Несмотря на то, что современная техника все больше и больше освобождает нас от необходимости запоминать, память остается для журналиста уникальным механизмом, фиксирующим факты, события, явления. Писатель К. Паустовский считал, что память не только хранит материал, но и просеивает его, задерживая и отбирая в нем самое ценное. Пaмять - однa из психических функций и видов умственной деятельности, преднaзнaченнaя сохрaнять, нaкaпливaть и воспроизводить информaцию. Блaгодaря пaмяти мы используем в повседневной жизни опыт других людей и свой собственный. Любой человек каждую минуту начинал бы жизнь сначала, все для него было бы постоянно новым, неизвестным, он не был бы способен представлять что-либо и вообще накапливать опыт, если бы не обладание им памятью. Память — это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельности. Памятью называют свойство человеческого сознания запечатлевать, хранить и в нужный момент воспроизводить ранее воспринятое, продуманное, пережитое, сделанное.
Формы памяти
По форме память бывает непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная). Преднамеренное запечатление информации и сохранение ее в памяти, характерное для большинства видов организованной человеческой деятельности, в массовых информационных процессах ограничивается лишь сообщениями, представляющими для аудитории утилитарный интерес (сообщения бюро прогнозов, объявления о движении транспорта, извещения о выставках и другие справочные материалы). Однако удельный вес такого рода информации в общем объеме продукции прессы, радио, телевидения слишком мал, чтобы можно было говорить о большой роли преднамеренного запоминания ее в ходе умственной переработки. Подавляющая часть продукции средств массовой информации является предметом непроизвольного запоминания. Этой закономерности подчиняется вся информация, удовлетворяющая каким-либо образом испытываемые людьми психические нужды — поддержку во мнении по спорному вопросу, подкрепление престижа социальной группы индивида, эмоциональную разрядку, познавательное или эстетическое обогащение и т. п.
|
Вывод о преимущественно непроизвольном запоминании информации, поступающей к людям через СМИ, очень важен для практики журналистской деятельности. Он ориентирует журналистов на такой выбор и обработку информации, чтобы она благодаря своему содержанию и форме оставляла в памяти впечатление испытанного удовлетворения и формировала необходимую установку относительно ее объекта. От журналистов это обстоятельство требует знания механизмов непроизвольного запоминания. Успех их деятельности в значительной степени зависит от того, имеют ли они сколько-нибудь целостное представление о системе умственных действий, которые в конечном итоге приводят к созданию непроизвольного мнемического продукта и дают искомый эффект воздействия. Знание психологии памяти— важный инструмент, с помощью которого можно добиться лучшего запоминания и прочного закрепления знаний, преподносимых аудиториям.
Процессы памяти
Память характеризуется такими процессами, как запечатление, запоминание, узнавание, воспроизведение, воспоминание, сохранение и забывание.
|
Запечатление. Представления образуются в сознании человека как произвольно (намеренно), так и непроизвольно(ненамеренно). Термин «запечатление» - это ненамеренно образующиеся представления.Будучи зависимым от чувственных образов (ощущения и восприятия), запечатление всегда носит определенный чувственный характер, т. е. зрительный, слуховой, двигательный, обонятельно-вкусовой, болевой и т. д. Следовательно, запечатление является важным механизмом, позволяющим уяснить природу зрительной, слуховой, двигательной и других элементарных видов памяти.
Будучи зависимым от эмоциональной возбудимости человека, запечатление определяется эмоциональным отношением человека к впечатлениям, силой эмоционального последствия этих впечатлений и т.д. Иначе говоря, запечатление — основа эмоциональной памяти. «Нужно считать неоправданной ту недооценку запечатления, эмоциональной памяти, которая имеется в современной психологии, - подчеркивал Б.Г.Ананьев. - Способность к запечатлению, т. е. к эмоциональной памяти, нужно развивать определенным образом, создавать условия для ее развития, и тогда эмоциональная память выступит средством психического развития».
Запоминание. В отличие от запечатления, запоминание (намеренно образующиеся представления) представляет собой процесс, определяемый специальной целью — закрепить на известное время данное знание, сохранить его на будущее. Запоминание, по Б.Г.Ананьеву, предполагает сложный ряд:
а) образование намерения и постановку цели запоминания;
б) определенную организацию деятельности — в соответствии с поставленной целью (установка на заучивание, произвольное внимание, волевое усилие);
|
в) подбор средств, способствующих закреплению (составление записей, схем и т.д.);
г) организацию повторений закрепляемого материала и т. д.
Таким образом, запоминание представляет деятельность, а не только субъективное состояние. Для запоминания необходимы определенная организация действий, определенные материальные средства, определенная организация запоминаемого материала. Профессор М.И.Еникеев рассматривает условия успешного запоминания в связи с формами памяти – непроизвольной и произвольной. Если человек не ставит специальную цель запомнить, то по его утверждению лучше всего запоминается следующее:
- сильные значимые раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора); все то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
- раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);
- раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
- то, что более всего связано с потребностями данного человека, что является объектом активной деятельности (так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно).
Условиями же произвольного запоминания являются:
- осознание значимости и смысла изучаемого материала;
- выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;
- выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
- содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
- эмоционально-эстетическая насыщенность материала;
- возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
- установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.
Исследователями замечено, что успешнее запоминается тот материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.(7) Объяснение непонятной или пугающей ситуации, аргументы, помогающие реципиенту в споре, информация, поддерживающая его социальный престиж, неизменно оказываются объектами наиболее прочного запоминания.
Лучше запоминаются материалы, уже обсуждавшиеся когда-то и продублированные иными СМИ. Так, легко поддается запоминанию содержание телевизионной передачи, воспринятой накануне, если в утренней газете был прочитан репортаж о том же событии или были услышаны новые подробности в утреннем выпуске последних известий по радио.
Иногда фактором непроизвольного запоминания становятся второстепенные детали — шрифт заголовка, необычное слово в нем, фотоиллюстрация, резкие тени па лице персонажа телеспектакля, металлические потки в голосе диктора. Нередко цепь ассоциаций, ведущих к запоминанию информации, вызывает впечатление, которое возникло при восприятии.
Непроизвольное запоминание дает высокую продуктивность в случаях предоставления аудиториям информации, разрешающей какую-либо проблему, подтверждающей опасения, указывающей выход из затруднения, порождающей эмоциональную разрядку или эмоциональное переживание.
Увеличение продуктивности непроизвольного запоминания вызывает и своеобразный ориентировочный рефлекс на что-то новое. Эта закономерность открывает широкие перспективы для наполнения продукции СМИ, которые содержат собственно информацию, т. е. безусловно новое, непознанное и подлежащее познанию из-за ценности, которую это новое представляет в силу тех или иных причин. Однако ориентировочный рефлекс на новизну вызывает умственную активность и повышение продуктивности непроизвольного запоминания при наличии у реципиента возможности найти сходство и различие с чем-то знакомым. Первые такты хорошо знакомой мелодии «Широка страна моя родная», использовавшейся в виде позывных Московским радио во внутреннем вещании в годы Великой Отечественной войны, были быстро запомнены многомиллионными аудиториями как знак следующего за ними важного сообщения Совинформбюро. Они неизменно вызывали ориентировочный рефлекс на новизну, готовность к восприятию и непроизвольному запоминанию значительных объемов информации, удовлетворяющей самые насущные психические нужды населения страны.
Максимальный мнемическийэффект в непроизвольном запоминании достигается в тех случаях, когда умственные действия реципиентов информации организуются в такую систему, где результат предшествующей операции, например чтение и понимание привычной рубрики в газете, включается в последующую — чтение самого материала под этой рубрикой. Предположение читателя о содержании статьи под знакомой рубрикой включается в следующее действие — проверку данного предположения в ходе чтения для реализации цели осуществляемого действия.
По особенностям образующихся в процессе запоминания связей различают логическое и механическое запоминание. Логическое запоминание опирается прежде всего на логические приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материала определенным образом, на глубокое проникновение в смысл явлений или предметов. В процессе его предмет, явление делятся на составные части, раскрываются их внутренние связи и зависимости, выделяется существенное, новые знания соединяются со старыми. Происходит своеобразная систематизация и классификация сведений, выявление причин и следствий. Эти логические приемы и мыслительная сторона составляют ведущую сторону запоминания.Наиболее богаты и прочны смысловые связи (вторая сигнальная система). Их можно активизировать, проводя анализ с помощью устной и письменной речи. Особенно полезно составление плана, выделение частей, подбор заголовков, нумерация. Все это стимулирует и дисциплинирует процессы мышления и памяти.
Механическое запоминание используется при запоминании деталей всего логического целого (исторические даты, номера телефонов, адреса, отдельные иностранные слова и т.д.). При механическом запоминании образуются преимущественно, ассоциации по смежности, то есть то или иное событие запоминается потому, что оно идет вслед за другим или находится рядом с другим. Внутренние, существенные зависимости при этом не вскрываются, связи бедны. Поэтому для прочного запоминания требуются многократные повторения.
Процесс механического запоминания скучен. Кроме того, применение знаний, полученных таким путем, в новой обстановке всегда сопряжено с трудностями и ошибками. В этом недостатки механического запоминания. Механическое запоминание полезно лишь при включении в известную систему логического запоминания, в противном случае оно превращается в формальное натаскивание, в «зубрежку». Вместе с тем нужно указать и на то, что логическое запоминание опирается на механическое запоминание, являющееся, по выражению Ушинского, «материальной основой» логической памяти.
Память и… плагиат
Когда же мы можем говорить о памяти в собственном смысле этого слова? Тогда, когда возникает образ того, что имело место в прошлом опыте, хотя бы и без отнесения к прошлому, т. е. образ возникает без актуального воздействия. Конечно, если мы представляем себе образ, то, безусловно, созданный когда-то в прошлом, но не обязательно относимый к прошлому. Образ уже сам по себе. И он может использоваться различно. Значит, вот такой образ — это, конечно, элементарная предпосылка памяти.
Но для человеческой памяти этого недостаточно. И об этом свидетельствуют хотя и редкие, но многоговорящие случаи так называемой криптомнезии. Это такое явление, когда человек точно воспроизводит то, что имело место в его прошлом опыте, но обычно воспроизводит это как продукт личного творчества, как то, что он сам выдумал.
Случаи криптомнезии неоднократно выявлялись на судебных процессах по обвинению в плагиате. Например, молодой писатель выпустил книжку сказок. Кто-то обнаружил, что в этой книжке есть буквальное повторение текста из произведения другого писателя. Так начался судебный процесс по обвинению в плагиате. Но на суде выяснялось, что автор действительно всё сочинил сам, а не списал у кого-то. Начинали разбираться, как же так произошло. И оказывалось, что эти сказки он слышал в раннем детстве, а потом забыл. Став взрослым человеком, он занялся писательской деятельностью, стал сочинять свои сказки. Однако его сочинение сводилось к тому, что он воспроизводил в памяти давно услышанное и хорошо забытое. Так вот криптомнезия — это воспроизведение с большими творческими усилиями образов прошлого. Но человек не может определить, являются ли эти образы продуктом его личного творчества.
Узнавание. Первичным процессом восстановления представлений в сознании человека является узнавание. Когда перед индивидом вновь появляется предмет, ранее уже воспринимавшийся, он признает в нем уже бывшее в его опыте или относящиеся к известной категории знакомых ему вещей. Это воспризнание прошлого при непосредственном восприятии предметов, ранее наблюдавшихся, и есть узнавание. Следовательно, узнавание возможно как при повторном восприятии того, что было воспринято в прошлом, являясь как бы составной частью нового восприятия, так и при встрече с объектами новыми, но относящимися к уже известной категории вещей (так называемое категориальное узнавание).
Узнавание может происходить в различных формах, которые отличаются друг от друга прежде всего степенью определенности. Одна из них связана с чувством знакомости, без возможности отождествления узнанного предмета с содержанием предшествующего опыта. Так, например, человек может испытывать некоторое смутное, нерасчлененное чувство знакомости объекта, но затрудняемся отождествить этот объект с чем-либо определенным в своей памяти.
Другая форма узнавания характеризуется полной отождествленностью: мы сразу признаем в человеке определенное лицо, относим его к действительным обстоятельствам, в которых его ранее воспринимали. Это более или менее полное узнавание, что весьма важно, осуществляется не только в отношении объектов, представления о которых возникли на основе нашего собственного чувственного опыта, но и в еще большей мере в отношении объектов, представления которых возникли на основании описания (узнавание по описанию).
Воспроизведение. Воспроизведением в полном смысле этого слова является намеренное воспроизведение представлений, закрепленных как посредством запоминания, так и посредством запечатления. Намереваясь что-либо воспроизвести, например, известные раньше факты, фамилии, стихотворение, событие собственной жизни, технические характеристики увиденного автомобиля человек ставит перед собой соответствующую цель, организует соответствующую деятельность (усилие, произвольное внимание, рабочую установку, позу и т.д.). Таким образом, намеренное воспроизведение не случайный акт, а сознательно организованная деятельность, направленная на восстановление нашего прошлого опыта и знаний.
В процессе воспроизведения мы как бы перебираем все, что может быть связано с предметом нашего воспроизведения, пользуясь при этом всеми связями как формальными, так и смысловыми в этих поисках.
С.Л.Рубинштейн отмечал, что в процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого — в результате мыслительной его переработки — как существеный аспект воспроизведения.
Припоминание. Припоминание представляет собой наиболее сложное выражение намеренного воспроизведения, выражающееся в воспроизведении каких-либо образов не прямо, а опосредственно — через воспроизведение различных связей этого образа и с употреблением специальных приемов. Процесс припоминания является как бы активной формой борьбы с забыванием, формой активного преодоления забывания.
Продуктивным приемом является намеренное вызывание таких ассоциаций, которые косвенным путем могут привести к припоминанию необходимого материала. В чеховской «Лошадиной фамилии» мастерски изображен анекдотический случай припоминания посредством «перебирания» в памяти всего сходного или связанного с фамилией, которую пытался вспомнить незадачливый герой рассказа.
Различают три вида ассоциаций.
- Ассоциация по смежности - элементарный вид связи без существенной переработки информации.
- Ассоциация по контрасту - связь двух противоположных явлений. Этот вид связи основан уже на логическом приеме противопоставления.
- Ассоциации по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую, сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, его обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству - один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.
Воспоминание — это воспроизведенный образ, снабженный временным знаком, это датированное представление, отнесенное более или менее точно к определенному моменту времени в истории нашей жизни.
Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведенного образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит.
С.Л.Рубинштейн считал, что эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Эта историческая память — основа единства нашего личного сознания.
Продуктивность воспоминания зависит от первоначальной его осмысленности, ассоциативной соотнесенности, смысловой значимости и эмоциональной насыщенности, от использования мнемонических приемов запоминания.
Сохранение и забывание. Сохранение- процесс памяти, состоящий в удержании воспринятой информации и проявляющийся в воспроизведении и узнавании.
Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения, и включает в себя многообразные способы переработки материала. На процесс сохранения очень влияет система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций. Например, известный прием заучивания числа 3,1415926536, выражающего величину «p » с помощью двустишия «кто и шутя и скоро пожелает пи узнать, число уже знает», где число букв в словах соответствует цифрам этого числа. Различается активное и пассивное сохранение. При активном сохранении материал запоминания подвергается личностной реконструкции, включается в новые семантические связи. Сохранение зависит от системы мер, предупреждающих забывание (устранение ретроактивного и проактивного торможения, систематическая актуализация и др.).
Табл. 1. Ход забывания логически не связанного, не осмысленного материала по исследованию Эббингауза
После | 30 мин. | 1 часа | 9 часов | 1 дня | 2 дней | 3 дней | 31 дня |
Сохранилось (в %) | 59,2 | 44,2 | 35,8 | 33,7 | 27,8 | 25,4 | 21,1 |
Выучив некоторый материал, Эббингауз по прошествии определенного времени, в течение которого этот материал частично забывался, приступал к его доучиванию. Величина сохранившегося определялась следующим образом: бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания и вычислялось процентное отношение этой разности к продолжительности первоначального заучивания. Как видно из таблицы, главная потеря падает на первые 1—2 суток и особенно на первые полчаса — час; при этом общая утрата очень значительна: по истечении 2 суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть (27,8%).
Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание - процесс памяти, проявляющийся в неспособности припомнить или узнать либо в ошибочном упоминании и узнавании. Основная закономерность его состоит в быстром ходе забывания непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. Забывание зависит от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения, места в структуре деятельности.Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Из этих закономерностей нужно заключить, что особенно важно обращать внимание на процесс закрепления сразу же после заучивания, как можно шире и разнообразнее применяя с этой целью воспроизведение и самоконтроль. Чтобы сделать показания памяти достоверными необходимо воспитание у человека самоконтроля в отношении воспроизведения и воспитание навыков длительного сохранения знаний.
Важнейшее значение в этом отношении имеет целевая установка и намерение что-либо вспомнить или что-нибудь забыть (устаревшее, ненужное, неприятное и т.д.).
Большое значение для борьбы с непроизвольным забыванием имеет правильная логическая организация запоминаемого материала, особенно его систематизация, объединение известной общей идеей, воплощение его в соответствующую содержанию речевую форму, использование технических приемов (схематизация и фиксация материала).
«Начинать нужно не с запоминания, а с осмысления…»
(Из лекции известного психолога П.Я.Гальперина)
… Если вы имеете текст, который хотите выучить наизусть, что вы должны сделать? Например, вам нужно знать квинтэссенцию учения Маркса, которая дана в предисловии к его «Критике политической экономии» (1859). Эта страница начинается словами: «Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью во всех моих дальнейших исследованиях, нужно формулировать следующим образом...» — и далее идет формулировка марксовой философии истории. Эта страница написана сплошным убористым текстом, без красных строк. Если вы будете его просто прочитывать и даже повторять, то большой материал так не одолеете. Нужно рационально обработать материал, чтобы воспроизвести его не только по смыслу, но и по буквальной форме, т. е. если вы заучиваете страницу, то не для того, чтобы по смыслу помнить, а для того, чтобы точно воспроизвести и потом опираться на эти слова.. Начинать нужно не с запоминания, а с осмысления. А осмысление с чего начинать? Это тоже не простая вещь, так как смысл ведь не всегда явно выступает. А какой смысл в этой знаменитой странице, где дана основная модель философии истории, по крайней мере, той истории, которая охватывает предысторию человеческого общества? А смысл вот в чем. Ведь во времена Маркса и ранее была масса попыток перестройки, изменения общественного строя, и они все исходили из ложных представлений, все кончались неудачами и громадными жертвами. У Маркса есть одно положение, что человек, который берет на себя право указывать другим путь, не имеет права ничего делать, не разобравшись, так как это может привести к большим жертвам. Надо знать, ради чего приносить жертвы. Ведь цели могут оказаться ложными. Так вот, там есть замечательные слова, что человечество ставит себе такие задачи, какие оно может решить, потому, что материальные средства для их разрешения или уже существуют, или находятся в процессе становления.
Чтобы запомнить что бы то ни было, нужно, чтобы в этом была потребность. Но есть специфика потребности. Если вы хотите что-то запомнить для того только, чтобы получить на экзамене пятерку, то этот стимулятор на память действует плохо. Память должна быть заинтересована в предмете. Предмет, взятый для запоминания, должен быть такой, чтобы ради него стоило работать. Если такая потребность создана, после этого нужно структурировать материал, хотя он вам уже дан. Очень интересно, что эта знаменитая марксовская страница написана сплошным текстом, даже без красных строк, а между тем в ней четко выделяется очень жесткая смысловая схема. Вначале он указывает на то, что составляет экономическую структуру общества, его базис, потом говорит, что эта структура не остается постоянной, а на определенной ступени развития общества производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями. Вот почему общество не стоит на месте, вот почему возникают внутренние противоречия.
Потом следует целый абзац о социальной революции, о том, как следует анализировать такие эпохи. Приведены знаменитые слова: как нельзя об отдельном человеке судить даже по тому, что он о себе думает, а не только по тому, что' он о себе говорит, так нельзя и об эпохе судить по ее сознанию, наоборот, ее сознание можно объяснить материальными противоречиями, реальным конфликтом. Затем — знаменитое указание на то, что общество ставит себе только те задачи,/для решения которых есть материальные условия. Затем — очень краткое перечисление всех существовавших способов производства. Затем — характеристика буржуазного способа производства как последней эпохи антагонистических производственных отношений, указание на то, что это не личностный, а общественный антагонизм.
После того как вы провели подобное смысловое разделение, вы должны переписать эту страницу заново, выделить красными строками абзацы. И вот когда вы эту задачу структурирования материала выполните, можно переходить к основной задаче — буквальному воспроизведению. Вы делаете это таким образом, что, имея перед собой схему, ориентировочную основу действия воспроизведения, вы затем пытаетесь воспроизвести сначала маленький отрезок, не глядя на текст, потом смотрите, так ли вы воспроизвели или не так. И если не так выразили ту же мысль, но другими словами, вы не должны просто отбросить эту ошибку, а должны установить, в чем же детальная разница между тем, что вы сказали, и тем, что сказано в оригинальном тексте, т. е. ошибки нельзя отбрасывать, их нужно использовать для более тонкой дифференциации оттенков смысла. Тогда вы уже повторяете фразу с учетом этого особенного оттенка, который вы выделили и подчеркнули при исправлении своей прежней ошибки. Так вы и действуете: постепенно, абзац за абзацем восстанавливаете всю тончайшую ткань произведения. Любого произведения — словесного или музыкального.
Таким образом вы проводите анализ этого произведения до мельчайших оттенков любого выражения: почему у автора сказано так, а не иначе, хотя иногда кажется, что иначе сказать было бы лучше. Но это вы так думаете, а автор думал иначе. Все здесь идет по той же схеме. Ведь вы имеете текст и схему текста. Вы восстанавливаете текст вначале по схеме, затем вы схему закрываете, но отчетливо имеете ее в виду. И так до тех пор, пока восстановление не начнет идти быстро, и вы уже не думаете о схеме, но действуете по ней же; т. е. здесь мы видим ту же самую процедуру поэтапного формирования, в конце которого ориентировочная основа, созданная как самостоятельный момент, из вашего сознания исчезает, и у вас происходит свободное, как бы автоматическое воспроизведение основного текста, т. е. в конце получается то, чего мы ошибочно хотим добиться в самом начале.
(П.Я.Гальперин. Лекции по психологии. М.,2007. С.367 – 369.)
Было бы неправильно, однако, думать, что всякое забывание имеет отрицательное значение; наоборот, необходимо забывать то, что отжило, устарело, неправильно, тормозит настоящее знание; полезно «разгружать» память от мелочей, лишних незначительных фактов и т.д.; полезно, наконец, временно «забывать» и нужный материал, «перекладывая» его из головы в тетрадь или записную книжку, и запоминать новый материал. Практически такое забывание полезно и имеет большое значение для общего развития памяти.