Творческое сотрудничество журналистов




В совместной редакционной деятельности создание конечного продукта, например, очередного газетного номера, предполагает «ансамбль» творческих усилий журналистов. Так, сотрудники одного отдела, взаимодействуя друг с другом, готовят материал для тематической страницы, работники секретариата занимаются макетированием, дежурная бригада – вычиткой свежих полос и т.д. Чтобы направить эти разнородные операции в единое русло, необходимо четкое согласование между участниками редакционного процесса.

Координирующую роль в редакционном коллективе выполняет, как известно, редактор, стоящий во главе журналистского коллектива, а также различные коллегиальные органы управления (редакторат, редколлегия, редакционный совет). Согласованность действий участников совместной деятельности, по мнению германского исследователя Э. Боеттхера, зависит от соблюдения всеми членами организации общих интересов объединения. «Люди, – пишет он, – имеющие личные и только им свойственные притязания, могут быть солидарны с другими членами коллектива на основе взаимных интересов». При этом преследование индивидуальных притязаний может нанести «ущерб достижению коллективных интересов, так как членам группы в этом случае сложнее договориться о каких-то компромиссах» (161).

Действительно, любая совместная работа немыслима без соблюдения взаимных интересов, без психологической совместимости, взаимопонимания и товарищеской взаимопомощи. Эти моменты важно учитывать и в редакционной работе журналистов.

Сотворчество

Сотрудникам редакций по роду своей деятельности часто приходится прибегать к различным формам сотворчества. Сотворчество – сложнейший психологический процесс, предполагающий совмещение интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, взаимодействующих личностей. Суть его – совместный сбор и переработка информации, коллегиальное «формирование замысла» произведения, создание нового текста. Один из существенных признаков сотворчества – осознанная, целенаправленная деятельность, включенная в процесс межличностного общения. На практике журналисты часто прибегают к подобному взаимодействию, которое наиболее широко представлено в различных типах соавторства. К ним можно отнести: соавторство журналиста и профессиональной группы; соавторство двух журналистов; соавторство профессионала и непрофессиональной группы. Каждый из обозначенных типов соавторства журналистов имеет свои особенности и характерные черты. Рассмотрим, как все эти творческие процессы разворачиваются на практике.

Корреспонденту одной из центральных газет поручили подготовить материал о работе городского такси. В процессе обдумывания данной темы он решил подключить к своей работе собкоров. По предварительной договоренности с коллегами акция была названа «Операция “такси”». Свою работу журналисты начали с «конкретизации замысла» произведения и с изучения реальной ситуации. В процессе осмысления различных фактов, ситуаций и интересных случаев родилась идея будущего произведения: рассказать о наиболее характерных проблемах этого вида городского транспорта в различных регионах страны. В процессе реализации этой идеи корреспондент не только распределял между собкорами творческие задания, но и координировал их работу. Правда, «заготовки», присланные собкорами в редакцию, оказались в большинстве случаев однотипными. Обладая совокупностью фактов, корреспондент не мог найти интересный «ход» в подаче материала. В поисках наилучшего варианта он вновь обратился за советом к коллегам. Они предложили ему написать репортаж. Их подсказки облегчили его работу. Так в намеченный срок в газете вышел интересный материал.

Из этого примера видно, что «формирование замысла» произведения и его реальное воплощение включает ряд логических операций: коллективное обсуждение идеи будущего произведения; распределение творческих заданий, связанных с их реализацией; жанровое определение.

Многообразием комбинаций, богатым сочетанием различных методов и приемов работы отличается сотворчество двух профессионалов. Данный вид коллективного труда всегда отмечен интеллектуальным напряжением «сотворцов». Всякое соавторство, как правило, предполагает высокую степень согласованности действий, сходство интересов, близость идейных и нравственных позиций и, конечно, наличие взаимного доверия между соучастниками. Без этих компонентов соавторство двух профессионалов немыслимо. На практике, как показывают наши наблюдения, журналисты прибегают к соавторству тогда, когда им нужно оперативно осветить масштабное событие (митинг, съезд, забастовку и т.д.), когда они проявляют общий интерес к какой-то теме, когда нуждаются в квалифицированной помощи коллеги и т.д. Разделение профессиональных обязанностей между двумя соавторами имеет различные модификации: генератор идей и организатор-исполнитель; исследователь и специалист-консультант; разработчик темы и критик.

Соавторство двух журналистов не может быть ограничено лишь обозначенными нами видами. На практике оно может быть дополнено новыми комбинациями. Бесспорно, на наш взгляд, лишь то, что подобного рода сотворчество не только взаимообогащает его участников, но и расширяет границы их творческих возможностей. При этом кооперативная деятельность сотрудников изданий невозможна без учета личностных интересов журналистов, без соотнесения их индивидуальных планов и замыслов с общими задачами коллектива, без постоянного развития творческих взаимосвязей между сотрудниками одной редакции.

Творческое взаимодействие между профессионалом и непрофессионалом происходит в том случае, когда журналиста привлекают к литературной записи. В данном случае важно, чтобы партнеры подробно обговаривали не только замысел будущего произведения, пути и методы его создания, но и условия и формы работы. Ведь зачастую, если соавторы заранее не договорились о выплате гонорара или об упоминании в статье имени журналиста, писавшего материал, возникают различного рода недоразумения.

Известно, что каждый профессионал в своей практической деятельности стремится создать собственную сеть контактов с добровольными помощниками. Кроме этого, во многих редакциях существует сеть информаторов, экспертов, политиков, юристов и т.д., которые помогают журналистам не только в сборе фактического материала, но и консультируют по различным вопросам. И не только. Иногда они могут работать с сотрудниками газеты в соавторстве. Например, журналист А.З. Рубинов многие свои журналистские расследования проводит с помощью добровольных помощников, среди которых – дипломированные инженеры, врачи, учителя, актеры, служащие и др. По его признанию, он всегда стремился «собрать картотеку людей, которые бы довольно точно отражали социальную структуру нашего общества» (162). Опираясь на помощь друзей, Рубинову удалось собрать очень интересные материалы для таких произведений, как «Меченые атомы» (о работе почтамта), «Зеленые глаза» (о работе таксистов), «Девушки и телефон» (о работе телефонисток) и др. При этом многие темы были подсказаны ему читателями.

Тесные творческие контакты между журналистами обычно налаживаются тогда, когда они совместно проводят какие-то газетные кампании или акции. В редакционной практике, как известно, широко используются различные формы газетных акций – начиная от журналистских расследований и кончая различными благотворительными мероприятиями. В такого рода мероприятиях, как показывают наши наблюдения, особенно четко проявляются черты коллективного сотворчества (формирование замысла, совместная разработка одной крупной темы и т.д.). Координирующую роль в газетной кампании или акции берут на себя члены редколлегии, редакторы отделов или наиболее квалифицированные журналисты. Количество участников коллективного соавторства зависит, как правило, от сложности проблемы, стоящей перед журналистами. Так, в газетной кампании может участвовать вся редакция, а в акции по расследованию какого-то общественно значимого вопроса – определенная группа профессионалов. Проведение подобного рода мероприятий требует от журналистов больших творческих усилий, согласованности действий, организованности и дисциплинированности.

Интересный опыт творческого сотрудничества накопили сотрудники еженедельника «Свободный курс» г. Барнаул. С июля 2000 г. редакция перешла на новую технологию планирования и производства газетных материалов – работу в командах. В чем суть данного новшества? Редакция решила трансформировать традиционную структуру еженедельника, где каждый из отделов (экономика, политика, информация, человек-общество), по сути, представлял собой микрогазету – со своими подходами, наработанными предпочтениями, неизменными источниками информации, авторитетами, наконец. Отсюда, как считают сами сотрудники редакции, проистекал однобокий подход в разработке тем. Журналисты решили изменить всю технологию планирования и работы над газетным материалом. В качестве основного инструмента был использован командный метод (164). Как происходит работа над темой при командном методе? Вот как описывает главный редактор «Свободного курса» В. Овчинников все этапы разработки того или иного журналистского произведения. «Первое, что фиксируется на этапе планерки, - не просто тема, а идея публикации. Дальше журналисты набрасывают вопросы. Например, почему читатель должен это прочесть? Затем, непосредственно на планерке, объявляется набор добровольцев, желающих поучаствовать в этом проекте. Очень важный момент – команда должна быть коррелированна с читательской аудиторией. То есть, если наша аудитория на 50 % состоит из женщин, то и в команде, особенно на этапе мозгового штурма, должно быть такое же соотношение. Тогда больше вероятности, что наш конечный продукт – статья – будет максимально адаптирован к потребностям читателей. Обычно группа (команда) состоит из одно-двух журналистов, фотографа, дизайнера. Обязательно назначается руководитель, по старой терминологии – завотделом». Далее, по рассказу В. Овчинникова, группа проводит свое собственное собрание, где методом мозгового штурма анализируется уже идея материала. «Процесс обсуждения обязательно фиксируется, отмечаются различные аспекты проблемы. Когда весь спектр исчерпан, составляется план будущей публикации: из каких сегментов будет состоять информационный блок, когда будет готова вся публикация. Тут же проходит прикидка макета – набрасывается графический образ всего блока» (165).

Такой подход в разработке и подготовке журналистского произведения позволяет каждому члену команды четко представлять, что нужно делать, как делать и почему. Немаловажно и то, что все члены творческой группы включены во всю технологическую цепочку по подготовке материалов в печать. Работа в составе команды, как мы видим, стимулирует творческое воображение ее участников, помогает в поиске оригинальных идей, наконец, позволяет формировать очередной номер издания, исходя из обще концепции номера.

Итак, мы убедились, что формы и методы совместной работы журналистов могут иметь самый разнообразный характер. При этом отличительной чертой подобного рода взаимодействия является сочетание различных видов труда. Сегодня, как и раньше, актуальным остается вопрос о гармоничном совмещении профессиональной специализации с универсализмом. Каждый журналист решает данную проблему, исходя из своего опыта, знаний, умений и навыков; продуманно пытаются подойти к этому вопросу и большинство редакционных коллективов. Ведь именно от этого зависит многозвучие газетного оркестра.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: