Методы психологии журналистики




Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи получают до­стоверные сведения, используемые далее для постро­ения научных теорий и выработки практических ре­комендаций.

Метод — это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с гре­ческого «methodos» означает «путь». По справедливо­му замечанию И.П. Павлова: «Метод— самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зави­сит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не по­лучит ценных, точных данных».

Существуют ли в медиапсихологии свои методы, используемые только в этой науке, или, по меньшей мере, прежде всего,в этой науке?

 

Метод эксперимента. Здесь прежде всего можно сказать то, что наиболее часто в психологии журналистики используется метод эксперимента. Но этот метод - типично психологический, и по­этому его нельзя рассматривать как специальный метод, который использует только или прежде всего психология журналистики. Метод эксперимента — это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целе­направленным изменением условий, задач или спосо­бов выполнения этой деятельности. Термин «эксперимент» имеет в психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных на­уках; исследование в логике выявления причинно-след­ственных связей.

Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздей­ствие; воспроизводимость результатов.

В зависимости от основания классификации вы­деляют разные типы эксперимента, которые различаются по: специфике задачи — научные и практические; характеру экспериментального плана — парал­лельные (наличие контрольной и эксперименталь­ной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); характеру экспериментальной ситуации — поле­вые и лабораторные; числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакторные.

Эксперимент может проводиться как в лаборатор­ных, так и в естественных условиях. Естественный эксперимент органи­зуется непосредственно в условиях реальной деятель­ности. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лаборатор­ного эксперимента --- искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психичес­ких процессов. Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности.

Основным недостатком метода эксперимента при его использовании психологией журналистики является низкая экологическая валидностъ. Особенно это проявляется в исследованиях воздействия средств массовой информации. Есть и другие проблемы, связанные с методом эксперимента, например, его критикуют за недостаточную репрезентативностъисследуемой выборки.

Метод тестирования. В последнее время все большую популярность при­обретает выделившийся из лабораторного психологи­ческого эксперимента метод тестирования, который позволяет по­лучить относительно точную количественную или каче­ственную характеристику изучаемого явления. Термин «тест» (англ. — задача, или проба) был вве­ден в 1890 г. в Англии. От дру­гих методов исследования тестирование отличается тем, что предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последую­щей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Наиболее распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест. Тест-опросник основан на системе заранее про­думанных, тщательно отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам на которые можно судить о психологичес­ких качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специаль­ных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выражен­ности, акцентуации) у него изучаемого качества. Данные типы тестов применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культу­рам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт — в этом их положи­тельная сторона. Но вместе с тем имеется и существенный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, осо­бенно если он заранее знает, как устроен тест и ка­ким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, такие тесты не­применимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в суще­ствовании которых испытуемый не может быть пол­ностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. В этих случаях обычно применяются проективные тесты. В основе их лежит механизм проекции, соглас­но которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Пользуясь проективным тестом, испытуемого вводят в воображаемую, сюжетно неопределен­ную ситуацию, подлежащую произвольной интерпре­тации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены не­известно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о соб­ственной психологии отвечающих.

Кроме эксперимента и телеметрии в психологии журналистики практически используют и другие известный психологические методы: наблюдение; метод беседы; метод анализа деятельности индивида; метод изучения биографических данных человеке, его личных записей, публикаций, мнений об индивиде и т.п.; метод анализа конкретных ситуаций; опросы производителей и потребителей СМИ; анкетный метод; метод корреляции, контент-анализ текстов СМИ.

 

Метод наблюдения. Наибо­лее распространенным методом психологии журналистики является метод наблюдения, который начал использоваться в психологии одним из первых. Наблюдение — это такой способ, при котором яв­ления изучаются непосредственно в тех условиях, в ко­торых они протекают в действительной жизни. Метод наблюдения осуществляется в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных. Различают два вида наблюдения — сплошное и вы­борочное. Сплошным называют наблюдение, при котором фиксируются все особенности и проявления психичес­кой деятельности человека в течение какого-то опре­деленного периода. При выборочном наблюдении обращается внима­ние только на те факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. В целом же, классификация наблюдения произво­дится по различным основаниям. В зависимости от сте­пени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное на­блюдение.

Стандартизированная техника наблюдения пред­полагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации на­блюдаемых явлений. Сбор данных при этом предпола­гает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики.

Нестандартизированная техника наблюдения оп­ределяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосред­ственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной фор­ме; возможна также их систематизация с помощью формальных процедур.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимо­действие наблюдателя с изучаемой группой, как пол­ноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отно­шений исследователя с изучаемым лицом или группой.

По условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и ла­бораторные (наблюдения в условиях эксперимента).

Следует особо остановиться на так называемом ме­тоде самонаблюдения.

Метод самонаблюдения, или интроспекция, в те­чение ряда столетий психологами-идеалистами рас­сматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответы на вопросы, стоящие перед психологией как наукой. Но это не значит, что нужно полностью отказаться от самонаблюдения. Правильно понима­емое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека и в психологии большую роль. Но самонаблюдение, хотя и служит важ­ным методом, не может являться самостоятельным.

Метод беседы. Своеобразной формой наблюдения является бесе­да, устная или письменная. Ее цель — выяснить огра­ниченный круг вопросов, труднодоступных непосред­ственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы, наряду с широтой применения, по­зволяет рассматривать ее в качестве самостоятельно­го, хотя и неосновного, метода. Метод беседы заключается в получении информа­ции об объективных или субъективных (мнениях, на строениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов беседы наибольшее распространение имеют два основных: беседа «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); заочная беседа — анкетирование с помощью пред­назначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

 

Биографический метод. Он предполагает анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые журналист получает из различных источников, чаще всего журналист получает их от самого героя его будущей публикации.

Метод социометрии. Он широко применяется в психологии журналистикиисследования структуры редакций, а также личности журналиста как члена малой группы, к которым относятся редакции. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отно­шений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях группо­вой деятельности, например, редакции, оценивают сплоченность, совмести­мость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ иссле­дования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы, к которой относят и редакционный коллектив. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации.

Метод групповой оценки личности. Это способ получения характеристики человека в конкретной груп­пе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Этот метод позволяет оценить наличие и сте­пень выраженности (развития) психологических ка­честв человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Психологической основой метода является социаль­но-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения. Процедура метода предполагает оценку челове­ка по определенному перечню характеристик (ка­честв) с использованием приемов прямого оценива­ния по баллам, ранжирования, по парного сравнения и др.

 

Аппаратурный метод. Он являетсяразвитием экспе­риментальных процедур исследования социально-пси­хологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий). В основе конструирования аппаратурных методов и их классификации лежат следующие принципы: технический (особенности конструкции, функци­ональные возможности модели, способность реги­страции различных компонентов деятельности); общепсихологический (включенность различных психических процессов в моделируемую деятель­ность); социально-психологический (характер, тип, уровень взаимосвязанности действий при выполнении заданий).

В психологии журналистики чаще, чем в других отраслях психологии работают с телеметрическими данными о зрите­лях, т.е. данными на­блюдения при помощи технических средств, например, в телеметрическом исследовании зрителей с помощью специальных приборов, когда определяют, кто, когда и какую те­лепрограмму смотрит.

Метод анализа документов. Онявляется разновидно­стью способов анализа продуктов человеческой дея­тельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Документы различаются по: способу фиксации информации (рукописные, печат­ные, кино-, фото-, видеодокументы); целевому назначению (целевые, естественные); степени персонификации (личные и безличные); статусу документа (официальные и неофициаль­ные); источнику информации (первичные документы на базе непосредственной регистрации событий и вторичные). Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. ин­терпретации исследователем информации, содержа­щейся в документе.

 

Контент-анализ. Количественные методы анализа текстовых матери­алов получили широкое распространение в 1930 — 1940-х годах в связи с разработкой специальной про­цедуры, названной контент-анализом(дословно тер­мин означает анализ содержания).

Контент-анализ— это способ перевода текстовой информации в количественные показатели с их после­дующей статистической обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количе­ственные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латент­ном (неявном) содержании текста. В связи с этим, метод контент-анализа нередко обозначается как качествен­но-количественный анализ документов. Процедура контент-анализа предполагает несколь­ко этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных); составление кодировочной инструкции; пилотажную кодировку текста; кодировку всего массива исследуемых текстов и расчет количественного соотношения единиц ана­лиза в исследуемом тексте; интерпретацию полученных данных. Основал данный метод американский иссле­дователь Г. Лассуэлл. Основная методическая сложность контент-анали­за — нахождение в тексте соответствующих смысловых единиц анализа исследуемого явления, а также адек­ватное их описание. Область применения контент-анализа в психо­логии журналистики: изучение психологических особенностей коммуни­каторов и реципиентов; исследование психологических явлений, отражен­ных в содержании материала СМИ; изучение специфики средств массовой информации, форм и приемов организации их содержания;

исследование психологических аспектов коммуни­кативного воздействия. Главная задача контент-анализа— выявить не только реальные факты, события, о которых идет речь в тексте, но и настроения, установки, чувства, и другие социально-психологические феномены.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии журналистики ши­роко применяются различные способы и приемы об­работки этих данных, их логического и математичес­кого анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнооб­разные методы математической статистики, без кото­рых зачастую невозможно получить достоверную ин­формацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа. Нередко при представлении СМИ в психологии журналистики используются исторический и систематический методы. Но все перечисленные методы – типично психологические, некоторые из них широко используются социологией и другими научными дисциплинами. Поэтому их нельзя рассматривать как специальные методы психологии журналистики. На вопрос, есть ли в психологии журналистики свои собственные методы, можно ответить однозначно: их нет.

 

Контрольные вопросы

1. Объект и предмет психологии журналистики.

2. Основные задачи психологии журналистики.

3. Общая характеристика методов исследования в психологии журналистики.

Литератрура

Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология: основные принципы. Харьков. 2007.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.

Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики. СПб., 2006.

Олешко В.Ф. Психология журналистики: учеб. пособие. СПб., 2006.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: