Общая характеристика памяти




Несмотря на то, что современная техника все больше и больше освобождает нас от необходимости запоминать, память остается для журналиста уникальным механизмом, фиксирующим факты, события, явления. Писатель К. Паустовский считал, что память не только хранит материал, но и просеивает его, задерживая и отбирая в нем самое ценное. Пaмять - однa из психических функций и видов умственной деятельности, преднaзнaченнaя сохрaнять, нaкaпливaть и воспроизводить информaцию. Блaгодaря пaмяти мы используем в повседневной жизни опыт других людей и свой собственный. Любой человек каждую минуту начинал бы жизнь сначала, все для него было бы постоянно новым, неизвестным, он не был бы способен представлять что-либо и вообще накапливать опыт, если бы не обладание им памятью. Память — это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельности. Памятью называют свойство человеческого сознания запечатлевать, хранить и в нужный момент воспроизводить ранее воспринятое, продуманное, пережитое, сделанное.

Формы памяти

По форме память бывает непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная). Преднамеренное запечатление инфор­мации и сохранение ее в памяти, характерное для боль­шинства видов организованной человеческой деятельно­сти, в массовых информационных процессах ограничи­вается лишь сообщениями, представляющими для ауди­тории утилитарный интерес (сообщения бюро прогнозов, объявления о движении транспорта, извещения о выставках и другие справочные материалы). Однако удельный вес такого рода информации в об­щем объеме продукции прессы, радио, телевидения слиш­ком мал, чтобы можно было говорить о большой роли преднамеренного запоминания ее в ходе умственной пе­реработки. Подавляющая часть продукции средств мас­совой информации является предметом непроизвольного запоминания. Этой закономерности под­чиняется вся информация, удовлетворяющая каким-либо образом испытываемые людьми психические нужды — поддержку во мнении по спорному вопросу, подкрепление престижа социальной группы индивида, эмоциональную разрядку, познавательное или эстетическое обога­щение и т. п.

Вывод о преимущественно непроизвольном запоми­нании информации, поступающей к людям через СМИ, очень важен для практики журналистской деятель­ности. Он ориентирует журналистов на такой выбор и обработку информации, чтобы она благодаря своему содержанию и форме оставляла в памяти впечатление испытанного удовлетворения и формировала необходимую установку относительно ее объекта. От журналистов это обстоятельство требует знания механизмов непроиз­вольного запоминания. Успех их деятельности в значи­тельной степени зависит от того, имеют ли они сколько-нибудь целостное представление о системе умственных действий, которые в конечном итоге приводят к созданию непроизвольного мнемического продукта и дают искомый эффект воздействия. Знание психологии памяти— важный инстру­мент, с помощью которого можно добиться лучшего запоминания и прочного закрепления знаний, преподно­симых аудиториям.

 

Процессы памяти

Память характеризуется такими процессами, как запечатление, запоминание, узнавание, воспроизведение, воспоминание, сохранение и забывание.

Запечатление. Представления образуются в сознании человека как произвольно (намеренно), так и непроизвольно(ненамеренно). Термин «запечатление» - это ненамеренно образующиеся представления.Будучи зависимым от чувственных образов (ощущения и восприя­тия), запечатление всегда носит определенный чувственный характер, т. е. зрительный, слуховой, двигательный, обонятельно-вкусовой, боле­вой и т. д. Следовательно, запечатление является важным механизмом, позволяющим уяснить природу зрительной, слуховой, двигательной и других элементарных видов памяти.

Будучи зависимым от эмоциональной возбудимости человека, за­печатление определяется эмоциональным отношением человека к впе­чатлениям, силой эмоционального последствия этих впечатлений и т.д. Иначе говоря, запечатление — основа эмоциональной памяти. «Нужно считать неоправданной ту недооценку запечатления, эмоцио­нальной памяти, которая имеется в современной психологии, - подчеркивал Б.Г.Ананьев. - Способ­ность к запечатлению, т. е. к эмоциональной памяти, нужно развивать определенным образом, создавать условия для ее развития, и тогда эмоциональная память выступит средством психического развития».

 

Запоминание. В отличие от запечатления, запоминание (намеренно образующиеся представления) представляет собой про­цесс, определяемый специальной целью — закрепить на известное вре­мя данное знание, сохранить его на будущее. Запо­минание, по Б.Г.Ананьеву, предполагает сложный ряд:

а) образование намерения и по­становку цели запоминания;

б) определенную организацию деятельно­сти — в соответствии с поставленной целью (установка на заучивание, произвольное внимание, волевое усилие);

в) подбор средств, способ­ствующих закреплению (составление записей, схем и т.д.);

г) органи­зацию повторений закрепляемого материала и т. д.

 

Таким образом, запоминание представляет деятельность, а не только субъек­тивное состояние. Для запоминания необходимы определенная органи­зация действий, определенные материальные средства, определенная организация запоминаемого материала. Профессор М.И.Еникеев рассматривает условия успешного запоминания в связи с формами памяти – непроизвольной и произвольной. Если человек не ставит специальную цель запомнить, то по его утверждению лучше всего запоминается следующее:

 

  • сильные значимые раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора); все то, что вызывает повышенную ориен­тировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
  • раздражители, наиболее значимые для дан­ного индивидуума (например, профессио­нально значимые предметы);
  • раздражители, имеющие особую эмоцио­нальную окраску;
  • то, что более всего связано с потребностя­ми данного человека, что является объек­том активной деятельности (так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоми­наются непроизвольно и прочно).

Условиями же произвольного запоминания являются:

  • осознание значимости и смысла изучаемого материала;
  • выявление его структуры, логической вза­имосвязи частей и элементов, семантичес­кая и пространственная группировка мате­риала;
  • выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
  • содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
  • эмоционально-эстетическая насыщенность материала;
  • возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
  • установка на необходимость воспроизведе­ния данного материала в определенных ус­ловиях.

Исследователями замечено, что успешнее запоминается тот материал, ко­торый выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.(7) Объяснение непонятной или пугающей ситуации, ар­гументы, помогающие реципиенту в споре, информация, поддерживающая его социальный престиж, неизменно оказываются объектами наиболее прочного запоминания.

Лучше запоминаются материалы, уже обсуждавшиеся когда-то и продублированные иными СМИ. Так, легко поддается запоми­нанию содержание телевизионной передачи, воспринятой накануне, если в утренней газете был прочитан репортаж о том же событии или были услышаны новые подробно­сти в утреннем выпуске последних известий по радио.

Иногда фактором непроизвольного запоминания стано­вятся второстепенные детали — шрифт заголовка, не­обычное слово в нем, фотоиллюстрация, резкие тени па лице персонажа телеспектакля, металлические потки в голосе диктора. Нередко цепь ассоциаций, ведущих к за­поминанию информации, вызывает впечатление, которое возникло при восприятии.

Непроизвольное запоминание дает высокую продуктивность в случаях предоставления аудиториям информации, разре­шающей какую-либо проблему, подтверждающей опасе­ния, указывающей выход из затруднения, порождающей эмоциональную разрядку или эмоциональное пережи­вание.

Увеличение продуктивности непроизвольного запоминания вызывает и своеобразный ориентировочный рефлекс на что-то но­вое. Эта закономерность открывает широкие перспективы для наполнения продукции СМИ, которые содержат собственно информацию, т. е. безусловно новое, непознанное и под­лежащее познанию из-за ценности, которую это новое представляет в силу тех или иных причин. Однако ориен­тировочный рефлекс на новизну вызывает умственную активность и повышение продуктивности непроизвольного запоминания при наличии у реципиента возможности найти сходство и различие с чем-то знакомым. Первые такты хорошо знакомой мелодии «Широка страна моя родная», использовавшейся в виде позывных Москов­ским радио во внутреннем вещании в годы Великой Оте­чественной войны, были быстро запомнены многомиллионными аудиториями как знак следующего за ними важного сообщения Совинформбюро. Они неизменно вызывали ориентировочный рефлекс на новизну, готов­ность к восприятию и непроизвольному запоминанию зна­чительных объемов информации, удовлетворяющей са­мые насущные психические нужды населения страны.

Максимальный мнемическийэффект в непроизволь­ном запоминании достигается в тех случаях, когда ум­ственные действия реципиентов информации организуют­ся в такую систему, где результат предшествующей операции, например чтение и понимание привычной рубрики в газете, включается в последующую — чтение самого материала под этой рубрикой. Предположение читателя о содержании статьи под знакомой рубрикой включается в следующее действие — проверку данного предположе­ния в ходе чтения для реализации цели осуществляемого действия.

 

По особенностям образующихся в процессе запоминания связей различают логическое и механическое запоминание. Логическое запоминание опирается прежде всего на логические приемы ор­ганизации материала, осмысливание запоминаемого материала опре­деленным образом, на глубокое проникновение в смысл явлений или предметов. В процессе его предмет, явление делятся на составные части, раскрываются их внутренние связи и зависимости, вы­деляется существенное, новые знания соединяются со ста­рыми. Происходит своеобразная систематиза­ция и классификация сведений, выявление причин и следствий. Эти логические приемы и мыслительная сторона составляют ведущую сторону запоминания.Наиболее богаты и прочны смысловые связи (вторая сиг­нальная система). Их можно активизировать, проводя анализ с помощью устной и письменной речи. Особенно полезно со­ставление плана, выделение частей, подбор заголовков, нуме­рация. Все это стимулирует и дисциплинирует процессы мыш­ления и памяти.

Механическое запоминание используется при запоминании дета­лей всего логического целого (исторические даты, номера телефонов, адреса, отдельные иностранные слова и т.д.). При механическом запоминании образуются преимущественно, ассоциации по смежности, то есть то или иное событие запоминается потому, что оно идет вслед за дру­гим или находится рядом с другим. Внутренние, существен­ные зависимости при этом не вскрываются, связи бедны. По­этому для прочного запоминания требуются многократные по­вторения.

Процесс механического запоминания скучен. Кроме того, применение знаний, полученных таким путем, в новой обста­новке всегда сопряжено с трудностями и ошибками. В этом недостатки механического запоминания. Механическое запоми­нание полезно лишь при включении в известную систему логического запоминания, в противном случае оно превращается в формальное на­таскивание, в «зубрежку». Вместе с тем нужно указать и на то, что логическое запоминание опирается на механическое запоминание, яв­ляющееся, по выражению Ушинского, «материальной основой» логи­ческой памяти.

 

Память и… плагиат


Когда же мы можем говорить о памяти в собствен­ном смысле этого слова? Тогда, когда возникает образ того, что имело место в прошлом опыте, хотя бы и без отнесения к прошло­му, т. е. образ возникает без актуального воздействия. Конечно, если мы представляем себе образ, то, безусловно, созданный когда-то в прошлом, но не обязательно относимый к прошлому. Образ уже сам по себе. И он может использоваться различно. Значит, вот такой образ — это, конечно, элементарная предпосылка памяти.

Но для человеческой памяти этого недостаточно. И об этом свидетельствуют хотя и редкие, но многоговорящие случаи так на­зываемой криптомнезии. Это такое явление, когда человек точно воспроизводит то, что имело место в его прошлом опыте, но обыч­но воспроизводит это как продукт личного творчества, как то, что он сам выдумал.

Случаи криптомнезии неоднократно выявлялись на судебных процессах по обвинению в плагиате. Например, молодой писатель выпустил книжку сказок. Кто-то обнаружил, что в этой книжке есть буквальное повторение текста из произведения другого писателя. Так начался судебный процесс по обвинению в плагиате. Но на суде выяснялось, что автор действительно всё сочинил сам, а не списал у кого-то. Начинали разбираться, как же так произошло. И оказыва­лось, что эти сказки он слышал в раннем детстве, а потом забыл. Став взрослым человеком, он занялся писательской деятельностью, стал сочинять свои сказки. Однако его сочинение сводилось к тому, что он воспроизводил в памяти давно услышанное и хорошо забы­тое. Так вот криптомнезия — это воспроизведение с большими творческими усилиями образов прошлого. Но человек не может оп­ределить, являются ли эти образы продуктом его личного творче­ства.


 

 

Узнавание. Первичным процессом восстановления представлений в со­знании человека является узнавание. Когда перед индивидом вновь появляется предмет, ранее уже восприни­мавшийся, он признает в нем уже бывшее в его опыте или относящиеся к известной категории знакомых ему вещей. Это воспризнание прошлого при непосредственном восприятии предметов, ранее наблюдавшихся, и есть узнавание. Следовательно, узнавание возмож­но как при повторном восприятии того, что было воспринято в про­шлом, являясь как бы составной частью нового восприятия, так и при встрече с объектами новыми, но относящимися к уже известной кате­гории вещей (так называемое категориальное узнавание).

Узнавание может происходить в различных формах, которые отличаются друг от друга прежде всего степенью определенности. Одна из них связана с чувством знакомости, без возможности отождествления узнанного предмета с содержанием предшествующего опыта. Так, например, человек может испыты­вать некоторое смутное, нерасчлененное чувство знакомости объекта, но затрудняемся отождествить этот объект с чем-либо определенным в своей памяти.

Другая форма узнавания характеризуется полной отождествленностью: мы сразу признаем в человеке определенное лицо, относим его к действительным обстоятельствам, в которых его ранее воспри­нимали. Это более или менее полное узнавание, что весьма важно, осуществляется не только в отношении объектов, представления о ко­торых возникли на основе нашего собственного чувственного опыта, но и в еще большей мере в отношении объектов, представления которых возникли на основании описания (узнавание по описанию).

Воспроизведение. Воспроизведением в полном смысле этого слова является намерен­ное воспроизведение представлений, закрепленных как посредством запоминания, так и посредством запечатления. Намереваясь что-ли­бо воспроизвести, например, известные раньше факты, фамилии, стихотворение, событие собственной жиз­ни, технические характеристики увиденного автомобиля человек ставит перед собой соответствующую цель, организует соот­ветствующую деятельность (усилие, произвольное внимание, рабочую установку, позу и т.д.). Таким образом, намеренное воспроизведение не случайный акт, а сознательно организованная деятельность, на­правленная на восстановление нашего прошлого опыта и знаний.

В процессе воспроизведения мы как бы перебираем все, что может быть связа­но с предметом нашего воспроизведения, пользуясь при этом всеми связями как формальными, так и смысловыми в этих поисках.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что в процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизво­дится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого — в результате мыслительной его переработки — как существеный аспект воспроизведения.

Припоминание. Припоминание представляет собой наиболее сложное выражение намеренного воспроизведения, выражающееся в воспроизведении каких-либо образов не прямо, а опосредственно — че­рез воспроизведение различных связей этого образа и с употреблением специальных приемов. Процесс припо­минания является как бы активной формой борьбы с забыванием, фор­мой активного преодоления забывания.

Продуктивным приемом является намеренное вызывание таких ассоциаций, которые косвенным путем могут привести к припоминанию необходимого материала. В чеховской «Лошадиной фа­милии» мастерски изображен анекдотический случай припоминания посредством «перебирания» в памяти всего сходного или связанного с фамилией, которую пытался вспомнить незадачливый герой рассказа.

Различают три вида ассоциаций.

  • Ассоциация по смежности - элементар­ный вид связи без существенной переработки информации.
  • Ассоциация по контрасту - связь двух противоположных явлений. Этот вид связи основан уже на логическом приеме противо­поставления.
  • Ассоциации по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоми­нает другую, сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки по­лученной информации, выделения существен­ных признаков воспринимаемого объекта, его обобщения и сопоставления с тем, что хранит­ся в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциа­ции по сходству - один из существенных меха­низмов мышления, основа логической памяти.

 

Воспоминание — это воспроизведенный образ, снабженный временным знаком, это датированное представление, отнесенное более или менее точно к определенному мо­менту времени в истории нашей жизни.

Воспо­минание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Вос­поминание включает осознание отношения воспроизведенного образа к тому прошло­му, которое оно воспроизводит.

С.Л.Рубинштейн считал, что эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования лично­сти. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Эта историческая память — основа единства нашего личного сознания.

Продуктивность воспоминания зависит от первоначальной его осмысленности, ассоциативной соотнесенности, смысловой значимости и эмоциональной насыщенности, от использования мнемонических приемов запоминания.

Сохранение и забывание. Сохранение- процесс памяти, состоя­щий в удержании воспринятой информации и проявляющийся в воспроизведении и узнава­нии.

Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения, и включает в себя многообразные способы переработки материала. На процесс сохранения очень влияет система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций. Например, известный прием заучивания числа 3,1415926536, выражающего величину «p » с помощью двустишия «кто и шутя и скоро пожелает пи узнать, число уже знает», где число букв в словах соответствует цифрам этого числа. Раз­личается активное и пассивное сохранение. При актив­ном сохранении материал запоминания подвергается личностной реконструкции, включается в но­вые семантические связи. Сохранение зависит от систе­мы мер, предупреждающих забывание (устра­нение ретроактивного и проактивного торможе­ния, систематическая актуализация и др.).

 

Табл. 1. Ход забывания логически не связанного, не осмысленного материала по исследованию Эббингауза

  После     30 мин.   1 часа   9 часов   1 дня   2 дней   3 дней   31 дня
  Сохранилось (в %)     59,2   44,2   35,8   33,7   27,8   25,4   21,1

Выучив некоторый материал, Эббингауз по прошествии определенного времени, в течение которого этот материал частично забывался, приступал к его доучиванию. Величина сохранившегося определя­лась следующим образом: бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания и вычислялось процентное отношение этой разности к продолжительности первоначального заучивания. Как видно из таблицы, главная потеря падает на первые 1—2 суток и особенно на первые полчаса — час; при этом общая утрата очень значительна: по истечении 2 суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть (27,8%).

Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание - процесс памяти, проявляющийся в неспособности припомнить или узнать либо в ошибочном упоминании и узнавании. Основ­ная закономерность его состоит в быстром ходе забывания непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. Забывание зависит от содержания, объема материала, его эмоциональной окрас­ки, частоты применения, места в структуре деятельности.Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Из этих закономерностей нужно заключить, что особенно важно об­ращать внимание на процесс закрепления сразу же после заучивания, как можно шире и разнообразнее применяя с этой целью воспроизве­дение и самоконтроль. Чтобы сделать показания памяти достоверными необходимо воспитание у человека самоконтро­ля в отношении воспроизведения и воспитание навыков длительного сохранения знаний.

Важнейшее значение в этом отношении имеет целевая установка и намерение что-либо вспомнить или что-нибудь забыть (устаревшее, ненужное, неприятное и т.д.).

Большое значение для борьбы с непроизвольным забыванием име­ет правильная логическая организация запоминаемого материала, осо­бенно его систематизация, объединение известной общей идеей, вопло­щение его в соответствующую содержанию речевую форму, использо­вание технических приемов (схематизация и фиксация материала).

 

«Начинать нужно не с запоминания, а с осмысления…»

(Из лекции известного психолога П.Я.Гальперина)


… Если вы имеете текст, который хотите выу­чить наизусть, что вы должны сделать? Например, вам нужно знать квинтэссенцию учения Маркса, которая дана в предисловии к его «Критике политической экономии» (1859). Эта страница начинает­ся словами: «Общий результат, к которому я пришел и который по­служил затем руководящей нитью во всех моих дальнейших иссле­дованиях, нужно формулировать следующим образом...» — и далее идет формулировка марксовой философии истории. Эта страница написана сплошным убористым текстом, без красных строк. Если вы будете его просто прочитывать и даже повторять, то большой материал так не одолеете. Нужно рационально обработать матери­ал, чтобы воспроизвести его не только по смыслу, но и по букваль­ной форме, т. е. если вы заучиваете страницу, то не для того, чтобы по смыслу помнить, а для того, чтобы точно воспроизвести и потом опираться на эти слова.. Начинать нужно не с запоминания, а с осмысления. А осмысле­ние с чего начинать? Это тоже не простая вещь, так как смысл ведь не всегда явно выступает. А какой смысл в этой знаменитой страни­це, где дана основная модель философии истории, по крайней мере, той истории, которая охватывает предысторию человеческого об­щества? А смысл вот в чем. Ведь во времена Маркса и ранее была масса попыток перестройки, изменения общественного строя, и они все исходили из ложных представлений, все кончались неудачами и громадными жертвами. У Маркса есть одно положение, что человек, который берет на себя право указывать другим путь, не имеет пра­ва ничего делать, не разобравшись, так как это может привести к большим жертвам. Надо знать, ради чего приносить жертвы. Ведь цели могут оказаться ложными. Так вот, там есть замечательные слова, что человечество ставит себе такие задачи, какие оно может решить, потому, что материальные средства для их разрешения или уже существуют, или находятся в процессе становления.

Чтобы запомнить что бы то ни было, нужно, чтобы в этом была потребность. Но есть специфика потребности. Если вы хотите что-то запомнить для того только, чтобы получить на экзамене пятерку, то этот стимулятор на память действует плохо. Память должна быть заинтересована в предмете. Предмет, взятый для запоминания, дол­жен быть такой, чтобы ради него стоило работать. Если такая по­требность создана, после этого нужно структурировать материал, хотя он вам уже дан. Очень интересно, что эта знаменитая марксовская страница написана сплошным текстом, даже без красных строк, а между тем в ней четко выделяется очень жесткая смысловая схема. Вначале он указывает на то, что составляет экономическую структуру общества, его базис, потом говорит, что эта структура не остается постоянной, а на определенной ступени развития общества производительные силы вступают в противоречие с производствен­ными отношениями. Вот почему общество не стоит на месте, вот почему возникают внутренние противоречия.

Потом следует целый абзац о социальной революции, о том, как следует анализировать такие эпохи. Приведены знаменитые сло­ва: как нельзя об отдельном человеке судить даже по тому, что он о себе думает, а не только по тому, что' он о себе говорит, так нельзя и об эпохе судить по ее сознанию, наоборот, ее сознание можно объяснить материальными противоречиями, реальным конфликтом. Затем — знаменитое указание на то, что общество ставит себе только те задачи,/для решения которых есть материальные условия. Затем — очень краткое перечисление всех существовавших спосо­бов производства. Затем — характеристика буржуазного способа производства как последней эпохи антагонистических производ­ственных отношений, указание на то, что это не личностный, а об­щественный антагонизм.

После того как вы провели подобное смысловое разделение, вы должны переписать эту страницу заново, выделить красными стро­ками абзацы. И вот когда вы эту задачу структурирования материа­ла выполните, можно переходить к основной задаче — буквальному воспроизведению. Вы делаете это таким образом, что, имея перед собой схему, ориентировочную основу действия воспроизведения, вы затем пытаетесь воспроизвести сначала маленький отрезок, не глядя на текст, потом смотрите, так ли вы воспроизвели или не так. И если не так выразили ту же мысль, но другими словами, вы не должны просто отбросить эту ошибку, а должны установить, в чем же детальная разница между тем, что вы сказали, и тем, что сказано в оригинальном тексте, т. е. ошибки нельзя отбрасывать, их нужно использовать для более тонкой дифференциации оттенков смысла. Тогда вы уже повторяете фразу с учетом этого особенного оттенка, который вы выделили и подчеркнули при исправлении своей пре­жней ошибки. Так вы и действуете: постепенно, абзац за абзацем восстанавливаете всю тончайшую ткань произведения. Любого произ­ведения — словесного или музыкального.

Таким образом вы проводите анализ этого произведения до мельчайших оттенков любого выражения: почему у автора сказано так, а не иначе, хотя иногда кажется, что иначе сказать было бы лучше. Но это вы так думаете, а автор думал иначе. Все здесь идет по той же схеме. Ведь вы имеете текст и схему текста. Вы восстанавли­ваете текст вначале по схеме, затем вы схему закрываете, но отчет­ливо имеете ее в виду. И так до тех пор, пока восстановление не начнет идти быстро, и вы уже не думаете о схеме, но действуете по ней же; т. е. здесь мы видим ту же самую процедуру поэтапного формирования, в конце которого ориентировочная основа, создан­ная как самостоятельный момент, из вашего сознания исчезает, и у вас происходит свободное, как бы автоматическое воспроизведение основного текста, т. е. в конце получается то, чего мы ошибочно хотим добиться в самом начале.

(П.Я.Гальперин. Лекции по психологии. М.,2007. С.367 – 369.)



Было бы неправильно, однако, думать, что всякое забывание имеет отрицательное значение; наоборот, необходимо забывать то, что отжи­ло, устарело, неправильно, тормозит настоящее знание; полезно «раз­гружать» память от мелочей, лишних незначительных фактов и т.д.; полезно, наконец, временно «забывать» и нужный материал, «пере­кладывая» его из головы в тетрадь или записную книжку, и запоми­нать новый материал. Практически такое забывание полезно и имеет большое значение для общего развития памяти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: