Пределы эффективного восприятия




Минимальной предел задержки восприятия. Эти пределы прежде всего ограничиваются минимальной задержкой восприятия, которая составляет временную величину порядка 1/10 — 1/20 секунды и остается более или менее постоянной для всех сенсорных каналов. Ниже этого временного порога восприятие не осуществляется из-за особенностей механизмов нервной системы. Поэтому значительное повышение темпа речи диктора или чрезмерно быстрая смена кадров телевизионного изображения создают физические пределы осознанному восприятию. Также предел восприятию ставит разрешающая способность анализаторов. Напечатанный слишком мел­ким шрифтом текст, работающий в салоне автомобиля мощ­ный динамик дают ощущения,но не восприятие в точном смысле этого слова. Процесс восприятия затормаживает­ся на первичном уровне обнаружения отдельных значи­мых символов, которые невозможно объединить в какое-то связное сообщение, чтобы извлечь из него смысл.

Верхний вре­менной предел. Помимо указанного выше предела минимальной за­держки восприятия существует еще один - верхний вре­менной предел, превышение которого приводит к бы­строму падению эффективности коммуникационного воз­действия либо из-за усталости внимания, либо из-за большого напряжения мыслительной деятельности. Эмпи­рически установлено, что предел эффективного восприя­тия для наиболее значительных или просто захватывающих телевизионных передач составляет в среднем 60 минут. Попытки превышения его даже в серийных телефильмах с острым сюжетом или в передачах типа «КВН» приводили к неудачам из-за усталости внимания и снижения остроты восприятия. Для радио этот предел ограничивается примерно 30 минутами, да и то при условии внесения какого-то разнообразия в струк­туру передачи. Разумеется, приведенные величины пре­делов эффективного восприятия условны, так как в каждом конкретном случае предел зависит от степени насыщенности материала содержанием, от его эмоцио­нальности, актуальности и субъективных моментов вос­приятия.

 

Подпороговое восприятие. Стремление воздействовать на человека напрямую, через его подсознание, выражено в разработке самых различных методов, возникающих на основе современных изощренных скрытых психотехнологий, когда субъект воздействия не осознает ни цель, ни даже факт самого воздействия. Это достигается либо предварительным введением субъекта воздействия в измененное состояние сознания, либо внедрением манипулирующей информации на фоне отвлекающих сообщений прямо в подсознание, минуя этап критического восприятия ее сознанием человека. В востребованное время эта информация по условному сигналу (паролю) с уровня подсознания всплывает в сознании и воспринимается человеком как его собственные мысли и убеждения.

Воздействовать на подсознание человека возможно информационными сигналами различной природы и мощности. Создание средств скрытого воздействия на психику человека увязывается, в первую очередь, с сигналами слабой энергетики, не ощущаемой человеком-мишенью. Сверхслабые энергоинформационные взаимодействия тесно коррелируют с подпороговым восприятием - с субъективно не осознаваемыми, но влияющими на поведение человека процессами восприятия, протекающими как бы "под порогом" сознания. На одном из уровней чувствительности происходит выработка условных рефлексов на неосознаваемые раздражители, лежащих ниже порога ощущений. К таким воздействиям относят суггестивные воздействия. Под суггестией (внушаемостью) понимают определенную склонность подчиняться и изменять поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого внушающего лица.

Существуют и развиваются методы воздействия на сознание человека в присутствии логики, т.е. в обычном состоянии сознания, в "здравом уме". Воздействующий и воздействуемый - оба находятся в обычном состоянии сознания. Воздействие здесь осуществляется скрытно путем навязывания объекту "нужной" информации на фоне потока каких-то других аудио- и видео- сообщений (суггестии). Так, наиболее отработанным приемом акустического воздействия (суггестии) является предъявление стимулов ниже порога слышимости на фоне более громкой маскирующей информации. Такой прием легко обнаруживается. Среди наиболее перспективных методов воздействия аудиосуггестии называются спектральной маскирование и использование музыкальной информации в качестве носителя нужной информации. Широко известным методом визуальной суггестии является "вклеивание" 25-го суггестивного кадра в поток зрительной информации. Суть метода состоит в том, что во время демонстрации фильмов человеческий глаз видит только 24 кадра в минуту, а изображенное на 25-м кадре воспринимается на уровне подсознания. Утверждается, что при этом можно добиться потрясающего эффекта воздействия на ничего не подозревающих зрителей.

Предел несоответствия способов организации информации. Серьезным пределом для восприятия нередко стано­вится несоответствие способов организации информации возможностям реципиентов. Общая закономерность, проявляющаяся здесь, сводится к следующему: чем более элементарны формы поведения аудитории, тем проще должна быть организо­вана обращенная к ней информация и тем меньше она должна быть по объему. Эта зависимость хорошо про­слеживается в СМИ, адресуемых де­тям: никому не придет в голову издавать детские журналы и книги в форме академических изданий, а передачу «Спокойной ночи, малыши!» верстать как телевизионную программу «Время».

Разнородность информационного материала, включаемого в номер газеты или в вещательную программу радио и телевидения, тематическое, жанровое и стилевое его многообразие ставят иногда трудные задачи перед реци­пиентом, который отнюдь не всегда оказывается в со­стоянии охватить своим сознанием всю предлагаемую ему даже одним выпуском продукцию. Испытанным средством преодоления этого затруднения является оформление информационного материала в рубрики, программы, блоки и титры. В газете они организуют внимание, создают изобразительную ритмичность формы, помогают составить читателю рабочую гипотезу относительно со­держания материала и сформировать ожидания, которые определяет его восприятие. В телевидении они привле­кают внимание к самым актуальным событиям дня, организуют зрительские аудитории по интересам, посредством графических заставок и титров настраи­вают аудитории на соответствующее восприятие чере­дующихся в данном обзоре сообщений.

 

Эффект левой части поля зрения. Особенности, присущие тому или иному виду вос­приятия, оставляют свой след в реальных перцептивных процессах. Так, в зрительном восприятии, например, ча­сто проявляется так называемый пространственный эффект, действие которого обнаруживается в тенденции несколько переоценивать объект, находящийся в левой части поля, по сравнению с аналогичным объектом, но находящимся в правой части того же поля. До­казанное экспериментально, это положение нашло себе широкое применение в пропаганде и рекламе за счет по­мещения на левую сторону газетного разворота или стра­ницы более важной для целей коммуникатора информа­ции. Психологически данное явление объясняется тем, что в языках, где чтение текста осуществляется слева направо, навык чтения создаст привычку «очищать» поле зрения именно в этом направлении. Это обстоятельство часто определяет более высокие ставки на рекламу, помещаемую на левой стороне газетного раз­ворота, чем на правой, и отдает предпочтение левой сто­роне разворота при публикации важных в сообщений.

Фактор позиции аудитории. Исследования показали, что восприятие информации помогает инди­виду внутренне подтверждать правильность собственной ориентации относительно усвоенных ценностей. Человеку свойственно искать информацию из источников, которые обычно подтверждают эту правильность и в силу данного обстоятельства пользуются его доверием. Подмечено, что в случаях явной неприемлемости информации, исходя­щей из источника, пользующегося у аудитории авторите­том, обычно возникает тенденция к искажению восприя­тия. Реальное содержание сообщений искажается ауди­торией в направлении приближения к ее первоначальной позиции и к подтверждению правильности своей соци­альной ориентации.

Значение особенностей восприятия применительно к деятельности журналистов переоценить трудно. Оно вооружает журналистов знанием того, как наилучшим образом решать большой ряд задач, свя­занных с организацией информации для ее передачи потребителям. И чем больше сотрудники прессы будут знать о восприятии, тем эффективнее будет деятельность тех, кто выступает в ответственной роли коммуникатора — журналиста с пером, микрофоном или телекамерой.

Контрольные вопросы

1.Что такое восприятие? В чем его особенности?

2. Почему восприятие является связующим звеном между ощущением и мыслью?

3. Какие есть виды восприятия и типы людей с характерными особенностями восприятия?

4.Какое влияние оказывают СМИ на формирование и развитие восприятия?

5.Какова роль специального и неспециального узнавания в воздействии СМИ на аудиторию?

6.В чем сущность предметности восприятия и почему необходимо его учитывать в журналистской практике?

7.Как проявляется правило фигуры и фона в журналистике?

8.Как проявляются требования целостности восприятия к отбору информации?

9.В чем особенности структурного процесса восприятия информации и почему необходимо их учитывать журналисту в своей деятельности?

10.В чем особенности свойства избирательности восприятия и его влияние на усвоение аудиторией «полезного сигнала»?

11. Что такое апперцепция, ее виды и влияние на эффективность информационного воздействия?

12.Константность восприятия и ее использование в деятельности СМИ.

13.Каковы существуют различия в восприятии. Их учет в журналистской практике.

14.Влияние на восприятие функциональных факторов и учет возможности их проявления в журналистской практике.

15.Каковы способы организации информации в СМИ для ее эффективного восприятия аудиторией?

Литература

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2007.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.

Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. СПб, 2000.

Липпман У.Общественное мнение. М., 2004.

Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. СПб., 2008.

Морозов А.В. Деловая психология. М., 2005.

Рощин С.К.Психология и журналистика. М.,1989.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1940.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

 

 

Внимание

«Внимание журналиста в ходе наблюдения распределяется между тремя относительно самостоятельными звеньями происходящего: по мере появления очередной познавательной задачи в его поле зрения оказывается то поведение отдельного человека, то взаимодействие групп людей, то предметно-вещественная среда, на фоне которой разворачиваются события, - говорится в учебнике по основам творческой деятельности журналиста. - Объем наблюдаемого так велик, что зафиксировать данные с необходимой полнотой архи трудно, и это порождает технические сложности…».

Что такое внимание?

Будущему журналисту будет легче разобраться в этих трудностях, если он прежде выяснит для себя вопрос «Что такое внимание?». Внимание – это избирательная направленность сознания на определенный объект, в результате чего он отражается полнее и четче.

Все процессы познания направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мысли человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

Каждый из познавательных процессов имеет свое специфическое содержание. Внимание своего особого содержания не имеет. Во внимании проявляется избирательная направленность всех психических процессов человека, всего сознания. Поэтому его следует рассматривать не как самостоятельный процесс, а как сторону многих психических процессов, всей психики человека. Внимание является одной из предпосылок успеха в журналистской деятельности. Оно является свойством необходимым для специализации в любой сфере журналистики. Для репортера и ведущего ток-шоу, например, важны объем, распределяемость, переключаемость внимания. Для аналитика и публициста – его сосредоточенность. Вот почему знание особенностей внимания и его развитие являются необходимостью для журналиста.

Виды внимания

Внимание бывает непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Непроизвольное внимание. Оно возникает под воздействием внешних и внутренних факторов, независимо от желания человека и часто неожиданно для него. Так, непроизвольное внимание может быть вызвано новизной объекта, его необычностью, большой значимостью для воспринимающего. Непроизвольное внимание не требует волевого усилия, оно не связано с заранее поставленной целью. Оно становится активным в том случае, если сила раздражителей выше чем уровень осознаваемых человеком мыслительных операций, которые он выполняет в конкретный момент времени. Например, звук выстрела, яркая вспышка ночью сразу же привлекает внимание человека. Непроизвольное внимание, вызываемое внешними факторами, чаще бывает вынужден­ным: человек просто не может не заметить некоторые со­бытия в своем окружении, поскольку они обладают ря­дом свойств, которые выступают в роли раздражителей психики человека. Обычно такими свойствами стано­вятся интенсивность, уникальность, движение, повторяемость, контрастность и размер.

Ин­тенсивность. Чем ярче объект или громче звук, тем веро­ятнее индивид прервет свое занятие и сосредоточится на них, чтобы обратить внимание на стимул, попавший в его сенсорное поле. Если такие раздражения выше порога восприятия, то их интенсивность определяет степень со­средоточенности направляемого на них внимания. Яркий свет на большом расстоянии или отдаленный звук автомо­бильного сигнала, разумеется, могут быть восприняты, но их интенсивность оказывается явно недостаточной для того, чтобы сосредоточить на себе внимание. Однако тот же звук автомобильного сигнала, раздавшийся на улице за спиной, или вспышка фар со­здает максимальную концентрацию внимания и вызы­вает реакцию испуга. В массовых информационных процессах интенсив­ность раздражения выражается в броском заголовке крупным шрифтом на газетной полосе, в эмоциональной лексике, в темпе подачи материала по радио и телеви­дению, в его интонационном или изобразительном офор­млении и т. д. Интенсивность раздражения не может по­вышаться до бесконечности. За определенным порогом она перестает быть фактором непроизвольного внима­ния: люди привыкают к высокой степени интенсивности и «не обращают» на нее внимания. Недостаточная интенсивность используемых стимулов может создавать ситуацию полного игнорирования аудиториями предлагаемой информации.

Уникальность. Этим терминомобозначается отли­чие данного раздражения от всего, что заложено в про­шлом опыте человека. Уникальность как фактор внимания широко используется в практике массовой информа­ции, чтобы приковать внимание к своему содержа­нию. Свойством уникально­сти обладает информация:

· о беспрецедентных фактах;

В Древнем Риме, где, по свидетельству Плутарха, в те­чение двух с лишним столетий ни один муж не покинул свою жену, все знали имя Карвилия Спурия — человека, который первым решился на развод. Внимание обще­ства было привлечено к информации об этом исключи­тельном факте, так как он был связан с нарушением об­щественных норм.

· признаки новизны и непривычности;

В силу действия этого факто­ра объект привлекает к себе внимание тем, что он нару­шает привычный фон восприятия. Так, необычная новость, сообщаемая в газетном заголовке, вызывает непроиз­вольное внимание читателя, а непривычно торжественные нотки в голосе радиодиктора, заставляют человека непро­извольно прислушаться к содержание передачи.

 

· резкое изменение в характере раздраже­ний, попадающих в поле восприятия;

Например, возник­шая пауза в речи телевизионного комментатора, убыст­рение или замедление темпа его речи.

 

Движение. Неподвижные объекты часто теряются на окружающем фоне и не привлекают к себе внимания. Неподвижность служит надежным защитным средством, особенно в сочетании с мимикрией (в живой природе) или камуфляжем (в военном деле). Наоборот, подвиж­ность привлекает внимание и вызывает его сосредоточе­ние на движущемся объекте. Даже непо­движное изображение какого-либо движущегося объек­та— снимок прыгуна-лыжника в воздухе, броска врата­ря за мячом и т. д. — неизменно привлекает внимание больше, чем снимки того же лыжника и вратаря в ста­тичных позах.

 

Повторение. Оно действует аналогично движению. Эксперименты показали, что раздраже­ния, даже если они очень слабы, могут благодаря именно повторяемости привлекать непроизвольное внимание. Звонок телефона, неяркая вспышка света, стук в дверь нередко оказываются нераспознанными и не привлекают к себе внимания, если они единичны. Это происходит из-за того, что внимание, занятое каким-либо другим объектом, не было переклю­чено на данное раздражение. В практике массовых ин­формационных процессов повторение играет очень важ­ную роль. С его помощью увеличивают число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию.

 

Контрастность. Непроизвольное внимание легко привлекается и удер­живается с помощью раздражений, которые контрастны по отношению к окружающему фону. Контрастность широко применяется в практике СМИ в виде тематической противополож­ности мнений, расположения информации от имени выдающейся или просто известной личности среди ряда материалов не очень известных авторов или же в виде контрастирующей формы в газетных заголовках, в цветной печати, в звуковом оформлении радиопередач и т. д. На основе контраста построен известный прием мобилизации ресурсов внимания радиослушателей через передачу звука нового по качеству тембра или некоторую остановку звучания вообще.

 

Длительность и размер внимания. Действенным фактором привлечения непроизвольного внимания является увеличение длительности раздражений. Линейные и объемные размеры предметов, отличающиеся от обычных, также неизмен­но привлекают внимание. Большая иллюстрация на газетной полосе, заголовок крупным шрифтом, большие временные рамки в радио- или телевещании неизменно привлекают внимание тех, кому адресована ин­формация. Но беспредельное увеличение размера, также как и длительности раздражения, вместо привлечения внимания может вызвать его утомление.

 

Однако следует заметить, что каждый из внешних факторов, который вызывает непроизвольное внимание, обычно выступает в связи с другими. Свойство контрастности присуще объектам, которые также выделяются своими размерами; то, что отличается размерами, придает одновременно раздраже­нию интенсивность и некоторую уникальность в виде но­визны или необычности. Поэтому, выбирая средства при­влечения внимания к газетному материалу, к радио- или телевизионной программе, следует учитывать разносто­ронность каждого из упомянутых факторов и дозировать их соответственно информационной задаче.

Ю.А.Шерковин считает, что внешние факторы привлечения непроизвольного внимания играют основную роль, но это не значит, что следует игнорировать внутренние факторы, которые вызывают непроизвольное внимание. Особенно это касается информационных потребностей людей. Влияние этой группы факторов на внимание аудитории делает обязательным для журналистов поиск и распространение актуальной информации, т.е. той, которая соответствует психическим нуждам индивидов в данное время. Несоблюдение этого требования выливается в игнорирование «неинтересной» информации.

Опыт людей – знания, представления, установки, стереотипы, навыки, привычки также являются фактором привлечения непроизвольного внимания. К этому относится и конкретный опыт получения информации из данного источника, со­здающий соответствующую установку (на ожидание «интересных» сообщений или, наоборот, на уверенность, что ничего «интересного» из этого источника получить нельзя).

 

Эмоциональная информация активно влияет на привлечение непроизвольного внимания. Случайное обнаружение во фразе, услышан­ной по радио, слов, обозначающих проявление любви, не­нависти, отваги, страха, обаяния, злобы, симпатии, антипатии, иронии и т. д., неизменно привлекает внимание, организует восприятие и заставляет реципиента получить больше информации, чтобы удовлетворить свой интерес. (1)

 

Непроизвольное внимание действует, как правило, непродолжительное время. После этого человек теряет интерес к раздражителю, либо его внимание становится произвольным или послепроизвольным.

 

Произвольное внимание. Это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направляется. С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. В связи с тем, что произвольное внимание обеспечивает сознательную концентрацию человека на внешних объектах или внутренних состояниях, то психологи связывают его с волей. Силой воли человек может удерживать внимание на каком-то объекте длительное время. Также важными факторами, которые обусловливают произвольное внимание относят убеждения и интересы, сознание долга и обязанности. Считается, что если непроизвольное внимание привлекает, в первую очередь, форма преподнесения того или иного материала и его занимательность, то произвольное внимание удерживается значительностью содержания.

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отры­вать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Без сомнения то, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и человек сознательным усилием направляет свое внимание в соответствии с задачами, которые перед ним встают, с целями, которые он себе ставит. По мере того как работа, которой занялся человек и на которую он сначала произвольно направил свое внимание, приобретает для него непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроиз­вольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произ­вольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теорети­ческого отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы.

 

Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь не­произвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем они могут быть, мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамич­ности, благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содер­жания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произволь­ному, во втором — естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному. В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания. (2)

Характерные черты произвольного внимания — его организованность, целенаправленность, повышенная устойчивость. Эти черты делают произвольное внимание фактором эффективности любой деятельности, в том числе и журналистской. В массовом информировании необходимо учитывать такие важные факторы произвольного внимания как интересы (особенно устойчивые), значимость предлагаемой информации, психическое состояние человека.

 

Послепроизвольное внимание. Это внимание, которое возникает вначале как произвольное, а затем функционирует непроизвольно. Так, на лекции, которая кажется неинтересной, вначале студент заставляет себя быть внимательным, а затем, когда он начинает понимать материал, внимание поддерживается непроизвольно. Также человеку, произвольно включившему телевизор, вначале требуется некоторое волевое усилие, чтобы сосредоточить внимание на содержании появившейся на экране программы. Если она заинтересовала его, произвольное внимание станет послепроизвольным, так как человеку не потребуется волевых усилий для того, чтобы заставлять себя вникать в ее содержание.

 

Виды послепроизвольного внимания. Заслуга введения категории «послепроизвольное внимание» в обиход психологической науки принадлежит Н.Ф.Добрынину. Он отметил неоднородность послепроизвольного внимания и выделил два его вида: первый, который поддерживается чувствами; второй - творческим процессом. Послепроизвольное внимание первого вида особенно часто и весьма эффективно реа­лизуется в процессе массовой информации: эмоциональная информация в СМИ не только приковывает к себе внимание аудитории, но и удерживает его.

 

Шерковин Ю.А. предложил дополнить два указанных выше вида послепроизвольного вни­мания еще одним, третьим, — по­слепроизвольным вниманием, которое поддерживается ожиданием от информации эффектов, удовлетворяющих текущие психические нужды индивидов. Этот вид послепроизвольного внимания имеет большое значение для деятельности СМИ. Организация передачи информации таким образом, чтобы она могла вызвать максимум послепропзвольного внимания, — практически неисчерпаемый резерв для повышения эффективности массовых информационных процессов.

 

Все три вида внимания, рассмотренные выше, не отделе­ны непроходимыми перегородками, а, наоборот, взаимо­проникают и поддерживают друг друга. Организуя вни­мание аудиторий к содержанию предлагаемой информа­ции, журналисты должны продумывать способы не только привлечения внимания вообще, но и сохранения его при переходах из одного вида в другой. (3)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: