Несмотря на то, что у журналистики уже немалый возраст, ее опыт еще недостаточно теоретически осмыслен, научно обобщен. У исследователей пока еще нет единства даже относительно единого понятия «журналистика». И, как отмечает один из авторов популярного учебника по теории журналистики, входящему в ее мир - мир науки и практической деятельности – надо изучать этот предмет во всем богатстве ее сторон и проявлений. По существующим определениям термина журналистика это: особый социальный институт; система видов деятельности, необходимых для функционирования этого социального института; совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности; система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями; комплекс каналов передачи массовой информации. Есть и другие трактовки этого понятия. Рассмотрим самые распространенные из них.
Журналистика как социальный институт. История развития журналистики – это не только история технических инноваций, их становление связано и с грандиозными социальными инновациями. Ныне журналистика представляет собой относительно новый социальный институт, который представляет собой систему различных учреждений - газетные и журнальные редакции, издательства, радио- и телевизионные студии, каналы, информационные агентства, пресс-центры и т.п. Наиболее значимыми характеристиками этого социального института является то, что он выполняют особую, только ему присущую функцию производства информационного аналога общества путем создания определенной картины мира, а также освещения функционирования других социальных институтов, а также, выступая как рупор общественного мнения, этот институт в силу своего мобилизационного потенциала – способности воздействовать на большие группы людей - играет большую роль в современном политическом процессе. Однако журналистские институты не могут успешно выполнять свои функции без людей, работающих в их организациях и предприятиях. И судить о журналистике как социальном институте граждане могут в основном по субъективным компонентам: тем людям и коллективам, которые олицетворяют те или иные редакции, издательства и другие учреждения СМИ. Отсюда и вытекает важность учета психологических компонентов журналистики как социального института, как объекта психологии журналистики, рассмотрения психологической специфики журналистского коллектива, выявление проблем личности в современной журналистике, в современном обществе, в процессе журналистской деятельности, формирование у журналистов умений и навыков решения психологических проблем, которые могут возникнуть в процессе функционирования коллектива учреждения СМИ. Также психология журналистики должна помогать руководителям массмедиа и журналистам в выборе и принятии эффективных управленческих решений, а социально-психологические исследования в сфере общего и творческого менеджмента СМИ – способствовать прежде всего реализации функций журналистики как социального института.
|
Журналистика как система видов деятельности. Вторым важнейшим измерением журналистики является система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института. Это и деятельность по созданию газет, журналов, теле- и радиопрограмм, по организации функционирования агентств, информационных служб и других учреждений журналистики, по разработке и реализации информационной политики; и организаторская работа — создание коллективов, налаживание массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.; наконец, это и творческая деятельность по сбору и обработке информации, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информации, теле- и радиопрограмм. Эти динамические аспекты журналистики также необходимо изучать посредством не только институционального подхода, но и подхода психологического. Особого внимания требует анализ творческой реализация журналистов в профессии, исследование основных элементов структуры журналисткой деятельности: мотивов, целей, средств, операций и других компонентов, с помощью которых осуществляется каждый вид деятельности при функционировании СМИ.
|
Журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности. Помимо традиционных профессий, определяемых основной работой — авторской (корреспондентской), редакторской, организаторской, — в современной журналистике все более важное место занимают издатели, учредители и владельцы СМИ, специалисты по менеджменту, маркетингу, рекламе, инженерному обеспечению (в частности, инженеры связи, видеоинженеры, программисты и операторы ЭВМ и т.д.), для успешной деятельности которых требуются профессионально-журналистские ориентации. Данное определение еще раз подчеркивает универсальность, разнообразие, творческий характер профессии журналиста. Все это диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать ее представитель. Психология журналистики исследует и формирует модель журналиста (других специалистов всех сфер журналистики) как некую целостность психологических, нравственных, творческих, социально-демографических и других характеристик, всего, что делает его профессионалом, способным эффективно выполнять свои функции в обществе.
|
Журналистика как система произведений. Под системой произведений следует понимать не только журналистские произведения, подготовленные авторами, а затем скомпонованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в программы телевидения и радио, в бюллетени агентств, но и разнообразные непубликуемые произведения журналистики (такие, как программные сетки, сценарные и режиссерские планы), различные внутри редакционные материалы (планы работы, обзоры писем, сводки рекомендаций и т.д.), ответы на письма читателей, обращения в различные институты. С помощью журналистских произведений журналистика ориентирует, просвещает, регулирует сферу сознания, психологии поведения. Осуществляет также коммуникативную, рекреативную и прагматическую функции во всех сферах жизни общества и личности. СМИ в современном обществе являются важнейшим средством воздействия на когнитивную сферу человека. Они формируют «картину мира», отбирая, классифицируя и преподнося информацию в соответствующем свете. В связи с этим весьма важным представляется выявление и описание психологических закономерностей порождения и восприятие материалов СМИ, рассмотрение психологических аспектов творчества журналиста – личностного и процессуального, а также психологическое восприятие продукции СМИ массовой аудиторией и индивидуумами.
Журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудитории, тематике, сфере экономики, области жизни, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.), действующих в национальном и глобальном информационном пространстве. Процесс распространения информации с помощью СМИ превратился в объект борьбы за право контроля над ее содержанием. Все это выливается в стремление ускорить еще больше поиск, продуцирование, обработку и тиражирование информации. Ускорение же данных процессов создает предпосылки для первенства в опубликовании важных фактов и соответствующего их комментирования. Именно по этой причине по мнению исследователей наибольший интерес для психологии журналистики приобретает изучение тех каналов связи, которые были изобретены человеком специально для целей передачи информации, рассчитанной на массового потребителя. В настоящее время в ряде стран заняты значительные научные силы, исследующие механизмы взаимодействия сознаний коммуникаторов и их возможных аудиторий в различных условиях. Ныне психология журналистики раскрывает когнитивные и эмоциональные аспекты использования СМИ, позволяет находить методы и способы их воздействия на формирование общественного мнения и изменения поведения людей.
Таким образом, основные объекты изучения психологии журналистики — журналист, читатель (слушатель, зритель), а предмет — психологические закономерности, результаты их взаимодействия рассматриваются в психологии журналистики с позиции практики и теории журналистики, которая является в данном случае доминантой, а журналисты и аудитория — самодостаточными атрибутами психологического дискурса. Это и составляет специфику психологии журналистики, ее особенное, отличное от смежных дисциплин.
Под объектом науки обычно понимается та часть реальности, на которую направлено внимание исследователей. Порой один и тот же объект может рассматриваться несколькими научными дисциплинами под различными ракурсами. А под предметом понимается тот угол зрения, под которым данный предмет рассматривается именно этой дисциплиной. Предмет науки определяется также используемым ею категориальным аппаратом и методологией исследования. Исходя из этого, объектом психологии журналистики, как и других журналистских наук, является журналистика, а ее особым предметом – субъективные компоненты производства и потребления продукта массово-информационной деятельности, который рассматривается с помощью психологических методов.
Немецкий исследователь П.Винтерхофф-Шпурк, отмечая, что одной из основных задач общей психологии считается как можно более полное описание и объяснение переживаний и поведения человека, а также анализ условий возникновения и изменения этого поведения, то соответственно задачу медиапсихологии онвидит в том, чтобы описывать и объяснять такое переживание и поведение человека, которое испытывает на себе влияние средств массовой информации. Винтерхофф-Шпурк выделяет следующее научное поле медиапсихологии (см. рис. 1).
Макроуровень: социальный строй, нация, культура |
Рис. 1. Научная область медиапсихологии
Несомненно, что журналист должен обладать общей культурой, но этого недостаточно. Чтобы продуктивно трудится в области журналистики, необходимо быть человеком высокой профессиональной, социологической, правовой, нравственной и этической культуры. Однако и этого недостаточно — нужна еще глубокая психологическая культура. В чем ее сущность?
У любого журналиста сам по себе публичный род деятельности вырабатывает личный психологический опыт, основанный на категориях «здравого смысла», профессиональной интуиции и психологическом таланте («Сам себе психолог»). Это образует своеобразную психологическую культуру, которой сознательно, а чаще всего, бессознательно руководствуется абсолютное большинство работников СМИ. Такую, психологическую культуру можно условно назвать «обыденно-профессиональным сознанием» журналиста. Ни в коей мере не отрицая этой практической психологической культуры, мы считаем, что необходимо систематически вносить в профессиональное сознание журналистов научные знания. Они вырабатываются психологией — наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Термин «психология» введен в аристотельскую «науку о душе» немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г.
Подлинная психологическая культура журналиста — это культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении в нормы повседневного поведения. Это органическое соединение психологических знаний с профессиональной, правовой и нравственной культурой журналиста и социально-психологическими методами познания и отражения действительности.
На фронтоне Дельфийского храма, одного из самых почитаемых в Древнем мире, была высечена надпись: «Познай самого себя». Психология как наука начала развиваться с психологии сознания и интроспективного метода (интроспекция в буквальном переводе — «смотрение вовнутрь»). Психология сознания (Р. Декарт, Дж. Локк, В. Бунд, Фр. Брентано) заменила учение Аристотеля о душе (психология души). Один из основоположников интроспективной трактовки сознания философ Дж. Локк называл рефлексию («особые внутренние чувства») «наблюдением, которому ум подвергает свою деятельность» [Избранные философские произведения. М., 1960. С.129]. При всем несовершенстве интроспективного метода, замененного в психологии объективным, дельфийский призыв остается в силе. Сократ, подтверждая дельфийский девиз, считал, что настоящего счастья можно добиться путем постижения собственной души и разумного нравственного поведения.
Понять самого себя можно, не удалившись в пустыню, а, напротив, только через общение с другими людьми, в результате чего возникают общественные отношения (связи). К. Маркс не случайно, характеризуя общение и общественные отношения, употреблял немецкий термин «Verkeher» (связь, общение, сношение), а не английское слово «cjmmunication», так как для него было важно подчеркнуть мысль, что общение — родовой спутник человека и важнейший элемент возникновения общества, как сложной социальной системы. Психологическое познание других, умение общаться с ними не менее, если не более важно, чем «смотрение внутрь себя». Еще великий Конфуций предупреждал: «Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей». При всем том, что всем людям присуще общее, каждый из нас индивид, психологически отличный от других. Абсолютное уподобление самого себя другому, - один из способов социализации в детском возрасте, непростительно взрослым. Другое дело, на основе глубокого знания психологии людей уметь поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами и сопереживать (эмпатия) [1]. Это психологическое качество необходимо для профессиональной деятельности журналиста.
Однако знания себя и людей для овладения психологической культурой явно недостаточно, необходимо познание общих законов, процессов и закономерностей. Это можно сделать, только изучая теорию, так как эмпирический опыт и здравый смысл здесь бессильны, как не способны мы увидеть без микроскопа огромный мир бактерий или расшифровать ДНК без теоретических и экспериментальных знаний.
В процессе социализации и личного опыта у каждого человека формируется устойчивое представление о мире, о своем месте в нем. Эту модель мира психологи подразделяют на картины мира. Э. Фромм отмечает, что картины мира всегда ценностно окрашены, они позволяют человеку социально ориентироваться, систематизировать свои знания, опыт, идеи и идеалы, на базе мировоззрения перерабатывать текущую информацию и вырабатывать личностные понятия и критерии («ядерные конструкты»). И модель мира, и картины мира входят во внутренний мир человека, который, не являясь простой копией внешнего, образует особую ценностно-смысловую сферу личности. Все указанные понятия — «модель мира», «картина мира», «внутренний мир» имеют особую значимость для журналиста, т. к. он ретранслирует их в аудиторию в виде «журналистской картины мира». Психология журналистики наряду с другими научно-естественными и гуманитарными знаниями призвана помочь работникам СМИ верно понять сложную диалектику соотношения модели и картин мира со своим и чужим внутренним миром. Необходима общественно выверенная пропорция противоположностей внешнего и внутреннего миров, чтобы по возможности избежать предвзятого отражения мира.
Таким образом, психологическая культура журналиста это:
— психологическое познание самого себя как личности и профессионала. В результате профессионализации формируется специфический «внутренний мир» (свои конструкты), журналистский ракурс видения мира, имидж как система личностных характеристик и соответствующий стиль поведения и образ жизни;
— знание психологии людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения и овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории; умение выстраивать диалогические и интерактивные отношения с аудиторией;
— парадигма профессионального мышления и форм журналистского труда и творчества, толерантности и плюрализма, самоидентификации и самореализации, адекватное отражение мира;
— постоянное изучение социально-психологических законов, дающих системное представление о закономерностях психологических процессов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчества.
При овладении психологической культурой журналист проходит те же стадии, которые присущи индивиду в процессе становления личности при ее вхождении в новую социокультурную среду. Эти стадии описываются в психологии как адаптация, индивидуализация и интеграция. При адаптации и апперцепции [2] журналист усваивает действующие ценности и нормы, профессиональные установки, мотивы и способы деятельности сообщества журналистов. Индивидуализация характеризуется противоречием между необходимостью быть таким, как все (конформизм), и стремлением к персонизации своей профессиональной деятельности, обретению своего личного статуса и имиджа. И третий, наиболее сложный процесс интеграции порождает парадигму личности и среды (коллектива редакции и всего журналистского сообщества). Журналист, обретший свою индивидуальность, стремится быть идеально представленным своим особенным в общности, а эта общность, принимая такого персонализированного журналиста, тем не менее стремится подчинить его творческое особенное своим интересам. На этой почве возможно возникновение психологического конфликта, который разрешается взаимным согласованием интересов или разрывом отношений.
При всей необходимой индивидуальной профессионализации, журналист психологически должен быть универсалом и не может уподобляться специалисту в узкой области знаний. Химик, например, при разговоре о любви может заметить, что два пола существуют исключительно для того, чтобы сохранить в нашем мире слишком хрупкую систему водородных связей, а юрист при обсуждении морально-этических вопросов начнет оперировать статьями гражданского и уголовного кодексов. В отличие от других профессий журналистика — это особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которой является человековедение. В этом отношении журналист более чем кто другой схож с психологом.
Фундаментом психологической культуры журналиста являются знания, которые ему призвана дать наука «Психология журналистики».