За время недавних войн журналисты выработали своеобразный свод правил поведения, помогающих представителям прессы успешно выполнять свои задачи. В них входят: правила поведения непосредственно на месте военного конфликта, «рекогносцировка на местности», правила формирования репортажа с места военного действия. Тем, кто впервые решил выехать на столь серьезное мероприятие, рекомендуется прежде всего мысленно разбить предпринимаемую акцию на несколько промежуточных этапов: определить для себя способ проникновения на территорию, которая, как правило, очень серьезно заблокирована оцеплением, заранее сформулировать непоколебимые поводы для присутствия и нахождения на территории, где проводится антитеррористическая операция. Цели и задачи по своему масштабу должны превосходить аргументы для выдворения за пределы интересующей журналиста территории. Аргументы должны позволить выполнить редакционное задание таким образом, чтобы начальники, с которыми доведется столкнуться, помогли попасть в нужный район, встретиться с интересующими людьми.
5.5.6.Психологическая подготовка к поездке в зону конфликта
Сначала — личная психологическая подготовка. Нужно готовить себя к тому, что можно оказаться в самых невероятных условиях, и необходимо заранее думать: как из таких условий выйти сегодня, как выйти завтра, как послезавтра. Следующее в психологической подготовке, что нужно отметить уже на месте, — это большое внимание ко всем деталям и обстановке. Журналист должен совершенно четко себе представлять, где он живет, где находится, где ездит, какие маршруты использует, каким транспортом пользуется, с кем из местных людей общается. Опытные военные журналисты говорят, что человек, впервые попадающий в сложную, критическую для него ситуацию, становится как бы слепым и глухим: он ничего не видит, ничего не замечает, купается в этой обстановке не по своей воле, а плывет туда, куда его несет течение. Поэтому в первые пять дней журналист, впервые попавший в подобную обстановку, будет слепым и глухим. Потом, через недельку, он обвыкнет, начнет адекватно воспринимать ситуацию, в которой оказался, и сможет работать.
|
Журналисту, попавшему в «горячую точку», необходимо уметь ответить на вопросы: Знаете ли вы, как осмотреть свою автомашину тогда, когда вы в нее садитесь в «горячей точке»? Знаете ли вы, каковы признаки посылки бомбы-письма, бандероли-бомбы? Знаете ли вы группу и резус-фактор своей крови и крови своих родных и близких? Знаете ли вы то ближайшее место, где вам могут оказать помощь — как правовую, так и медицинскую? Знаете ли вы признаки готовящегося против вас террористического акта? Знаете ли вы, что такое словесный портрет, и умеете ли им пользоваться? Знаете ли вы, что делать, если вас предупреждают телефонным звонком о том, что у вас в офисе заложена бомба? Знаете ли вы, как вести себя, когда вас похищают? Знаете ли вы, как себя вести в плену? Знаете ли вы, как выбирать маршрут передвижения на машине? Умеете ли вы выявлять за собой наружное наблюдение? Знаете ли вы, что такое легендирование, как оно работает в условиях кризисных ситуаций? Умеете ли вы организовывать конспиративные встречи со своими контактами, от которых получаете информацию?
|
Таким образом, мы рассмотрели различные стороны деятельности журналиста в зоне конфликта. Следует заметить, что его пребывание там имеет определенные характеристики и связано еще некоторыми ключевыми моментами. Прежде всего, журналист, который хочет не только хорошо исполнить свои служебные обязанности, но и остаться в живых, должен соблюдать определенные меры безопасности, которые можно назвать сводом правил и рекомендаций для участника военного конфликта. Пребывание журналиста в зоне конфликта характеризуют его отношения с военными. Иногда они не считают журналиста своим союзником, и порой складывается парадоксальная ситуация, когда информацию о происходящем прессе намного проще получить у зачинщиков военных действий или у террористов, чем у представителей военного командования. Следующее правило: журналисту необходимо стремиться к максимальной объективности в освещении событий. Это тем более важно, когда речь идет о войне. Помимо чисто прагматических соображений здесь отражается и нравственность журналиста. В заключение можно сделать вывод о том, что проблема журналиста на войне очень серьезна и обостряется с каждым годом.
Контрольные вопросы
- Сущность конфликта и его основные стадии.
- Методы, усиливающие или ослабляющие эмоциональное воздействие на аудиторию при освещении СМИ событий конфликта.
- Характеризовать основные концепции освещения СМИ конфликтов.
- Раскрыть особенности позитивной и негативной моделей информационного сопровождения конфликтов.
- Психологическая подготовка журналиста к поездке в зону конфликта и особенности его поведения в «горячей точке».
Литература
|
Абрамов В. Работа журналиста в особых условиях. М., 2005,
Антитеррористическаяконвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции) // Газета. 2003. 3 апр.
Волковский Н. Л. История информационных войн: в 2 ч. СПб., 2003.
Вугельман В. М. Телевидение в чрезвычайных ситуациях // Современная журналистика: тенденции развития, противоречия: тезисы конф. Екатеринбург, 1994.
ГассерХ.-П. Защита журналистов в опасных командировках. М., 1994.
Горячая точка: справ, для журналистов. М., 1999.
Доклад об освещении российскими СМИ трагедии в Беслане: доступ к информации и условия работы журналистов. Владикавказ, 2002.
Евдокимов А. Средства массовой информации в противодействии терроризму // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М., 2002.
Лещинский М. Отторжение: о журналистской работе во время войны в Афганистане // Журналист. 1991. № 2. С. 6-12.
Методическиерекомендации по освещению в СМИ чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности людей. М., 2006.
Прикладнаяконфликтология для журналистов / сост. М. Мельников. М., 2006.
Пухский Н. Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.
Романов Ю. Я снимаю войну... М., 2002.
Ротарь И Общие рекомендации для журналистов, работающих в зонах конфликтов на территории бывшего СССР. М., 1993.
Тулупов В. Экстремальная журналистика // Акценты. 1999. № 2.
Элбакян В. Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. М., 2002.
[1] Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — альтруистическое, эмоциональное познание человеком внутреннего мира других людей — чувствование, сопереживание, сочувствие.
[2] Апперцепция (от лат. ad-k, perceptio — воспринимаю) — важнейший психологический механизм восприятия и оценки действительности. Все новое, незнакомое человек обязательно воспринимает на основе прошлого личного опыта и опыта других путем сравнения. Термин ввел в науку Г. Лейбниц, который в апперцепцию включал память и внимание и считал, что она является необходимым условием «высшего познания и самопознания». В. Бунд рассматривал апперцепцию в качестве «особой внутренней психической силы». Восприятие субъектом нового под влиянием предыдущих знаний и опыта (апперцептивная масса) — всеобщее свойство психики.
Список литературы
Абоульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
Аграновский и. А. Вторая древнейшая. М.. 2000.
Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 1: Очерки психологии. История русской психологии / под. ред. Н. А. Логиновой: отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. СПб., 2007.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М.. 2005.
Богомолова Н Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
Боно Э. Латеральное мышление. СПб.. 1997.
Борев В Ю.. Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М.. 1986.
Бухарцев Р. Г Творческий потенциал журналиста. М., 1985.
Бэрон Р., Бирн Д.. Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. СПб., 2003.
Вилюнас В К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
Власть: зеркало или служанка?: энцикл. жизни совр. рос. журналистики: в 2 т. М.. 1998.
Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология: основные принципы. Харьков. 2007.
Военная психология / Под. общ. ред. М.И.Дьяченко, Н.Ф.Феденко. М., 1967.
Волковский Н. Л. История информационных войн: в 2 ч. СПб., 2003.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М, 2007.
Выготский Л, С. Психология искусства. М. 1996.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 2000.
Гальперин П. Я Лекции по психологии: учеб, пособие. М., 2007.
Гальперин П. Я., Ждан А. Н. История психологии: XX век. М. 2005.
Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1998.
Горянина В. А. Психология общения: учеб, пособие. М.. 2004.
Грачев Г. В.. Мельник И. К. Манипулирование личностью. М., 2006.
Гришанина А. Н. Консалтинг в связях с общественностью. СПб., 2008.
Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. М., 2004.
Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 2002. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномы, механизмы, защита. М., 1998.
Ермаков Ю. А. Манипуляции личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995.
Журналист:социологические и социопсихологические исследования / под ред. Л. Г. Свитич, А. А. Ширяевой. М., 1994.
Ильин И. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2009.
Каган М. С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М., 1988.
Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб., 2007.
Корконосенко С.Г. Введение в журналистику: учебное пособие. М., 2011.
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовоу образование. СПб., 2004.
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М., 2004.
Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.
КудряшоваЛ. Д. Психология и оценка личности. СПб., 2007.
Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. СПб., 2006.
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 2003.
Леонтьев А. А. Психология общения: учеб, пособие. М., 2005.
Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М., 2004.
Маиерс Д. Социатьная психология. СПб., 1999.
Мальханова И. А. Деловое общение: учеб, пособие. М., 2008.
Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.
Мельник Г. С. Мass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
Мельник Г С, Ким М. Н. Методы журналистики. СПб., 2006.
Морозов Л. В. Деловая психология. М., 2005.
Морозов А. В. История психологии. М.. 2007.
Московичи С. Век толп: исторический тракгат по психологии масс. М., 1996.
Московичи С Машина, творящая богов. М., 1998.
Николаенко Н. Н. Психология творчества: учеб, пособие / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2007.
Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб, пособие. СПб., 2006.
Олешко В. Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. Екатеринбург, 2000.
Павлова Е Д. Сознание в информационном пространстве. М., 2007.
Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? М., 2001.
Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 2003.
Поваляева М. А. Психология и этика делового общения. Ростов-н/Д.. 2006.
Проблемы медиапсихологии /сост. Е. Е. Пронина. М., 2002.
Пронин Е. И. Печать и общественное мнение. М., 1971.
Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2006.
Психология влияния: хрестоматия / сост. А. В. Морозов. СПб., 2000.
Психология: учебник / отв. ред. А. А. Крылов. М., 2008.
Психология и психоанализ характера: хрестоматия. М., 2000.
Психология личности: хрестоматия, в 2т. М., 2000.
Психология масс: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара.,
2006.
Психология мышления / под ред. Ю. Б, Гиппенрейтера, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликмана, В. В. Петухова. М., 2008.
Психология самосознания: хрестоматия. М., 2000.
Психология творчества: школа Я. А. Пономарёва / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М.; 2006.
Психология художественного творчества: хрестоматия. Минск, 1999.
Пухский Н. Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М.. 1999.
Самосознаниеи защитные механизмы личности: хрестоматия. М., 2000.
Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000.
Социальнаяпрактика и журналистский текст. М., 1990.
Старовойтенко Е. Б. Психология личности: учеб, пособие М., 2004.
Терин В. П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. М., 2000.
Фромм Э. Бегство от свободы. М.. 1990.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.; М., 2001.
Хейзинга И. Ноmo Ludens. М., 1992.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2004.
Человек как субъект и объект медиапсихологии. М., 2011.
Цаллер Д. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004.
Шепель В. М. Секреты личного обаяния: имиджелогия. М., 1994.
Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
Шестопал Е. Б. Политическая психология: учебник. М.,2007.
Юнг К. Г. Архетип и символ: пер. с нем. М., 1991.
Cutlip, Scott M., Center, Allen H., Broom, Glen M. Effektive public relations. [S.L.]: Englewood Cliffs Prentice-Hall, 1994.
Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston, 1984.
Perse E.M. Media effects and Sosiety. [S.I.]: Lawrence Erlbaum Associaties Inc., 2000.
Psychology and the Media. [S.I.]: American Psychological Association, 2000.