В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов.
Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения.
Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества – при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств; в процессе синтезирования фактологических данных и непосредственных впечатлений. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.
Ориентирует в процессе деятельности
По мнению Р.С. Немова, воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Данный автор справедливо отмечает, что «первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, представить не только продукт труда, но и его промежуточные продукты». Исходя из данного положения, можно сказать, что воображение определенным образом ориентирует человека в процессе его деятельности, помогая ему создать некую идеальную модель конечного или промежуточного продукта труда. Это, так называемое, опережающее отражение действительности.
|
Взаимосвязь с мышлением
В силу того, что воображение тесно связано с мышлением, вполне естественно, что в процессе обдумывания плана будущего произведения журналист осуществляет и логический анализ стоящей перед ним проблемы. Но опережающее отражение действительности в воображении и в мышлении происходит по-разному. В первом случае отражение происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений (они могут выступать в виде различных иллюстративных материалов или словесного описания), во втором – путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир.
Таким образом, в осмыслении замысла будущего произведения можно обозначить две системы опережения сознанием результатов журналистской деятельности: образное и понятийное.
Способы стимулирования воображения
Специфика журналистского воображения проявляется не только в предвосхищении будущего результата деятельности. Воображение активно участвует и в выработке новых идей, и в процессе перекомбинирования жизненных впечатлений и образов, и при переносе признаков одного объекта на другие, и в преобразовании прошлого опыта, и при структурной организации материала, когда в отдельных частях будущего текста необходимо увидеть и осознать целостное произведение, и т.д. При этом существуют различные способы стимулирования воображения:
|
1. Перегруппировка событий и фактов (например, отход от хронологического следования за событием) выявляет скрытые причинно-следственные связи между ними.
2. Различная «игра слов» – особенно эффективна при создании новых фразеологических оборотов, каламбуров, метафор, сравнений, аналогий и т.д.
3. Составление разных классификаций и типологий. Как пишет Р. Миле, «воображение развивается при поиске новых типов, общих черт и критериев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют уже известные знания, но служат инструментом разработки нового знания. Оно появляется и в тех случаях, когда словесное описание вы заменяете графическим. В результате выделяются новые связи и структуры. Вы начинаете мыслить точнее и проще».
4. Рассмотрение проблемы под различными углами зрения.
5. Предполагаемый диалог с читателями, оппонентами и критиками ваших взглядов и позиций.
6. Предметное обсуждение темы будущего произведения с коллегами и т.д.
Приемы создания образов
Характеризуя воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах:
1. Агглютинация – элементарная форма синтезирования образов; предполагает «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, сказочные образы – русалка, кентавр, избушка на курьих ножках и т.п.).
|
2. Гиперболизация – характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений (многорукие богини в индийской мифологии, многоголовые драконы и т.д.).
3. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков (дружеский шарж или злые карикатуры).
4. Схематизация – происходит в том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (например, создание художественного орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).
5. Типизация – форма широко используемая в художественной литературе, для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
Данные приемы могут быть активно использованы журналистами в сатирических жанрах журналистики – фельетоне и памфлете, где для достижения комического эффекта используется целый арсенал художественно-изобразительных средств.
Таким образом, воображение в творческом процессе имеет важное значение, связанное не только с предвосхищением результатов труда, но и с активным созданием представлений и образов, отличающихся неожиданными, непривычными сочетаниями и связями, для достижения конечного результата труда.
Контрольные вопросы
1. Что такое воображение?
2. На какие виды подразделяется воображение?
3. Какие функции выполняет воображение?
4. Как проявляется воображение у разных людей?
5. Какую роль играет воображение в творческом процессе?
6. Какие функции выполняет воображение в журналистском творчестве?
7. Как проявляется воображение на различных стадиях журналистского творчества?
8. Каковы способы развития воображения?
9. Какие приемы используются в создании образов?
Литература
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
Брушлинский А.В. Субъективное мышление, учение, воображение. Воронеж, 1996.
Вайнцваг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е. М., 1968.
Галин А.Л. Личность и творчество: психологические этюды. Новосибирск, 1989.
Дудецкий Е.А. Психология воображения. М., Смоленск, 1997.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.,2009.
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
Медведев П.Н. В лаборатории писателя. Л., 1971.
Немов Р.С. Психология. М., 1990.
Милс Р. Интеллектуальное мастерство //Социологические исследования. 1994. № 1.
Пекелес В. Твои возможности, человек. М., 1984.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
Глава 3