Примером этого явилась та ситуация в прессе, которая сложилась в первые дни и недели после катастрофы на АЭС в Чернобыле. Сами журналисты дали очень острую самокритичную оценку деятельности отечественных СМИ в тот период, которая характеризовалась сначала неоправданно длительной задержкой сообщений о случившемся, затем их неопределенностью, а позже - противоречивостью в оценках последствий этого чрезвычайного происшествия. Первое, что не позволяло людям достаточно определенно оценить ситуацию, это постоянное употребление в сообщениях об аварии и ее последствиях специальных терминов (рентгены, рады и даже беккерели), смысл и содержание которых, а также различия между ними. Как правило, ни ученые, ни официальные лица, ни журналисты не удосужились пояснить. Второе, была создана полная неясность в освещении вопроса о степени возникшей опасности. Третье, не объяснялось то, чем обусловлены рекомендации Министерства здравоохранения Украины не купаться в открытых водоемах и ограничить время пребывания на пляжах. Четвертое, была большая противоречивость в сообщениях СМИ о дозах радиации, опасных для здоровья и жизни, противоречивость сообщений была еще больше.
Неудачное освещение событий в Чернобыле заставила значительную часть населения Киева и других городов Украины обратиться к радиосообщениям из западных государств. В неожиданно возникшей чрезвычайной ситуации западные радиостанции, во-первых, начали передавать информацию об аварии на Чернобыльской АЭС буквально через считанные часы после того, как она случилась. С учетом масштабности события и его значимости для людей вопрос о "первичности информации" имел в данном случае исключительно важное значение. Та оценка аварии и ее последствий, которая была дана западными источниками информации, составила прочную основу или даже фильтр для восприятия всех последующих сообщений, откуда бы они ни исходили. Наши же информационные средства стали давать первые, к тому же весьма неясные сведения о чрезвычайном происшествии только через два дня. Во-вторых, зарубежные "радиоголоса" очень точно определили главную в тот момент психологическую потребность населения Украины и близлежащих к месту аварии районов. Это была потребность в информации прежде всего о степени опасности случившегося для людей и о том, что нужно делать, чтобы эту опасность как-то нейтрализовать. Пользуясь правилом "фигуры и фона", можно сказать, что именно эти вопросы стали выполнять роль "фигуры" в сообщениях радиостанций, вещающих Украину. Разъяснив возможные последствия аварии на АЭС, "голоса" сразу же начали давать практические советы по вопросам о том, как уберечься от этих последствий, т. е. те сведения, которые в первую очередь были нужны населению. А наши СМИ стали давать эти советы, лишь через 9 дней после происшествия.
|
…Из практики гипноза хорошо известно что одно внушение, принятое человеком, облегчает принятие других. По аналогии можно допустить, что одна информация от конкретного источника, принятая с доверием, создает в какой-то степени предрасположенность к доверию относительно последующей информации от данного источника. (Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989)
|
8. Иллюзия. В процессе восприятия могут допускаться ошибки. Неправильное, искаженное восприятие называют иллюзией (от лат illusion – обман). Причины иллюзий различны. Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами. Зрительное восприятие — цепь автоматически решаемых познавательных задач. При некоторых условиях в решении этих задач могут возникнуть сбои. Иллюзию может вызвать временная апперцепция. Иллюзия возникает, когда появляется контрастность между воспринимаемыми предметами и окружающим фоном по форме, объему, цвету и освещенности. Она также может вызываться эффектом иррадиации – это иллюзия, обусловленная тем, что светлые предметы всегда кажутся большими, нежели такие же по размеру, но темные. Предметы, имеющие длину в вертикальном направлении, воспринимаются большими, нежели такие же предметы, расположенные горизонтально. Заполненное объектами пространство кажется больше, нежели такое же незаполненное. Острый угол кажется больше, чем он на самом деле. Дизайнеры СМИ широко используют иллюзии в своей работе. Иллюзии могут приводить к неприятностям и создавать проблемы в работе. Если репортер будет полагаться исключительно на свои органы чувств, он может допустить ошибки при интерпретации размеров сравниваемых объектов, неправильно оценить рельеф и т.п.
9.Константность восприятия (от лат. constantis — постоянный) — это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предметов, а также тем, как предмет воспринимается в связи с другими известными нам предметами. Благодаря этому свойству человек способен распознать предмет, удаленный на некоторое расстояние, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза значительно уменьшено. Например, читатель без труда воспринимает тексты, напечатанные шрифтами различных кеглей и гарнитур. Люди узнают одно и то же слово, произнесенное низким и высоким голосом, громко или драматическим шепотом, с различной диалектной окраской, в различном контексте, распознают отношения любви или ненависти между героями телевизионных фильмов, даже если эти отношения и не выражены стандартно-одинаково.
|
Константность зрительного восприятия проявляется в том, что мы более или менее стабильно воспринимаем известные нам формы, цвета, размеры независимо от ракурса или освещенности. Перенос этого свойства на восприятие языка, текстов и вообще информации, конечно, носит условный характер и скорее больше походит лишь на аналогию, поскольку здесь вступают в действие многие другие психологические факторы, такие, как установка, мышление, память и т. д. Тем не менее проявления, напоминающие константность зрительного восприятия, можно обнаружить и в этой сфере.
Так, например, принятые значения слов, правила пользования языком сохраняют для нас определенное постоянство, и если эти значения и правила произвольно нарушаются, искажается смысл всего сообщения. Относительная константность, или стабильность, восприятия сохраняется также в нашем отношении к конкретным источникам информации, газетам, журналам, отдельным журналистам. А от этого отношения зависит степень доверия к источнику информации и даже психологические механизмы восприятия их материалов.
Хорошо известно, что изменить установившуюся у читателей репутацию газеты или журнала одним разом невозможно. Для этого требуются коренные изменения в их деятельности и какое-то время. Тот факт, что отношение людей к источникам информации все же меняется, если эти источники начинают работать по-новому, говорит о динамичном характере константности, что проявляется и в зрительном восприятии. При достаточно стабильных изменениях в воспринимаемых объектах мы вынуждены приспосабливаться к их новому облику, так как человек живет в постоянно меняющемся мире.
Константность восприятия связана с отношением читателей или зрителей к определенным средствам массовой информации и конкретным коммуникаторам. Известно, например, что каждая газета и журнал, а также отдельные программы телевидения имеют "свою" аудиторию, которая по каким-то признакам отличается от читателей и зрителей других изданий и программ. Каждая их этих аудиторий имеет свой более или менее специфичный круг информационных потребностей и интересов, с которыми и связано их отношение к конкретному изданию или программе. Этим определяется важность знания журналистами своей аудитории и поддержание того "образа" конкретного СМИ, к которому эта аудитория привыкла. Не менее существенно так же заранее знать при организации нового издания, какими основными признаками оно должно обладать и какую аудиторию оно сможет привлечь.
Но константность восприятия в отношении конкретного издания «работает» лишь до тех пор, пока оно сохраняет свои, присущие только ему привлекательные черты. Если оно начинает их утрачивать или не развивает дальше в соответствии требованиями времени, инерция интереса к такому изданию сохранится ненадолго, привычная аудитория отдаст свои предпочтения другой газете. (Рощин С.К. Психология и журналистика. М.,1989).