Различие между теоретическим и практическим мышлением





Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое - нет, а в том, что характер этой связи различен.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение ча­стных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осу­ществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе — отступлении от практики. Работа практи­ческого ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во вто­ром случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практиче­ского ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергает­ся непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результа­тах. Отсюда та своеобразная «ответственность», которая присуща практическо­му мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в са­мом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длитель­ного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т.д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ог­раничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспери­ментах, а в самой жизни, и — что особенно важно — практический работник дале­ко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей работы практического ума.

(Из работы Теплова Б.М. «Ум полководца»)


 

Выделяют интуитивное и аналитическое мышление. Различие между ними сводится к следующему. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной мере представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Признаками интуитивного мышления является также отсутствие развернутых логических рассуждений, самоочевидность для субъекта, уверенность его в правильности решения. Наряду с логическим, аналитическим познанием действительности велика роль интуиции, эвристического начала, бессознательного. Многие великие открытия совершались интуитивно. И.П.Павлов объяснял интуитивный процесс действием «следов» от прошлых впечатлений. В настоящее время выявлены некоторые факторы по развитию интуиции. Ими являются развитие наблюдательности, памяти, эмоциональной восприимчивости, расширения запаса знаний и жизненного опыта, а также совершенствование и развитие органов чувств (зрения художника, слуха музыканта и т.д.)

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискур­сивное, эвристическое и творческое мышление: алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установ­ленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач; дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление осно­вано на системе взаимосвязанных умозаключений; эвристическое мышление — это продуктивное мышление, состо­ящее в решении нестандартных задач; творческое мышление — мышление, дающее принципиально но­вое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Творческое мышление

Творческое мышление является высшим уровнем познавательной деятельности. Оно отличается тем, что мыслящий субъект достигает новых для себя результатов самостоятельно, в процессе поиска посредством особых процедур, которые не свойственны деятельности воспроизведений или усвоения готовых знаний. Творческое мышление дает принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Известный психолог Лук А.Н. («Психология творчества». М.,1978) к творческим интеллектуальным способностям относит: зоркость в поисках проблемы как способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного. Это связано не с остротой зрения, а является качеством мышления; способность к свертыванию мыслительных операций, позволяющих мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага; способность к переносу опыта, позволяющая применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к другой; цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (цельное восприятие характерно для людей художественного типа – актеров, художников, музыкантов, журналистов); способность к сближению понятий, проявляющаяся в легкости ассоциирования и отдаленности ассоциируемых понятий; гибкость мышления; способность к оценке; способность к «сцеплению» и «антисцеплению» (объединять и увязывать новые сведения с имеющимся багажом); легкость генерирования идей; беглость речи и др.

Творческое мышление журналиста отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной политической, профессиональной, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого.

 


Барьеры творческого мышления

Конформизм — желание быть похожим на другого — основной барьер для твор­ческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находилипонимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.

Цензура - в особенности внутренняя цензура - второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматич­ными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Superego — так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления - это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закре­пить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непро­думанных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творчес­ком мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому цен­ность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек бу­дет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и во­ображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложен­ных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более что творческое мы­шление часто приносит удовольствие независимо от использования его резуль­татов.




 

Особенностипрофессионального мышления журналиста

 

Профессиональное мышление журналиста сегодня во многом обусловливается технологией и объективной логикой массово-коммуникационной деятельности и выступает в качестве организующего начала в процессе становления и самоопределения журналистики и дальнейшего развития данного вида профессиональной деятельности как истинно творческого. В одном ряду с профессиональным самосознанием у журналистов стоит профессиональное мировоззрение как специфический срез общего и элемент профессиональной культуры. Объектом отражения профессионального мировоззрения выступает не только общая или специальная, но и социальная картина мира. Сама же специфика творческого мышления журналиста отражена на таблице 2.

Табл. 2. Специфика творческого мышления журналиста

«Алогичная» Не всегда все журналисты понимают, почему обращаются именно к этим фактам
Способность к соединению новых и старых знаний Объединение полученных сведений и имеющимися знаниями дает ключ к пониманию ситуации, проблемы
Высокая мобильность, подвижность умственной ориентировки Предполагает цельность восприятия, свойственно как бы дробить предмет восприятия, детально изучать.
Соединение понятийного и образного начала Таким образом ситуация вписывается в более широкие контексты
Гибкость мышления Способность легко переходить от одного класса явлений к другому
Легкость генерирования идей В силу специфики работы журналист охватывает и объясняет несметное число явлений, понятий, фактов и т.п.
Способность к ассоциативному мышлению Способность сближать понятия, выводить из них новые и правильные заключения

 


Критическое мышление

Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мыш­ления - тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.п. Ваше творчество будет малопродуктивным, если вы не сможете критически проверить и отсортировать полученную продукцию. Чтобы провести соответствующий отбор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т.е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учитывать критерии, или ограничения, определяющие практические возможности внедрения новых идей.

Какие препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать — значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие - переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы нео­хотно делимся с другими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от по­стороннего влияния.

И наконец, необходимо отметить, что при чрезмерной стимуляции творчес­кой фантазии критическая способность может остаться неразвитой. К сожале­нию, неумение думать критически - это один из возможных непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность учащихся. Следует по­мнить, что для большинства людей в жизни требуется разумное сочетание твор­ческого и критического мышления.

Критическое мышление нужно отличать от критической установки. Несмот­ря на то, что в силу специфики своего подхода к решению задач критическое мы­шление запрещает некоторые идеи или отбрасывает их за негодностью, его ко­нечная цель конструктивна. Напротив, критическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер.

(Osborn A.F Applied imagination: Principles arid procedures of creative thinking. N.Y, 1957)



Закономерности мышления

Проблемная ситуация. Условием возникновения мышления является проблемная ситуация— обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, не­понятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характе­ризуется дефицитом исходной информации, возникновением опреде­ленного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — пу­тем изыскания необходимых познавательных стратегий.

Анализ через синтез. Основным механизмом мышления, общей закономерностью его динамики является анализ черезсинтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. Процесс познания начинается с первичного синтеза — восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первич­ного анализа осуществляется вторичный синтез. При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориен­тация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исход­ной информации скрытую информацию. Анализ через синтез — познавательное «развертывание» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним, исследование его в свете вероятностных предположений.

Закон достаточного основания. Требование обоснованности мыш­ления обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются пред­шествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без доста­точного основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обосно­вана более общей мыслью.

Селективность (от лат. selectio — выбор, отбор) — способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мо­билизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систе­матизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

Антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищение) — предвос­хищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наи­более вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.

Рефлексивность (от лат. reflexio — отражение) — критическая самооценка субъектом хода своего мышления. Под рефлексиейподра­зумевается как самоотражение субъекта, так и взаимоотражение парт­неров по общению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: