Часть третья. Личность и коллектив в условиях журналистской деятельности




Глава 1. Личность в условиях журналистской деятельности

Общая характеристика личности

Личность — это понятие, обозначающее со­вокупность устойчивых психологических качеств чело­века, составляющих его индивидуальность. В свою очередь индивидуальность есть своеобразное сочета­ние индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. А индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологичес­ких, физических, социальных, психологических и др.

Личность проявляется многообразно: в труде, учебе, во взаимоотношениях в коллективе. Природа личности сложна и и определяется многими факторами, к которым относятся прежде всего социальные, биологические, психологические. В структуру личности включаются: темперамент, харак­тер, способности, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

 

Темперамент

Темпераментом называются психические свойства личности, характеризующиеся динамикой протекания психических процессов.

Внешне темперамент проявляется в скорости, ритме, и темпе движения человека, в его речи, мимике и т.п. За этими внешними проявлениями кроются определенные психические качества, которые зависят от нерв­ной системы, особенностей ее деятельности. А нервная дея­тельность человека характеризуется двумя основными процес­сами: возбуждением и торможением.

Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга, обеспечивающая оживленные условно-рефлекторные связи, на основе которых приходят в действие механизмы памяти, мышления и т. д.

Торможение — это процесс затухания корковых связей, прекращения активности нервных клеток и центров, на основе которого происходит забывание, ослабление внимания и т. п.

Возбуждение и торможение может быть сильным или сла­бым, неуравновешенным или уравновешенным, подвижным или малоподвижным. Если человек может долгое время напряженно работать, преодолевать большие психологические и физические нагрузки, не терять высокого темпа и качества выполняемой работы, значит, у него сильный процесс возбуждения. И наоборот, по­ниженная работоспособность, быстрая утомляемость и медлен­ное восстановление сил говорят о слабости этого процесса. Если человек умеет сдерживать, контролировать себя, не приходить в излишнее возбуждение или угнетение под влиянием небла­гоприятных обстоятельств, то у него сильный процесс тормо­жения. Слабость процесса торможения проявляется прежде всего в неумении человека владеть собой.

Неуравновешенность или уравновешенность также характеризует особенности высшей нервной деятель­ности данного человека. Если неуравновешенность имеет в основе преобладание возбуждения, то в поведении человека определяющими будут активные реакции: несдержанность, опрометчивость, резкость, навязчивость, экспансивность и т. д. Если же неуравновешенность имеет в основе преобладание торможения, то в поведении человека будут заметны пассивные реакции: уныние, низкая работоспособность и т. п. Равновесие ме­жду возбуждением и торможением проявляется в спокойном, ровном поведении, умении контролировать свои поступки, на­прягать силы и волю, когда этого требует обстановка.

Подвижность или малоподвижность процессов возбуждения и торможения проявляется в быстроте перехода человека от состояния покоя к активности, в умении владеть собой, собраться с мыслями и начать действовать.

Таким образом, сила нервных процессов, их подвижность и равновесие — основные показатели, характеризующие высшую нервную деятельность человека. Различное их сочетание дает различные типы этой деятельности:

1) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуж­дения над торможением, подвижный к активным и малопо­движный к тормозным процессам;

2) сильный, уравновешенный, подвижный;

3) сильный, уравновешенный, малоподвижный;

4) слабый (при слабом возбуждении и торможении неурав­новешенность и подвижность являются весьма относительными показателями).

Каждому типу высшей нервной деятельности соответ­ствуют свои особенности протекания психических процессов, обусловливающие особенности поведения человека. Получается своеобразная цепочка: работа нервной системы определяет осо­бенности темперамента, а темперамент в свою очередь обуслов­ливает особенности поведения.

В зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения И. П. Павлов выделял четыре типа высшей нерв­ной деятельности, которым соответствуют четыре вида темпе­рамента.

Первый тип — сильный. У человека, которому он свой­ствен, процессы возбуждения и торможения сильные. При этом между обоими процессами существует равновесие. Этому типу соответствует сангвинический темперамент.

Второй тип — безудержный. Возбуждение и торможе­ние очень сильные и очень подвижные. Однако процессы не уравновешены, преобладает возбуждение. Этому типу соответ­ствует холерический темперамент.

Третий тип — уравновешенный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу соответствует флегматический темперамент.

Четвертый тип — слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо, они малоподвижны и не урав­новешены. Этому типу свойствен меланхолический темпера­мент.

Основные виды темперамента характеризуются следую­щими чертами.

Сангвиник, как правило, подвижен, активен, впечатлителен, быстро реагирует на внешние раздражители, обладает выраженной мимикой и пантомимикой, легко справляется с

работой, но тяготится ее однообразием. Общителен, бодр и обычно жизнерадостен.

Холерик отличается неуравновешенностью, трудно сдерживает себя, в действиях и поступках бывает резок, но реши­телен, быстро схватывает обстановку, инициативен, общителен, способен внести «живинку» в дело. Однако у представителей холерического темперамента могут быть колебания. Они способны иногда вдруг разувериться в себе и в людях. Быстрая смена настроения и неустойчивость — отрицательная сторона холерического темперамента.

Флегматик уравновешен, но малоподвижен, что ярко проявляется в мышлении и поведении. Решая, например, задачу, долго ее обдумывает, но, приняв решение, выполняет его спокойно и неотступно. Способен к большому напряжению, взявшись за дело, доводит его до конца. И. П. Павлов говорил, что флегматики — труженики жизни, они могут одинаково успешно выполнять и интересную и малоинтересную работу.

Меланхолик отличается тем, что у него преобладают тормозные реакции. Человек с таким темпераментом часто замкнут, малообщителен, легко уязвим и мнителен, с неуверенными жестами и движениями. Меланхолики склонны к работе тонкого характера, требующей высокой чувствительности органов чувств.

 

Все четыре темперамента встре­чаются и у журналистов. Исследователи считают, что для стрессовой, напряженной открытой публичной профессии журналиста предпочтительнй сангвиник. Однако для репортерства, ведущего ТВ порой подойдет холерик. А для аналитика неплох будет и флегматик, для критика – меланхолик, потому что он лучше умеет замечать в нашей жизни негативные стороны, фиксировать проблемы. (Свитич Л.Г., 2007). Надо исходить из того, что журналист любого темперамента может принести поль­зу, если его правильно использовать и правильно воспиты­вать. Человека надо ценить не за темперамент, а за результа­ты работы.

Характер

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяющая типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

Характер человека складывается из большого количества черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематичес­ки проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Известный психолог Б.М. Теплов [538] распределил черты характера по нескольким группам.

В первую группу входят наиболее общие черты ха­рактера, образующие основной психический склад лич­ности. К ним относятся: принципиальность, целеуст­ремленность, честность, мужество и др. К этой же группе относятся и противоположные, отрицательные, качества, например: беспринципность, пассивность, лживость и др.

Вторую группу составляют черты характера, в ко­торых выражается отношение человека к другим лю­дям. Это общительность, которая может быть широкой и поверхностной или избирательной, и противополож­ная ей черта — замкнутость, которая может быть ре­зультатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой внутренней сосредоточенности; откровенность и про­тивоположная ей — скрытность; чуткость, тактичность, отзывчивость, справедливость, заботливость, вежли­вость или, напротив, грубость.

Третья группа черт характера выражает отноше­ние человека к самому себе. Таковы чувство собствен­ного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и про­тивоположные им — тщеславие, заносчивость, само­мнение, иногда переходящее в наглость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм (наклонность постоянно иметь в центре себя и свои переживания), гипертро­фированный эгоизм (забота, преимущественно, о сво­ем личном благе) и т. д.

Четвертая группа черт характера выражает отно­шение человека к труду, своему делу. Сюда входят ини­циативность, настойчивость, трудолюбие и противо­положная ему — лень; стремление к преодолению трудностей и противоположная ей — боязнь трудно­стей; активность, добросовестность, аккуратность и т. д. По отношению к трудухарактеры делятся на две группы: деятельные и бездеятельные. Для первой груп­пы типичны активность, целеустремленность, настой­чивость; для второй — пассивность, созерцательность.

Характеру каждого человека наряду с сугубо индивиду­альными чертами присущи и общие черты. Типичными общими чертами характера является честность, правдивость, ответственность и др.

Многочислены попытки классифицировать характеры по типам. От Аристотеля идет отождествление характера с волевыми чертами личности и отсюда деление харак­тера на сильные и слабые по выраженности в них во­левых черт. Сила характера выражается в том, насколько последовательно ведет себя человек в различных, в том числе трудных, условиях. Считается, что сильным характером наделен тот, кто и в большом и в малом остается самим собой, поступает сообразно своим убеждениям. В качестве другого примера классификации харак­теров можно привести попытку подразделить их на ин­теллектуальные, эмоциональные и волевые (А. Бэн, 1818— 1903 гг.). Русский психолог А.И. Галич (1783 — 1848 гг.) делил характеры на дурные, добрые и великие. Были попыт­ки дать и более сложные классификации характеров.Наиболее широко распространено деление харак­теров по их социальной ценности. Эта оценка иногда выражается словом «хороший» характер (и в противо­положность ему — «плохой»).

В типологиях характеров, наиболее адекватных журналистской профессии, иногда пользуются двенадцатью типами, соответствующими знакам зодиака (кстати, социологи на основе перекрестных сравнительных характеристик тоже выделяют двенадцать отличающихся друг от друга устойчивых моделей личности). Совокупность космических влияний, планет, под знаками которых рождаются люди, отчасти сказывается на характере (хотя, естественно, огромную роль играет генетика и социальная среда). Ученные, которые занимаются такими исследованиями (см., например, книгу Д. Редьяра «Астрология личности»), считают, что журналистской профессии больше соответствуют знаки огня (овен, стрелец) и воздуха (близнецы, весы, водолей).(Свитич Л.Г., 2007).

Характер человека проявляется в его делах. Поэтому, чтобы понять человека, надо видеть, что человек делает и как он это делает

Способности

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Эти индивидуально-логические особенности называются способностями личности.

Способностьэто совокупность врожденных анатомо-физиогических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различ­ных видах, деятельности.

Каждая деятельность предъявляет ком­плекс требований к физическим, психофизиологическим и психи­ческим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Различа­ются общие и специальные способности.

Общие умственные спо­собности — это критичность ума, быстрота умственной ориенти­ровки, скорость мышления, глубина, гибкость, пытливость ума. Об­щие способности необходимы для всех видов деятельности. Они разделяются на сложные и элементарные. Сложные — это способ­ности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллекту­ального развития и т. д. Элементарные — способности к отражению действительности, уровень развития восприятия, памяти, мышле­ния, воображения, воли. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может вклю­чаться ни в один из видов человеческой деятельности. Люди, об­ладающие общими способностями, как правило, быстро осваивают новые виды деятельности.

Специальные способности — способно­сти к отдельным видам деятельности. В соответствии с видами дея­тельности различаются следующие специальные способности: гра­фические; художественно-литературные; конкретно-научные (ма­тематические и т. д.); практически-организационные; практически-созидательные и др. Специальные и общие способности неразрыв­но связаны. Развитие общих способностей обусловливает развитие специальных.

Творческие способности —это умение находить нестандартное решение, создавать оригинальные продукты деятельности, рекон­струировать ситуацию с целью получения нового результата, про­дуктивно мыслить, формировать новые образы воображения.

Творческие способности личности журналиста связаны сее мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоци­ональность), умственными способностями. В структуре лично­сти журналиста существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Табл. 4. Творческие способности журналиста

 

Способность памяти запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого акта   Является одним из компонентов продуктивного мышления, показателем результативности творческой деятельности журналиста
Способность предвидения Обеспечивает прогностическую деятельность зачастую интуитивно предугадать настроение и потребности аудитории
Скептицизм, самоирония Связаны с большей информированностью журналистов, с тем, что у них нет робости перед авторитетами
Умение оперативно переводить внутреннюю речь в письменную Является профессиональной характеристикой

 

Понимание природы способностей очень важно для станов­ления профессионального мастерства специалистов. Рассма­тривая происхождение способностей — передаются ли они по наследству или являются прижизненно формирующимися об­разованиями, психологи пришли к выводу, что исследование родословных выдающихся людей, статистика потомственных профессий свидетельствуют не о биологической наследствен­ности, а о наследственности условий жизни, т. е. социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей. Все способности формируются при жизни в процессе опреде­ленным образом организованной деятельности. Психологи до­казали, что способности развиваются в процессе деятельности, которая должна отвечать основным условиям развития способ­ностей: вызывать положительные реакции, интерес, быть твор­ческой; поставленные в ней задачи должны немного превосхо­дить имеющиеся возможности, уже достигнутый уровень вы­полнения деятельности.

Журналистика - это творческая и социальная по своей природе профессиональная деятельность. Журналист постоянно находится в эпицентре процессов общения. Активное общение становится для него профессиональной необходимостью, оказывает заметное влияние на творческий процесс, нередко определяет выбор и разработку темы. Личность журналиста оказывает влияние на процесс профессионального общения и на процесс создания журналистского произведения. Именно широта задач, решаемых журналистом, обуславливает разнообразие форм общения; личная беседа с героем и телефонный разговор, краткий, моментальный опрос и предположительная беседа, интервью индивидуальное и групповое, с небольшим числом опрашиваемых и массовое, интервью по заранее составленным вопросам и интервью-импровизация.

Задача журналиста состоит в том, чтобы затушевать те психологические свойства и те состояния его психики, которые могут в данных конкретных обстоятельствах помешать общению. Создание таких условий возможно лишь в том случае, если журналист не только знает предмет, но и способен правильно понять собеседника, разобраться в мотивах его поведения, в профессиональных и чисто человеческих качествах. Творческая природа общения журналиста явственно обнаруживается в умении поставить такие вопросы, которые оптимально соответствовали бы содержанию качества личности собеседника, позволяли предвидеть логику беседы, вносили в нее живость и непосредственность. Иными словами, для этой профессии очень важны личностные особенности человека.

Волевые качества

Достижение даже небольшой цели почти всегда требует от человека преодоления определен­ных трудностей. Жизненные обстоятельства и задачи, которые приходится решать, весьма разнообразны. Поэтому в одном случае требуется активность, инициатива, в другом — стой­кость, неподатливость внешним влияниям, в третьем — власть над своими чувствами и потребностями. Все это связано с про­явлениями воли и волевых качеств. В журналистской деятельности они особенно важны.

Воля— свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей пси­хикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения со­знательно поставленной цели.

Волевой акт. Волевой акт есть результат деятельности первой и второй сигнальной системы. Непосредственное отражение условий деятельности человека обеспечивается главным образом пер­вой сигнальной системой. Постановка же цели, обдумывание путей ее достижения, сознательные усилия, преодоление труд­ностей, управление собой основываются на активности второй сигнальной системы. Находясь во взаимодействии, обе эти системы составляют физиологическую основу волевого поведе­ния человека. При этом ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе.

Когда совершается волевое действие, в коре мозга возни­кают сложные процессы возбуждения и торможения. Возбуж­дение позволяет активизировать, торможение — задержать слова и движения. Сила и уравновешенность нервных процес­сов коры мозга (первой и второй сигнальной системы) — ос­нова регулирования человеком своего поведения.

Волевой процесс тесно связан вниманием, мышлением, воображением,памятью и с другими сторонами психики человека. «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства», - отмечал И.М. Сеченов (1952, с. 255).

Элементы волевого акта. Волевой акт состоит из ряда психологиче­ских элементов: осознание цели действий, ее важности; определение наиболее подходящего способа действий; решение действовать в соответствии с целью; исполнение принятого решения, выполнение поставленной задачи; оценка сделанного. Волевое усилие постоянно направлено на преодоление противодействующих мотивов и мобилизацию сил. Самая главная часть волевого акта — исполнение решения. Волевое действие может быть простым и сложным, длительным и кратковременным, совершенным по собственной инициативе и по заданию других. Во всех этих случаях про­являются в той или иной мере все психологические элементы волевого действия. Каждое волевое действие совершается при определенных внешних и внутренних условиях. Внешние условия -это обстановка, внутренние — личные качества человека, чувства, потребности, побуждения, знания, навыки, привычки. Внешние и внутренние условия в совокупности определяют возможности проявления воли в каждый данный момент.

Основные волевые качества. К ним относятся: целеустремленность, самообладание, решительность, настойчивость, энергич­ность, инициативность, исполнительность.

Целеустремленность — это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть; это мобилизация сил на то, чтобы правиль­но определить пути, средства, способы и приемы сво­ей деятельности, это целевая направленность прини­маемых решений и их исполнения.

Самообладание — это волевое качество, характер­ное для людей, которые управляют своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками.

Решительность — благодаря этому качеству человек способен принимать своевре­менные, обоснованные и твердые решения в различ­ных условиях своей жизни и деятельности.

Настойчивость — это возможность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препят­ствиями и трудностями, встречающимися в его деятель­ности на пути достижения достаточно отдаленных целей.

Энергичность — это волевое качество, представ­ляющее собой возможность человека действовать быст­ро и с большим напряжением своих физических и ду­ховных сил.

Инициативность — это волевое качество, благо­даря которому человек действует творчески.

Исполнительность — это волевое качество чело­века, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Понятие личности в психологии неоднозначно. Во-первых, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; во-вторых - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

В психологии некоторые направления рассматривают личность как неизменяющуюся духовную сущность, иногда как целое "психическое существо". В психоанализе (З. Фрейд, А.Адлер) личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм практически снимал проблему личности, которой не оставалось места в его механистической схеме "стимул - реакция". Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса переносят законы механики на анализ проявлений личности.

В современной психологии человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе отражения субъективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность должна рассматриваться в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев). Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Например, патология или болезнь обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями личности. Эта личность в силу социальной детерминации становится опосредующим звеном, через которое происходит внешнее воздействие на психику индивида и обратный этому процесс - влияние психических процессов одного индивида на окружающую среду.

Личность характеризуется прежде всего активностью и направленностью. Активность личности - стремление выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижений, риск и т.д.). "Тот журналист, который будет утверждать, что всякий раз он один и тот же, либо не понимает, о чем говорит, либо лжёт. Во всяком случае, я ему не верю и не хочу обсуждать с ним ничего сверх конкретного содержания его текстов, если они интересны", - пишет о психологическом аспекте личности современного российского журналиста Виталий Третьяков.

Направленность личности характеризуется устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами ("динамическими смысловыми структурами" по Л.С. Выготскому), которые обуславливают сознание личности и поведение, относительно устойчивое к вербальным воздействиям и преобразующимся в совместном действии групп. Направленность в творчестве - это и степень осознанности своего отношения к действительности.

Личность журналиста, как и любого другого человека, проявляется в реагировании на психические реакции - свои и окружающих. Только журналисту приходится кроме анализа состояния и ситуации еще и отображать эти реакции в своих произведениях, чтобы с помощью них показать психологические особенности героя.

Что такое психика? Это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином "душа" и считались предметом одного из разделов философии, в 17 веке названном "психология". Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической).

Своеобразие психических явлений нашей жизни заключается: в данности этих явлений человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний; в их особой познаваемости, обусловленной способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них; в интимно-личностной ценности. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которого является сознание. Всматриваясь в других, человек (субъект) приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (Я-концепция). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, некоторые образуют сферу бессознательного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: