Осознание необходимости усвоить предлагаемую информации




Пониманию способствует функционирование установки на восприятие той или иной информации, содержание которой заключено в опреде­ленную форму. Эта установка фиксируется сознанием ре­ципиента и оказывает устойчивое влияние на пони­мание воспринимаемого материала.

Содействует облегчению понимания осознание необходимости усвоить предлагаемую информацию. Это не­избежно вызывает активизацию мыслительной деятель­ности, мобилизует опыт и ранее приобретенные знания и помогает объединению отдельных мыслей, наблюдений в более сложное целое.

Если учесть, что осознание необходимости понять что-либо приходит вместе с мыслью о полезности информации для решения тех или иных жизненных за­дач, то станет очевидно, что в содержание материалов СМИ обязательно должна заклады­ваться информация, как-то удовлетворяющая нужды аудитории. Отсюда понимание вполне правомерно свя­зывается с постановкой задачи запомнить что-либо.

 

Проблема понимания крайневажна для журналиста. С понимания предложенной информации начинается осуществление основной функциональной психологической задачи массового информационного воздействия — достижение согласия между коммуника­тором и его аудиторией и затем формирование, закреп­ление или изменение установки. На основе понимания возникает отношение к факту действительности. От того как протекает этот процесс, зависит, каким будет отно­шение реципиента информации к сообщаемому факту или выводу.

 

Контрольные вопросы

  1. Что такое понимание?
  2. Чем обусловливаются специфические особенности процесса понимания?
  3. Какие требования предъявляет динамический процесс понимания к подаче информации?
  4. Какое значение для хода и результата процесса понимания имеют сопровождающие его эмоциональные проявления?
  5. Какое влияние на процесс понимания оказывает установка на отношение к коммуникатору?
  6. Что такое глубина понимания? Как достигается максимальная глубина понимания предлагаемой информации?
  7. Какие возможности используются СМИ для углубления понимания информации, предлагаемой аудитории?
  8. Что характеризует отчетливость понимания? Какие условия способствуют отчетливости понимания материалов СМИ?
  9. От чего зависит полнота осмысления содержания материалов СМИ?
  10. Какова роль факта в обоснованности понимания информации?
  11. Какие приемы в деятельности СМИ способствую пониманию материалов СМИ?

Литература

Брудный А.А. Понимание и текст. М., 1991.

Гурова Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности//Мышление. Общение, практика. Ярославль.1986.

Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб., 2008.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

Шуварикова Е.В. Исследование понимания текстов средств массовой информации учащимися старших классов//Вопросы истории.1995.№2.

Мышление

«Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет,

а тот, кто хорошо думает».

Анатолий Аграновский

Процессы ощущения и восприятия обеспечивают непосредственное отражение в сознании журналиста многих свойств, качеств и явлений окружающего мира. Однако познание действительности не ограничивается этим. Сущность предметов и явлений, присущие им связи, отношения познаются с помощью мышления. В теории познания (гносеологии) мышление рассматривается как высшая форма психического (сознательного) отражения, познания объективной реально­сти.

 

Науки, изучающие мышление

Интерес человека к анализу собственного мышления был издавна связан с жела­нием мыслить правильно. Первой наукой о мышлении стала логика, изучающая нормативные правила и законы адекватного рассуждения. Ныне кроме психологии законы человеческого мышления изучаются и моделируются в социо­логии, биологии, медицине, кибернетике. Cоциология, например, занимается списанием наличных общественных представлений, способов осмысления реальности и их связей с конкретными культурно-историческими условиями жизни и деятельности людей. Для биологических наук мышление выступает как свойство высокооргани­зованной материи, функция человеческого мозга, а изучение мыслительных про­цессов означает поиск их объективно-телесных коррелятов, а также соответствую­щих им морфологических и физиологических систем. В кибернетике мышление оп­ределяется как один из процессов обработки информации, объяснение основных механизмов которого связано с возможностью моделировать их в программах ЭВМ.

Психология изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Она рассма­тривает конкретные виды мыслительной практики, несводимые полностью к формально-логическим нормам, законам общественного сознания, физиологи­ческим и другим телесным механизмам мыслительных процессов, их отображе­нию в моделях искусственного интеллекта. Тем самым объектом психологии мы­шления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его моти­вов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: