Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Метод — это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого «methodos» означает «путь». По справедливому замечанию И.П. Павлова: «Метод— самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».
Существуют ли в медиапсихологии свои методы, используемые только в этой науке, или, по меньшей мере, прежде всего,в этой науке?
Метод эксперимента. Здесь прежде всего можно сказать то, что наиболее часто в психологии журналистики используется метод эксперимента. Но этот метод - типично психологический, и поэтому его нельзя рассматривать как специальный метод, который использует только или прежде всего психология журналистики. Метод эксперимента — это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности. Термин «эксперимент» имеет в психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей.
Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.
|
В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента, которые различаются по: специфике задачи — научные и практические; характеру экспериментального плана — параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); характеру экспериментальной ситуации — полевые и лабораторные; числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакторные.
Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Естественный эксперимент организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента --- искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности.
Основным недостатком метода эксперимента при его использовании психологией журналистики является низкая экологическая валидностъ. Особенно это проявляется в исследованиях воздействия средств массовой информации. Есть и другие проблемы, связанные с методом эксперимента, например, его критикуют за недостаточную репрезентативностъисследуемой выборки.
Метод тестирования. В последнее время все большую популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования, который позволяет получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Термин «тест» (англ. — задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. От других методов исследования тестирование отличается тем, что предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
|
Наиболее распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выраженности, акцентуации) у него изучаемого качества. Данные типы тестов применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт — в этом их положительная сторона. Но вместе с тем имеется и существенный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, такие тесты неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. В этих случаях обычно применяются проективные тесты. В основе их лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Пользуясь проективным тестом, испытуемого вводят в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
|
Кроме эксперимента и телеметрии в психологии журналистики практически используют и другие известный психологические методы: наблюдение; метод беседы; метод анализа деятельности индивида; метод изучения биографических данных человеке, его личных записей, публикаций, мнений об индивиде и т.п.; метод анализа конкретных ситуаций; опросы производителей и потребителей СМИ; анкетный метод; метод корреляции, контент-анализ текстов СМИ.
Метод наблюдения. Наиболее распространенным методом психологии журналистики является метод наблюдения, который начал использоваться в психологии одним из первых. Наблюдение — это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Метод наблюдения осуществляется в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных. Различают два вида наблюдения — сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, при котором фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. При выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. В целом же, классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение.
Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики.
Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме; возможна также их систематизация с помощью формальных процедур.
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой, как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений исследователя с изучаемым лицом или группой.
По условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента).
Следует особо остановиться на так называемом методе самонаблюдения.
Метод самонаблюдения, или интроспекция, в течение ряда столетий психологами-идеалистами рассматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответы на вопросы, стоящие перед психологией как наукой. Но это не значит, что нужно полностью отказаться от самонаблюдения. Правильно понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека и в психологии большую роль. Но самонаблюдение, хотя и служит важным методом, не может являться самостоятельным.
Метод беседы. Своеобразной формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель — выяснить ограниченный круг вопросов, труднодоступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы, наряду с широтой применения, позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и неосновного, метода. Метод беседы заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, на строениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов беседы наибольшее распространение имеют два основных: беседа «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); заочная беседа — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.
Биографический метод. Он предполагает анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые журналист получает из различных источников, чаще всего журналист получает их от самого героя его будущей публикации.
Метод социометрии. Он широко применяется в психологии журналистикиисследования структуры редакций, а также личности журналиста как члена малой группы, к которым относятся редакции. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, например, редакции, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы, к которой относят и редакционный коллектив. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации.
Метод групповой оценки личности. Это способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Этот метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Психологической основой метода является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения. Процедура метода предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого оценивания по баллам, ранжирования, по парного сравнения и др.
Аппаратурный метод. Он являетсяразвитием экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий). В основе конструирования аппаратурных методов и их классификации лежат следующие принципы: технический (особенности конструкции, функциональные возможности модели, способность регистрации различных компонентов деятельности); общепсихологический (включенность различных психических процессов в моделируемую деятельность); социально-психологический (характер, тип, уровень взаимосвязанности действий при выполнении заданий).
В психологии журналистики чаще, чем в других отраслях психологии работают с телеметрическими данными о зрителях, т.е. данными наблюдения при помощи технических средств, например, в телеметрическом исследовании зрителей с помощью специальных приборов, когда определяют, кто, когда и какую телепрограмму смотрит.
Метод анализа документов. Онявляется разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Документы различаются по: способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы); целевому назначению (целевые, естественные); степени персонификации (личные и безличные); статусу документа (официальные и неофициальные); источнику информации (первичные документы на базе непосредственной регистрации событий и вторичные). Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.
Контент-анализ. Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 1930 — 1940-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом(дословно термин означает анализ содержания).
Контент-анализ— это способ перевода текстовой информации в количественные показатели с их последующей статистической обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (неявном) содержании текста. В связи с этим, метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов. Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных); составление кодировочной инструкции; пилотажную кодировку текста; кодировку всего массива исследуемых текстов и расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте; интерпретацию полученных данных. Основал данный метод американский исследователь Г. Лассуэлл. Основная методическая сложность контент-анализа — нахождение в тексте соответствующих смысловых единиц анализа исследуемого явления, а также адекватное их описание. Область применения контент-анализа в психологии журналистики: изучение психологических особенностей коммуникаторов и реципиентов; исследование психологических явлений, отраженных в содержании материала СМИ; изучение специфики средств массовой информации, форм и приемов организации их содержания;
исследование психологических аспектов коммуникативного воздействия. Главная задача контент-анализа— выявить не только реальные факты, события, о которых идет речь в тексте, но и настроения, установки, чувства, и другие социально-психологические феномены.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии журналистики широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа. Нередко при представлении СМИ в психологии журналистики используются исторический и систематический методы. Но все перечисленные методы – типично психологические, некоторые из них широко используются социологией и другими научными дисциплинами. Поэтому их нельзя рассматривать как специальные методы психологии журналистики. На вопрос, есть ли в психологии журналистики свои собственные методы, можно ответить однозначно: их нет.
Контрольные вопросы
1. Объект и предмет психологии журналистики.
2. Основные задачи психологии журналистики.
3. Общая характеристика методов исследования в психологии журналистики.
Литератрура
Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология: основные принципы. Харьков. 2007.
Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.
Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики. СПб., 2006.
Олешко В.Ф. Психология журналистики: учеб. пособие. СПб., 2006.
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.