Пониманию способствует функционирование установки на восприятие той или иной информации, содержание которой заключено в определенную форму. Эта установка фиксируется сознанием реципиента и оказывает устойчивое влияние на понимание воспринимаемого материала.
Содействует облегчению понимания осознание необходимости усвоить предлагаемую информацию. Это неизбежно вызывает активизацию мыслительной деятельности, мобилизует опыт и ранее приобретенные знания и помогает объединению отдельных мыслей, наблюдений в более сложное целое.
Если учесть, что осознание необходимости понять что-либо приходит вместе с мыслью о полезности информации для решения тех или иных жизненных задач, то станет очевидно, что в содержание материалов СМИ обязательно должна закладываться информация, как-то удовлетворяющая нужды аудитории. Отсюда понимание вполне правомерно связывается с постановкой задачи запомнить что-либо.
Проблема понимания крайневажна для журналиста. С понимания предложенной информации начинается осуществление основной функциональной психологической задачи массового информационного воздействия — достижение согласия между коммуникатором и его аудиторией и затем формирование, закрепление или изменение установки. На основе понимания возникает отношение к факту действительности. От того как протекает этот процесс, зависит, каким будет отношение реципиента информации к сообщаемому факту или выводу.
Контрольные вопросы
- Что такое понимание?
- Чем обусловливаются специфические особенности процесса понимания?
- Какие требования предъявляет динамический процесс понимания к подаче информации?
- Какое значение для хода и результата процесса понимания имеют сопровождающие его эмоциональные проявления?
- Какое влияние на процесс понимания оказывает установка на отношение к коммуникатору?
- Что такое глубина понимания? Как достигается максимальная глубина понимания предлагаемой информации?
- Какие возможности используются СМИ для углубления понимания информации, предлагаемой аудитории?
- Что характеризует отчетливость понимания? Какие условия способствуют отчетливости понимания материалов СМИ?
- От чего зависит полнота осмысления содержания материалов СМИ?
- Какова роль факта в обоснованности понимания информации?
- Какие приемы в деятельности СМИ способствую пониманию материалов СМИ?
Литература
|
Брудный А.А. Понимание и текст. М., 1991.
Гурова Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности//Мышление. Общение, практика. Ярославль.1986.
Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб., 2008.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
Шуварикова Е.В. Исследование понимания текстов средств массовой информации учащимися старших классов//Вопросы истории.1995.№2.
Мышление
«Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет,
а тот, кто хорошо думает».
Анатолий Аграновский
Процессы ощущения и восприятия обеспечивают непосредственное отражение в сознании журналиста многих свойств, качеств и явлений окружающего мира. Однако познание действительности не ограничивается этим. Сущность предметов и явлений, присущие им связи, отношения познаются с помощью мышления. В теории познания (гносеологии) мышление рассматривается как высшая форма психического (сознательного) отражения, познания объективной реальности.
|
Науки, изучающие мышление
Интерес человека к анализу собственного мышления был издавна связан с желанием мыслить правильно. Первой наукой о мышлении стала логика, изучающая нормативные правила и законы адекватного рассуждения. Ныне кроме психологии законы человеческого мышления изучаются и моделируются в социологии, биологии, медицине, кибернетике. Cоциология, например, занимается списанием наличных общественных представлений, способов осмысления реальности и их связей с конкретными культурно-историческими условиями жизни и деятельности людей. Для биологических наук мышление выступает как свойство высокоорганизованной материи, функция человеческого мозга, а изучение мыслительных процессов означает поиск их объективно-телесных коррелятов, а также соответствующих им морфологических и физиологических систем. В кибернетике мышление определяется как один из процессов обработки информации, объяснение основных механизмов которого связано с возможностью моделировать их в программах ЭВМ.
Психология изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Она рассматривает конкретные виды мыслительной практики, несводимые полностью к формально-логическим нормам, законам общественного сознания, физиологическим и другим телесным механизмам мыслительных процессов, их отображению в моделях искусственного интеллекта. Тем самым объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.