Различают два типа узнавания: специфическое и неспецифическое. Неспецифическое узнавание позволяет определить лишь категорию объекта или явления. С его помощью различают человека и автомобиль, ситуацию политического кризиса и биржевую панику.
Для специфического узнавания характерна индивидуализация черт и признаков — узнавание знакомого диктора в группе сидящих перед телевизионной камерой, определение марки автомобиля на газетном клише, отличие ситуации экономического кризиса в Греции от любого другого в ходе изложения радиокомментария. Специфическое узнавание более сложно по своей структуре и требует более длительного времени. Есть основание предположить, что именно специфическое узнавание в процессе массовой коммуникации оказывает в конечном счете искомое воздействие на аудиторию, формируя, изменяя или закрепляя социальные установки относительно конкретных фактов и явлений действительности…
Неспецифическое узнавание, происходящее в ходе восприятия штампованных новостей, выспренно-стандартных комментариев оставляет сознание в полном покое, не вызывая никаких изменений в его содержании, никак не затрагивает социальных установок. Справедливость этого вывода подтверждают также и результаты эксперимента, проведенного в Англии во время предвыборной кампании. В ходе него различным группам избирателей демонстрировались три телевизионные программы. В одной из них строго логически, с помощью диаграмм и графиков, доказывались блага, которые получит население в случае избрания Гарольда Вильсона. Во второй программе приводились интервью с прохожими, которые высказывались в поддержку Вильсона. Третья программа представляла самого кандидата в премьеры в домашней обстановке. Он предстал перед телезрителями в подтяжках, помогая жене по хозяйству, а внуку — в выполнении школьных уроков. Последовавшие замеры степени влияния всех трех программ выявили максимальную эффективность третьей. Видимо, специфическое узнавание хорошо знакомой большинству зрителей ситуации сыграло здесь далеко не маловажную роль.
|
(Шерковин Ю.А. Информация в «в себе» или информация «для нас» //Радио и телевещание. 1969. №7. С.9)
2. Обобщенность. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия. По мере расширения опыта образ восприятия, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, т.е. классифицируется. Именно классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности узнавания проявляется, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью можно ожидать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.
|
С.Л.Рубинштейн отмечает, что нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того, как мы понимаем иначе действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир. (6а).
3. Предметность. В числе свойств восприятия - стремление человека к определенности, ясности. Психологи называют это свойство предметностью восприятия. В нем отражаются разнообразные объекты и явления, а также предметы, являющиеся продуктами человеческого труда, имеющие определенное назначение. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Так, авторучка в сознании журналиста воспринимается не как тело из пластмассы, а как предмет, предназначенный для ведения записей.
Предметность находит свое проявление в том, что люди не просто смотрят на предметы, они постоянно их классифицируют, т. е. относят к определенным классам, категориям предметов по их виду, функциям или каким-то другим признакам. Иными словами, человек всегда стремится понять, что он видит или слышит.
|
Однако, по замечанию известного психолога Б.Г.Ананьева, восприятие предмета возможно лишь при условии выделения его из окружающей среды (фона, на котором он находится). Возможно даже такое положение, когда предмет, не выделенный нами из окружающего его фона, может быть для нас полностью незаметным. Этим психофизиологическим законом пользуются широко, например, в военной маскировке. Если по форме, цвету, светлоте маскируемый предмет, например орудие, подравнять к форме, цвету и светлоте местности, то он будет либо вовсе незаметен, либо его заметность будет сильно снижена для наблюдения с дальних расстояний. Этот принцип применения к местности, или имитации, полностью оправдывает себя в боевой практике. Как видим, используя возможные ошибки восприятия при нарушении соотношения предмета и фона, военная маскировка намеренно вводит противника в заблуждение.
Правильность отражения восприятия прямо пропорциональна его предметности. Поэтому, если мы стремимся обеспечить наилучшие условия для правильного восприятия предмета, необходимо выделять предмет из фона (на плакатах и в наглядных пособиях, в живописи, архитектуре, скульптуре). Образование предметности восприятия, как наиболее общего его свойства, облегчается надлежащим подчеркиванием в изображении единства, цельной связанности предмета.
Предметность восприятия определяет и такое важнейшее его качество, как постоянство формы или цвета предмета при изменении условий его восприятия (например, освещенности). Так, уголь нами воспринимается черным и при ярком освещении, и в сумерках, хотя степень отражения света меняется; мел всегда нами воспринимается белым, независимо от изменений в освещении, и т. д. Подобное же положение имеет место с формами. В процессе восприятия мы ориентируемся на предмет, благодаря чему именно образ предмета фиксируется в нашем сознании, приобретает характер известного постоянного знания, несмотря на преходящий, изменяющийся характер условий его восприятия
Восприятие становится постоянным по мере того, как оно все более и более опирается на знание о предмете, на опыт его распознавания. Напротив, новые, непознанные нами предметы, которых мы не только не видели сами, но и о которых мы вообще ничего не читали, не слышали, первоначально отражаются в виде зыбких, неустойчивых образов, весьма зависимых от условий восприятия. (Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том первый. Очерки психологии. История русской психологии./ Под ред. Логиновой Н.А. Отв. Ред. И сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С. – СПб., 2007. С.102 – 103.)
Фигура и фон
Как говорят психологи, все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура - это то, что ясно, отчетливо осознается, что человек описывает, сообщая, что он воспринимает (видит, слышит и пр.). Но при этом любая фигура о6язательно воспринимается на некотором фоне. Фон - это нечто неотчетливое, аморфное, неструктурированное. Например, свое имя мы услышим даже в шумной компании - оно обычно сразу выделяется как фигура на звуковом фоне.
При зрительном предъявлении, как установлено, статус фигуры приобретает поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью. В фигуру объединяются такие элементы изображения, которые сходны по размеру, форме, обладающие симметричностью, движущиеся в одном направлении, расположенные наиболее близко друг к другу и
т.д. Сознание воспринимает фигуру, группируя элементы изображения по фактору близости. Черточки на рис.1 воспринимаются как сгруппированные в колонки по две, а не просто как черточки на белом фоне.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Рис. 1. Группировка по фактору близости
Если испытуемому предъявлять на левое и правое ухо разные сообщения и просить повторять вслух одно из них, то испытуемый легко справляется с такой задачей. Но он не осознает в это время другое сообщение, не помнит его, не может сказать, ни о чем там шла речь, ни даже на каком языке оно говорилось. В лучшем случае он может сказать, была ли там музыка или речь, говорил ли женский или мужской голос. Неповторяемое сообщение в таком эксперименте психологи называют затененным, оно как бы находится в тени, в фоне. Тем не менее, испытуемый как-то реагирует на это сообщение. Он, например, сразу осознает появление в нем своего имени. Вот один из экспериментов, подтверждающих восприятие затененного сообщения. В повторяемом сообщении даются предложения, содержащие слова - омонимы, например: "Он нашел КЛЮЧ на поляне", а в затененное сообщение для одних испытуемых включается слово "ВОДА", а для других испытуемых -"ДВЕРЬ". Затем испытуемых просят из многих предъявленных им предложений узнать те, которые они повторяли. Среди предъявленных предложений есть такие: "Он нашел родник на поляне" и "Он нашел отмычку на поляне". Оказалось, что первые испытуемые уверенно опознают предложение про родник, а вторые - столь же уверенно опознают предложение про отмычку. И, разумеется, испытуемые обеих групп ничего не могли воспроизвести из затененного сообщения, т.е. ничего о нем не помнили.
Относительность статуса фигуры и фона обычно показывают на примере двусмысленных рисунков (их называют также двойственными изображениями). В этих рисунках фигура и фон могут меняться местами, в качестве фигуры может осознаваться то, что при другом понимании рисунка понимается как фон. Обращение фигуры в фон и наоборот называется переструктурированием. Так, на известном рисунке датского психолога Э.Рубина (см. рис. 2) можно увидеть или два черных профиля на белом фоне, или белую вазу на черном фоне. Отметим: если человек осознает оба изображения на таком двусмысленном рисунке, то затем, глядя на рисунок, никогда не сможет увидеть оба изображения одновременно. А если он будет стараться видеть только какое-то одно изображение из двух (например, вазу), то через некоторое время с неизбежностью увидит другое (профили).
:
Рис. 2. Фигура Рубина: два черных профиля на белом фоне или белая ваза на черном фоне
Как это ни парадоксально звучит, но, осознавая воспринятое, человек всегда одновременно осознает, что он воспринял больше, чем в данный момент осознает. Законы восприятия - это экспериментально установленные принципы, в соответствии с которыми из множества раздражений, получаемых мозгом, выделяется осознаваемая фигура.
В качестве фигуры обычно выделяется то, что имеет для человека какой-то смысл, что связано с прошлым опытом, предположениями и ожиданиями воспринимающего человека, с его намерениями и желаниями.
(Аллахвердов В.М. Как человек воспринимает мир /Психология /Под ред. А.А.Крылова. М., 2000. С.102 – 104)
4. Целостность. Под целостностью восприятия понимается отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности. Это означает, что в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые качества и качества предмета или явления, даже если отдельные из них в данный момент не воспринимаются. Благодаря этому человек может восполнять в своем сознании качества отражаемого предмета, которые по тем или иным причинам не действуют на органы чувств. Например, по гулу двигателя опытный автомобилист может определить тип автомашины еще до того, как она появится из-за поворота. Таким образом, целостность восприятия выражает тенденцию по одному или нескольким основным признакам воспринимать цельный образ объекта нашего внимания, и если у этого объекта даже чего-то не хватает, мы бессознательно дополняем его недостающими деталями.
Тенденция к целостному видению действительности ярко проявляется и в тех случаях, когда речь идет об информации. В этом убеждает большой опыт, накопившийся в период, когда публикации в СМИ жестко и произвольно регламентировалось цензурой. В результате все, что было не сообщено или не досказано, восполнялось сведениями из неофициальных источников, слухами и просто домыслами.
Стремление к целостному и упорядоченному восприятию действительности обеспечивает предметность и адекватность ее отражения в сознании человека. Для целостности восприятия необходима прежде всего относительная полнота информации о том или ином объекте, явлении или процессе, а точнее - необходимое и достаточное ее количество. Человек, не имеющий представления, например, о слоне, не сможет его описать, если увидит только его хобот. Точно так же читатель не получит адекватных представлений об основных событиях в стране и в мире, если познакомится лишь с отрывочными сведениями о них. (8)