Простые и сложные восприятия




Процесс восприятия опирается на совокупную работу многих анализаторов. В зависимости от количества анализаторов, участвующих в этом процессе, восприятие принято разделять на простые и сложные.

К простым восприятиям относятся те, которые связаны с работой преимущественно одного анализатора. Следует учитывать, что простое восприятие может быть следствием неточного отражения. Так, имитированное благоустройство населенного пункта к приезду высокопоставленной персоны может быть воспринято как действительное. Именно на этой особенности простого восприятия и были основаны знаменитые «потемкинские деревни».

К сложным восприятиям относятся те, которые связаны с работой зрительного, слухового, обонятельного и других анализаторов одновременно. Примером такого восприятия является восприятие журналистом обстановки экстремальной ситуации (вооруженного конфликта, террористической акции, техногенной катастрофы и т.п.). Здесь представитель СМИ должен воспринять обстановку как можно большим числом органов чувств.

 

Восприятие - связующее звено между ощущением и мыслью

В восприятии присутствуют процессы, характерные для мышления:

· анализ (сведения об отражаемом предмете поступают от различных анализаторов);

· синтез (как следствие совокупной работы анализаторов);

· сравнение (воспринимаемое соотносится с данными прошлого опыта).

Выступая в качестве связующего звена между ощущением и мыслью, восприятие испытывает на себе и обратное влияние мысли. В силу действия этой закономерности рациональное в сознании людей становится важным фактором в организации восприя­тия.

В процессе организации восприятия имеют значение также иррациональные моменты в виде привычек, предрассудков, стереоти­пов, влияния лидеров мнения, престижа ис­точника информации и т. д.

Восприятие, выполняя важнейшую функ­цию связи между ощущением и мыслью, несет в себе признаки обоих. В любом еди­ничном образе восприятия всегда присут­ствует обобщение. Не будь у восприятия этой психологической функции, не было бы возможно само существование журнали­стики. Не было бы возможным превраще­ние частного факта действительности в об­общенную социально значимую мысль, а конкретных признаков события, свойств личности, примет ситуации — в абстрактное умозаключение, соотносимое с ценностями жизни и культуры. Восприятие можно считать мостом, соединяющим ощущения – элементарный познавательный процесс с мышлением – высшим познавательным процессом.

 

Виды восприятия

В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрительное; осязательное; слуховое; кинестетическое; обонятельное; вкусовое; температурное.

Есть три типа людей с характерными для каждого из них особенностями восприятия информации: «визуалы», «аудилы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зренияю. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудилам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». (Некоторые исследователи выделяют еще и четвертый тип – «дискреты» - это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов). Умение определить ведущий мир восприятия у человека особенно важно журналисту при построении общения с ним.

 

В массовой коммуникации используются в основном восприятия зрительные и слуховые, хотя читатель не безразличен к плотности газетного листа и запаху типографской краски.

Различные виды восприятия могут синхронизироваться, как например, при получении информации с телевизионного экрана, сетевых СМИ. При этом один из видов восприятия становится ведущим и определяет собой все остальные. Так, эксперименты показали, что сидя перед телевизором, человек может находиться во власти экрана и его слух будет воспринимать лишь то, и лишь так, как ему подсказывает глаз.

 

Восприятие информации, поступающей к человеку от СМИ, дополняется работой воображения. Например, грозу под открытым небом люди воспринимают при помощи синхронных ощущений – зрительных, слуховых, осязательных (капли воды на лице) и обонятельных (запах озона в воздухе). Восприятие художественного изображения грозы в радиопостановке ограничено лишь слуховым ощущением. Оно должно вызвать в памяти слушателя образ явления, несмотря на отсутствие всех остальных ощущений. (6).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: