке в зону конфликта и особенности его поведения в «горячей точке».

Литература

Абрамов В. Работа журналиста в особых условиях. М., 2005,

Антитеррористическаяконвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции) // Газета. 2003. 3 апр.

Волковский Н. Л. История информационных войн: в 2 ч. СПб., 2003.

Вугельман В. М. Телевидение в чрезвычайных ситуациях // Современная журналистика: тенденции развития, противоречия: тезисы конф. Екатерин­бург, 1994.

ГассерХ.-П. Защита журналистов в опасных командировках. М., 1994.

Горячая точка: справ, для журналистов. М., 1999.

Доклад об освещении российскими СМИ трагедии в Беслане: доступ к ин­формации и условия работы журналистов. Владикавказ, 2002.

Евдокимов А. Средства массовой информации в противодействии террориз­му // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М., 2002.

Лещинский М. Отторжение: о журналистской работе во время войны в Аф­ганистане // Журналист. 1991. № 2. С. 6-12.

Методическиерекомендации по освещению в СМИ чрезвычайных ситуа­ций, представляющих угрозу безопасности людей. М., 2006.

Прикладнаяконфликтология для журналистов / сост. М. Мельников. М., 2006.

Пухский Н. Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.

Романов Ю. Я снимаю войну... М., 2002.

Ротарь И Общие рекомендации для журналистов, работающих в зонах конфликтов на территории бывшего СССР. М., 1993.

Тулупов В. Экстремальная журналистика // Акценты. 1999. № 2.

Элбакян В. Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. М., 2002.

 


[1] Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — альтруистическое, эмо­циональное познание человеком внутреннего мира других людей — чувствование, сопереживание, сочувствие.

 

[2] Апперцепция (от лат. ad-k, perceptio — воспринимаю) — важнейший пси­хологический механизм восприятия и оценки действительности. Все новое, незнакомое человек обязательно воспринимает на основе прошлого личного опыта и опыта других путем сравнения. Термин ввел в науку Г. Лейбниц, который в апперцепцию включал память и внимание и считал, что она является необходимым условием «высшего познания и самопознания». В. Бунд рассматривал апперцепцию в качестве «особой внутренней психической силы». Восприятие субъектом нового под влиянием предыдущих знаний и опыта (апперцептивная масса) — всеобщее свойство психики.


Список литературы

Абоульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

Аграновский и. А. Вторая древнейшая. М.. 2000.

Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 1: Очерки психологии. История русской психологии / под. ред. Н. А. Логиновой: отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. СПб., 2007.

Андреева Г. М. Психология социального познания. М.. 2005.

Богомолова Н Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

Боно Э. Латеральное мышление. СПб.. 1997.

Борев В Ю.. Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М.. 1986.

Бухарцев Р. Г Творческий потенциал журналиста. М., 1985.

Бэрон Р., Бирн Д.. Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. СПб., 2003.

Вилюнас В К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Власть: зеркало или служанка?: энцикл. жизни совр. рос. журналистики: в 2 т. М.. 1998.

Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология: основные принципы. Харьков. 2007.

Военная психология / Под. общ. ред. М.И.Дьяченко, Н.Ф.Феденко. М., 1967.

Волковский Н. Л. История информационных войн: в 2 ч. СПб., 2003.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М, 2007.

Выготский Л, С. Психология искусства. М. 1996.

Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 2000.

Гальперин П. Я Лекции по психологии: учеб, пособие. М., 2007.

Гальперин П. Я., Ждан А. Н. История психологии: XX век. М. 2005.

Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1998.

Горянина В. А. Психология общения: учеб, пособие. М.. 2004.

Грачев Г. В.. Мельник И. К. Манипулирование личностью. М., 2006.

Гришанина А. Н. Консалтинг в связях с общественностью. СПб., 2008.

Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. М., 2004.

Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: некото­рые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 2002. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномы, механизмы, защита. М., 1998.

Ермаков Ю. А. Манипуляции личностью: смысл, приемы, последствия. Ека­теринбург, 1995.

Журналист:социологические и социопсихологические исследования / под ред. Л. Г. Свитич, А. А. Ширяевой. М., 1994.

Ильин И. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2009.

Каган М. С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М., 1988.

Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб., 2007.

Корконосенко С.Г. Введение в журналистику: учебное пособие. М., 2011.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовоу образование. СПб., 2004.

Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М., 2004.

Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.

КудряшоваЛ. Д. Психология и оценка личности. СПб., 2007.

Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. СПб., 2006.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 2003.

Леонтьев А. А. Психология общения: учеб, пособие. М., 2005.

Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М., 2004.

Маиерс Д. Социатьная психология. СПб., 1999.

Мальханова И. А. Деловое общение: учеб, пособие. М., 2008.

Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.

Мельник Г. С. Мass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

Мельник Г С, Ким М. Н. Методы журналистики. СПб., 2006.

Морозов Л. В. Деловая психология. М., 2005.

Морозов А. В. История психологии. М.. 2007.

Московичи С. Век толп: исторический тракгат по психологии масс. М., 1996.

Московичи С Машина, творящая богов. М., 1998.

Николаенко Н. Н. Психология творчества: учеб, пособие / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2007.

Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб, пособие. СПб., 2006.

Олешко В. Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. Ека­теринбург, 2000.

Павлова Е Д. Сознание в информационном пространстве. М., 2007.

Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? М., 2001.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 2003.

Поваляева М. А. Психология и этика делового общения. Ростов-н/Д.. 2006.

Проблемы медиапсихологии /сост. Е. Е. Пронина. М., 2002.

Пронин Е. И. Печать и общественное мнение. М., 1971.

Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2006.

Психология влияния: хрестоматия / сост. А. В. Морозов. СПб., 2000.

Психология: учебник / отв. ред. А. А. Крылов. М., 2008.

Психология и психоанализ характера: хрестоматия. М., 2000.

Психология личности: хрестоматия, в 2т. М., 2000.

Психология масс: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара.,

2006.

Психология мышления / под ред. Ю. Б, Гиппенрейтера, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликмана, В. В. Петухова. М., 2008.

Психология самосознания: хрестоматия. М., 2000.

Психология творчества: школа Я. А. Пономарёва / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М.; 2006.

Психология художественного творчества: хрестоматия. Минск, 1999.

Пухский Н. Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М.. 1999.

Самосознаниеи защитные механизмы личности: хрестоматия. М., 2000.

Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989.

Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000.

Социальнаяпрактика и журналистский текст. М., 1990.

Старовойтенко Е. Б. Психология личности: учеб, пособие М., 2004.

Терин В. П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. М., 2000.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.. 1990.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.; М., 2001.

Хейзинга И. Ноmo Ludens. М., 1992.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2004.

Человек как субъект и объект медиапсихологии. М., 2011.

Цаллер Д. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004.

Шепель В. М. Секреты личного обаяния: имиджелогия. М., 1994.

Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

Шестопал Е. Б. Политическая психология: учебник. М.,2007.

Юнг К. Г. Архетип и символ: пер. с нем. М., 1991.

Cutlip, Scott M., Center, Allen H., Broom, Glen M. Effektive public relations. [S.L.]: Englewood Cliffs Prentice-Hall, 1994.

Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston, 1984.

Perse E.M. Media effects and Sosiety. [S.I.]: Lawrence Erlbaum Associaties Inc., 2000.

Psychology and the Media. [S.I.]: American Psychological Association, 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: