Особый интерес проявляется к возможностям, используемым телевидением, радио, прессой и другими конкретными СМИ для формированиия картины мира у населения. Хотя рядом исследователей такой подход к роли конкретного СМИ не только в прошлом, но и в современных условиях игнорируется. Например, Бернард Берельсон считал не обязательным упоминать о средствах передачи сообщения. Он иронизировал: «Некоторого рода сообщения по некоторого рода вопросам, доведенные до сведения некоторого рода людей при некоторого рода условиях, имеют некоторого рода воздействия».
Многие современные исследователи рассматривают деятельность средств массовой информации по формированию картины мира раздельно. Как показывает практика, три наиболее распространенных из них — радио, телевидение и пресса — имеют свои особые, причем достаточно различные функции. Более того, смешение этих функций и самих названных СМИ между собой снижает эффект их деятельности по формированию картины мира, лишая такую деятельность избирательности и главное — адресности. Известно, что радио, телевидение, пресса отвечают на три принципиально разных вопроса и в соответствии с этим отражают каждый свой аспект освещаемого события. Радио отвечает на вопрос «что?»: что случилось? Телевидение отвечает на вопрос «как?»: как случилось то, о чем уже сообщило радио? Наконец, пресса отвечает на вопрос «почему?»: почему именно случилось именно то, о чем рассказало радио, и именно так, как это показало телевидение? Таково сложившееся между ними объективное «разделение труда». Соответственно, считает Д. В. Ольшанский, только полный, комплексный, системный ответ, состоящий из трех названных взаимодополняющих «подответов», в состоянии реально дать объемную полноценную картину того, что же действительно произошло.
|
«Аудитория как ребенок»: метафора семьи
Мы полагаем, что в классических СМИ воспроизводится схема взаимодействия семьи, где аудитория - «ребенок», СМИ – «мама» и власть (нормализирующий дискурс) – «папа». Если СМИ - это мама, то как она взаимодействует с ребенком?
Феномен «А теперь… о другом», описанный социологом Н.Постман, заключается в чередовании негативных (страшилок) и позитивных сюжетов на телевидении. После пугающего факта редакторы сетки вещания ставят позитивный и/или эмоционально нейтральный «пустой» сюжет, который снижает социальную напряженность. Можно взглянуть на данный феномен как на позитивную поддержку аудитории – что бы серьезного не случилось, следующий сюжет будет о банальных и прозаичных вещах – «так что ничего страшного не произошло, мир остается тем же» и это успокаивает зрителя. Но других более тревожных зрителей такая стратегия приводит в замешательство, вызывая беспокойство и неуверенность по поводу искренности отношения СМИ к своей аудитории.
В своей книге «Развлекая себя до смерти» (1985 г.) Н.Постман пишет о феномене эскапизма, культивируемом на телевидении. Речь идет об убегании от проблем и их решений с помощью развлечений (шоу и юмористических передач). У аудитории поддерживается ощущение праздника и веселья, однако проблемы, тревожность и социальная напряженность никуда не деваются, они подавлены.
В рамках психотерапии (гештальт-теории) такую форму прерывания контакта (делать вид, что ничего не произошло) называют дифлексией.
|
Здесь следует обратить внимание на сходство между описанным состоянием сознания зрителя и психологическим состоянием, известным под названием "двойной узел": ученый Грегори Бейтсон имеет в виду такую безысходность, неразрешимую ситуацию, когда противоречащие друг другу элементы информации в конце концов доводят человека до шизофрении. С массмедиа "двойной узел" не так страшен, так как можно усилием воли изъять себя из просмотра ТВ, однако в определенных ситуациях – войны, жизненно важной необходимости в информации, а также у людей внушаемых и находящихся в слиянии с медиа-пространством, такие психологические расстройства вполне возможны.
Согласно формулировке Бейтсона, существует четыре основные предпосылки, наличие которых приводит к ситуации "двойного узла" в отношениях между ребенком и его матерью-шизофреничкой: 1) отношение ребенка к матери носит характер жизненно важной зависимости, поэтому для ребенка крайне существенны идущие от матери сообщения; 2) ребенок получает от матери противоречивую информацию, ее элементы несовместимы друг с другом: например, внешнее словесное сообщение совершенно опровергается "метасообщением", то есть невербальным контекстом, в котором передается это внешнее сообщение (например, мать с выражением застывшей злобы в глазах говорит ребенку: "Милый, ты же знаешь, как я тебя люблю"), эти два набора сигналов воспринимаются как абсолютно несообразные; 3) ребенок лишен возможности задавать матери вопросы, которые могли бы прояснить суть события или разрешить противоречие; 4) ребенок не может "выйти из игры", то есть прервать имеющиеся отношения. В подобных обстоятельствах, по мнению Бейтсона, ребенок обречен на искаженное восприятие и своей внешней, и своей внутренней реальности, что приводит к психопатическим последствиям.
|
Данное отношение мы можем экстраполировать на реальность заядлого зрителя по отношению к классическим СМИ. Заядый и незаядлый зрители отличаются степенью наложения в сознании реальной и виртуальной реальности и степенью слияния с медиасферой, у первого типа все (и наложение, и слияние) в превосходной степени.
Если во всех четырех предпосылках заменить слово "мать" словом "СМИ"(классические), а слово "ребенок" словом "аудитория", то получается картина "двойного узла" современной медиа действительности: 1) отношение аудитории к СМИ носит характер жизненно важной зависимости - современному человеку крайне необходима ориентация в социуме в условиях глобализации; ему необходимо структурировать фрустрирующий хаос информацией, к тому же ежедневные новости воспроизводят/конструируют реальность и картину мира, поэтому для аудитории крайне существенно стараться точно оценивать идущие медиа-сообщения; 2) человеческий разум получает из медиапростраства противоречивую информацию, элементы которой несовместимы один с другим относительно своего положения в этом мире – несоответствие виртуального и реального; 3) аудитории классических СМИ очень редко удается установить прямое общение со СМИ; 4) аудитория не может "выйти из игры", те, кто перестает потреблять контент СМИ, перестает быть аудиторией.
Следует отметить, что также совсем уйти от медиадискурса, которым пронизано общество, невозможно, оставаясь в социуме. Медиасфера – это иллюзия контроля непредстказуемого развития событий. В данный иллюзорный/виртуальный контроль и предсказуемость вкладывается/вливается власть («папа» в нашей метафоре) со своими определением нормальности и легитимным насилием. Реальные отношения власти и СМИ неизвестны аудитории. У нас получается такая патриархальная семья, где с детьми общается мать, донося идеи не очень доступного отца. СМИ не могут не учитывать дискурс нормы, порядка и власти, предлагая аудитории эти установки в завуалированной форме – в привлекательной упаковке, съедобном состоянии для потребителя, таким образом образуя двойное послание еще и на этом уровне - одновременно воодушевляя и подавляя.
Существует разница между восприятием отдельного индивида и представителя массовой аудитории, который идентифицируется с коллективным сознанием и поведением массовой аудитории. Такой представитель массовой аудитории регрессирует до «ребенка» и подвержен большему психологическому влиянию.
Чем выше скорость предъявления информации и чем больше образов используется, тем более инфантилизируется аудитория, а СМИ более представляют опорную родительскую фигуру.
Родительский, семейный контекст на наш взгляд очень продуктивен в анализе СМИ. Выделенные объекты для переноса могут варьироваться, добавляться (мать, отец, сиблинги, тети, дяди…), а СМИ могут манипулировать этими переносами.
Текст СМИ и аудитория
Текст СМИ – это временная форма, разворачивающаяся во времени, если речь идет об электронных СМИ, но также и пространственная форма, если мы рассматриваем печатные издания. Текст – это фигура, воспринимаемая на фоне, то есть в контексте событий и окружающих текстов.
Последовательность текстов/слов создает реальность. В пространстве контакта с текстом есть «Я-пространство», «Текст-пространство», и «Оно-пространство» между первыми двумя участниками.
«Оно-пространство» представляет собой матрицу взаимодействия, поле проекций образа идеального читателя и декодирование своего образа аудиторией, а также содержит социальные потребности и необходимость их символического удовлетворения, пространство цикла контакта (конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия), пространство общей работы по конструированию смысла.
Факты, идеи, нормы – материал журналиста и СМИ, но само искусство журналистики и контактирования со своей аудиторией состоит в выборе того, что и как говорится, в выборе перспективы и средств реализации, в выборе означающих, в выявлении актуальных потребностей аудитории и соответствующем символическом удовлетворении – так чтобы декодирование и встреча в оно-пространстве состоялись. Журналист много трудится для аудитории, а аудитория проводит работу по восприятию и пониманию.
Набор психологических потребностей аудитории в основном один и тот же. Темы, активизирующие потребности, как правило, повторяются. Такая рекурсивность структурирует поле, снижает беспокойство. Каждому СМИ присущ свой особый ритм – смена и повторение сюжетов, материалов, оформления, а также ритм «танца» с подразумеваемым читателем.
Помимо информации текст дает особое настроение от чтения/просмотра/прослушивания именно из-за ощущения того, что тебя учитывали; текст также доставляет эстетическое наслаждение, вызывает эмоцию (не только от содержания, но и от стилистики, и построения текста). «Понимание работает на воображение» И.Кант. Варьирующиеся означающие дают чувственную составляющую (разными совами об одном и том же).
Помимо всех перечисленных далее функций текста представляется особо важной функция контактирования с миром посредством текста. Обновление и придание нового смысла миру и бытию после контактирования со СМИ. Значение текста появляется в процессе чтения и доминирует в конкретной аудитории.
Тексты СМИ обращаются не к изолированным пониманиям, но к способности аудитории осознавать свои потребности, осознавать себя аудиторией с определенными характеристиками и сосуществовать с миром, социумом посредством медиасферы и дискурса. Присутствие в медиасфере – это особый способ бытия в мире.
Аудитория вступает в контакт с текстом СМИ, активизирует нереализованные желания и получает их символическое удовлетворение (получает символ в ответ на импульс). Обновленная этим контактом, обогащенная инфомацией о мире и о себе, аудитория творчески приспосабливается к социуму.