Влияние СМИ на процессы памяти




Процессы памяти, происходя­щие в результате контакта психики людей с инфор­мацией, предлагаемой СМИ, имеют ряд особенностей, которые в значительной мере обусловливают ход и результаты психической пере­работки аудиториями предлагаемой им информации. Но одновременно они выступают и в качестве фактора, опре­деляющего многие параметры творческой деятельности журналистов во имя достижения искомых целей. Зна­ние и учет данных особенностей позволяют заметно опти­мизировать процессы массовой информации через рас­ширение возможностей управления памятью реципиентов. Вместе с тем журналисты должны исходить и из реально существующих принципов работы человеческой памяти — ее осмысленности, избирательно­сти и быстроты выборки нужной информации из общего запаса запечатленных психикой образов, мыслей и пред­ставлений. Они всегда должны учитывать и общие каче­ственные и количественные характеристики мнемической деятельности человека, ориентируясь на «емкость» его сознания, ограниченного порогом осмысленного логического усвоения и сохранения.

 

Системы памяти

В любом виде деятельности, в том числе и в журналистике, реализуются все процессы памяти. Но различные уровни деятель­ности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти. Различают следующие системы памяти: сенсорную- непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта; кратковременную; оперативную; долговременную.

Сенсорная память - непосредственное запечатление сенсорных воздействий - сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий действи- тельности на очень краткий промежуток времени (0,25 сек). Это так называемые послеобразы.Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Выполняет функцию обеспечения непрерывности, целостности восприятия динамических, быстро- изменяющихся явлений.

Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при од­ноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, одновременно попавших в поле вос­приятия. Она обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки. Характеризуется ограниченным временем хранения информации – до 10 сек. (по другим источникам – до 30 сек.). Объем кратковременной памяти, т.е. максимальное количество не связанных друг с другом элементов, припоминаемых без ошибок непосредственно после предъявления у взрослого человека составляет в среднем 7 объектов. Однако при воспроизведении об­разов кратковременной памяти из них может извле­каться дополнительная информация.Субъек­тивно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед гла­зами», «звучит в ушах» и т. д.). Элементы, удерживаемые в кратковременной памяти, либо вытесняются вновь по­ступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) раз­рушаются с течением времени.

Оперативная память - избирательное сохране­ние и переработка информации в ходе выполнения действий и необходимой для достижения цели этих действий. Продолжительность оперативной памяти ограничена временем соответствующих действий. Ее часто называют рабочей памятью. В оперативную память поступает материал как из долговременной, так и с кратковременной памяти. Функционирование оперативной памяти сопря­жено со значительным нервно-психическим напряжением, так как оно требует одновременно­го взаимодействия ряда конкурирующих цен­тров возбуждения. При оперировании с объек­тами, состояние которых изменяется, в опера­тивной памяти может удержаться не более двух пе­ременных факторов.

Оперативная память сохраняет для нас смысл, заложенный автором в начале статьи или передачи, и позво­ляет согласиться или не согласиться с доводами и выте­кающими из них выводами. Она фиксирует повороты сю­жета и характеристики действующих лиц многосерийного телевизионного фильма, демонстрируемого в течение не­дели. Наличие более или менее тренированной оператив­ной памяти значительного объема сейчас является обяза­тельным условием успешного участия реципиента в мас­совой коммуникации.

Оперативная память бесследно не исчезает. Несмотря па непрочность следов, остающихся от восприятия имен, черт характераперсо­нажей, цифр, конкретных фактов, приводимых в качестве доводов, логика доказательства в убеждении или престиж источника во внушении оставляют в сознании реципиен­та, в его долговременной памяти впечатление, которое обычно имеет эмоциональную окраску, может сохра­няться очень долго, оказывая свое влияние на оценки, мнения и решения, которые так пли иначе связаны с предметом сообщения. Но возникает впечатление лишь при условии значимости информации для человека. Поэтому сообщения, предназначенные для передачи через каналы СМИ, должны иметь в своем содержании и в своей форме впечатляющие аудиторию моменты.

Оперативная память — обязательное усло­вие и кратковременной и долговременной памяти, необхо­димый инструмент массовых информационных процессов.

Долговременная память - запоминание на дли­тельный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предви­дением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от того, какой смысл информация имеет для данного индивида.Ееэффективность оценивают отношением числа сим­волов, которые сохранились в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходи­мых для запоминания. Этот показа­тель зависит от количества информации в запоминаемом материале.

Различают две формы долговременной памяти:

  • экс­плицитная (декларативная) память — сознательное восстановление про­шлого, память на факты, события;
  • имплицитная память, которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках( моторных, перцептивных, речевых и пр.).

В структуре эксплицитной памяти различают два вида хранилищ, которые соответ­ствуют делению памяти на семанти­ческую и эпизодическую. В семантической памяти содержится вся информа­ция, необходимая для того, чтобы пользоваться речью (слова, их сим­волические репрезентации, правила манипуляции с ними). Эта память содержит все известные человеку общие знания, безотносительно к месту и времени их получения.В эпизодиче­ской памяти, наоборот, сведения и события «привязаны» к определен­ному времени и/или месту их полу­чения.

Следует отметить, эффект воздействия СМИ достигается в основном за счет долговременной памяти, сохраняющей убеждения, фиксирующей установки отношения к фактам действи­тельности, закрепляющей однажды сформированные оценки и мнения, житейские критерии ценностей, соци­альные образы в виде усвоенных стереотипов и т. д. Ори­ентация на кратковременную память, объем которой от­ражает способность лишь одноразового воспроизведения информации, не дает искомого информационного воз­действия. Не дает конечного эффекта информационного воздействия и опе­ративная память, хотя ее роль в процессах умственной переработки информации очень велика.

Знание механизмов долговременной памяти примени­тельно к процессам массовой информации может быть полезным в оперативной деятельности журналистов. Оно помогает им избежать значительных издержек времени, труда, энергии и средств за счет соизмерения своих реальных действий с целями информационной деятельности.

 

Виды памяти

По типу запоминаемого мате­риала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логи­ческую.

Двигательная память свя­зана с запоминанием и воспроизве­дением движений, с формировани­ем двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека.

Образная память связана с запо­минанием и воспроизведением чув­ственных образов предметов и яв­лений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Проблемы образной памяти для сферы массовой информации вызывают наиболее активные дискуссии потому, что свойства представлений, в которых воспроизводятся образы, — бледность, неустойчивость, фрагментарность—выступают особенно сильно, когда объект отражения действительности сам является отра­жением того, что уви­дел объектив репортерского фотоаппарата или передал на экраны глазок телевизионной камеры. Общая тенден­ция расхождения хранимого в памяти образа с оригина­лом за счет стирания специфически особенного и гипер­болизации черт, общих с другими объектами, также усу­губляется благодаря нарастающему обилию образов, предлагаемых для восприятия аудиториям современной иллюстрированной прессой и более всего телевидением.

Словесно-ло­гическая память — память на мыс­ли, суждения, умозаключения.

Это прежде всего требует внимания смысловой группировке текста, осуще­ствляемой журналистом в процессе приспо­собления информации к нуждам аудитории, когда создаются своеобразные опорные пункты в виде подзаголовков, «словечек», броских словосочетаний и неожиданных сю­жетных ходов, какими отличается проза признанных ма­стеров газетной или телевизионной публицистики. Цели смысловой группировки для облегчения запоми­нания должна служить и пространственная схе­ма расположения материала на полосе, а также его гра­фическое оформление.

 

Уровни памяти

Отличая уровни памяти от ее видов, С.Л.Рубинштейн в качестве основных уровней памяти выделил:

· элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому, как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования);

· такое воспроизведение в памяти прошлого опыта, которое осознается в своем отношении к прошлому, как его воспроизведение. На основе такого осознания впервые становится возможным со­знательное регулирование процессов памяти, перестройка основных «мнемических» функций в сознательные волевые операции: переход от непосредственного, непро­извольного запечатления к сознательному запоминанию и к организованному заучиванию и от непроизвольного всплывания представлений к сознательному припоминанию того, что нужно для настоящего.

В отношении разных проявлений и видов памяти, по мнению С.Л.Рубинштейна, «можно устано­вить некоторую генетическую последовательность их возникновения. Узнавание — во всяком случае в онтогенезе — генетически предшествует воспроизведению представлений, выделенному из восприятий. Точно а же моторная память предшествует памяти на образы и мысли, по несомненным данным целого ряда исследований, привычки или элементарные навыки имеются уже на очень ранних ступенях филогенетического ряда, на которых о памяти на мысли не может быть и речи».

Однако установление такой генетической последова­тельности ни в коем случае не должно быть истолковано так, будто генетически более ранняя форма в дальнейшем остается функцией более низкого уровня (узнавание, например, будто бы есть функция более низкого уровня, чем репродукция, или моторная память — функция более низкого уровня, чем аффективная, образная и логи­ческая память). Отдельные стороны и виды памяти существ, поднявшихся на выс­шую ступень развития, не застывают на предшествующих ступенях развития, на которых они впервые возникли. По мере того как человек в процессе развития поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимается каждая сторона и каждая разновидность его памяти, хотя, конечно, они могут функционировать у него и на низших уровнях; эти последние тоже сохраняются. Узнавание, которое сначала является лишь элементарной адекватной реакцией на привычный раздражитель, в своих высших проявлениях превращается в акт отождествления – в акт мышления. Точно также и моторная память может реализоваться на разных уровнях.

Типы памяти

Типы памяти - это преобладающие индивиду­альные особенности процессов па­мяти, проявляющиеся в продуктив­ности запоминания и сохранения материала разного типа. Различают четыре типа памяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса обще­ния и т. д. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроиз­ведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбужде­ния и торможения соответствующих проводящих путей и нервных кле­ток. Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особен­ностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств. У каждого человека по преимуществу развит какой-то отдельный тип памяти – зрительной, слуховой, логической или образной. Эта дифференциация существенна при рассмотрении вопроса о специализации сотрудников СМИ – газетчиков, работников теле- и радиостудий, фотомастеров, дизайнеров, репортеров, аналитиков, публицистов. Так, в репортажах В. Пескова, совместившего в себе талант писателя и фотографа, в повествование часто вплетаются удивительно яркие в своей конкретности зрительные образы, не просто воспроизводящие то, что журналист видел когда-то, но и создающие атмосферу достоверности и доверительности. А в работах М. Шагинян мы становимся свидетелями воскрешения логики поиска, исследования проблемы или ситуации.

Таким образом, память – важнейшая частица творческой индивидуальности. Память у людей различается по различным качествам и их сочетаниям: по объему; по скорости запоминания; по прочности и длительности сохранения; по точности; по ведущей роли того или иного анализатора (если человек лучше запоминает увиденное, то у него зрительный тип памяти, если услышанное – слуховой тип и т.д.); особенностями взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы). Более или менее выраженные осо­бенности того или иного типа обус­ловливаются также требованиями профессиональной деятельности. Например, во многих аспектах деятельности журналиста необходима наглядно-образная память. Однако не следует думать, что для человека, у которого преобладают определенного вида представления, недоступны другие виды. Индивидуальные различия памяти могут проявляться и в том, что один человек хорошо запоминает даты, цифры, другой — имена людей, третий — цвета красок и т. д.

Возможности пaмяти

Нужно иметь в виду, что память производительна (т. е. быстро за­крепляет, долго и прочно сохраняет) постольку, поскольку в нее вкла­дывается труд самого человека, работающего над укреплением собственной памяти. Самая природа высших форм человеческой памя­ти — образной и словесно-логической — требует специального культи­вирования, воспитания и самовоспитания. При систематической рабо­те над развитием своей памяти человек достигает серьезных успехов. Возможности пaмяти безгрaничны. Считaется, что взрослый человек может зaпомнить от двaдцaти до стa тысяч слов. Есть люди, облaдaющие феноменaльной пaмятью. Алексaндр Мaкедонский помнил именa всех своих воинов. Акaдемик Абрaм Иоффе знaл нaизусть всю тaблицу логaрифмов. Моцaрту достaточно было услышaть музыкaльное произведение один рaз, чтобы исполнить его и зaписaть нa бумaге. Прослушaв "Мизерере" Аллегри (в 9 чaстях), он сумел по пaмяти зaписaть всю пaртитуру этого произведения, которaя сохрaнялaсь Вaтикaном в тaйне. При втором прослушивaнии Моцaрт обнaружил в своей зaписи всего несколько неверных нот. Тaкой же музыкaльной пaмятью облaдaл и Сергей Рaхмaнинов. Дирижер Артуро Тоскaнини помнил кaждую ноту из 400 пaртитур. Уинстон Черчилль знaл нaизусть почти всего Шекспирa. Доминик ОБрaйен из Великобритaнии сумел зaпомнить рaсположение перетaсовaнных кaрт одной колоды зa 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa.

В ходе исследований установлено, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применения осмысленных приемов заучивания. Используются следующие приемы развития памяти: повторение заученного; выполнение специальных упражнений: а) заучивание цифрового материала; б) заучивание прозы и стихов; в) запоминание образов; тренировка наблюдательности. Для этой цели используются регуляр­ные упражнения по обдумыванию и запоминанию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

Память является важнейшей функцией интеллекта. Поэтому каждый человек, особенно сотрудник СМИ, дол­жен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении специалисты рекомендуют: 1) при утомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирую­щими напитками (чай, кофе, алкоголь) - длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам; 2) при интенсивной умственной работе (чтение, подготовка материала для СМИ, редактирование текста) целесообразно через 40—45 минут делать небольшие перерывы в работе на 10—15 минут, а также важен полноценный сон; 3) правильное питание не реже трех раз в день при обязательном употреблении жиров и углеводов.

В деятельности журналиста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации, и ее запоминание являются той осно­вой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основ­ных в системе психологической подготовки к журналистской деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.

Контрольные вопросы

    1. Что называется памятью?
    2. Какие бывают формы памяти?
    3. Почему вывод о непроизвольном запоминании информации, поступающей к людям через СМИ, очень важен для журналистской практики?
    4. Какими процессами характеризуется память?
    5. Каковы условия успешного запоминания?
    6. Какие материалы СМИ запоминаются лучше?
    7. В чем особенности логического и механического запоминаний?
    8. От чего зависит продуктивность воспоминания?

Литература

Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том первый. Очерки по психологии / Под ред. Н.А. Логиновой, СПб., 2006.

Бочарова С.П. Психология и память. Теория и практика обучения и работы. Харьков, 2007.

Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2007.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб., 2008.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

 

Воображение

То такое воображение?

Воображение — это процесс созда­ния новых образов на основе прошлых восприятий, представлений, понятий, знаний. Оно является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение - специфически человеческое проявление психической активности, которое возникло и развилось в процессе трудовой деятельности, на основе потребности изменить те или иные предметы, необходимости предвидеть будущее. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагают такое сочетание, которые образуется из временных связей, раннее не вступивших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

Виды воображения

Вображение подразделяется на непроизвольное и произвольное, воссоздающее и творческое. Непроизвольное, то есть возникающее помимо воли и желания челове­ка, без заранее поставленной цели, сами собой (напри­мер, сновидения). Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в кото­рой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.

Произвольное — преднамеренное,осуществляемое с заранее поставленной целью.Пользуясь им, че­ловек ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представления и знания, проявляет сознательные усилия, чтобы вызвать соответствующие образы. В результате произвольного воображения создаются литературные образы, новые модели различных предметов, оригинальные медиапродукты.

Воссоздающее воображение (воспроизводящее, репродуктивное) процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия текста, речи, чертежа, карты, схемы и т. д. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считал, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации. В журналистской деятельности воссоздающее воображение возникает при сборе материала для запланированной публикации – во время встреч с участниками событий, изучения документов и т.п.

Творческое воображение - человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций, в которых Т. Рибо выделил: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания. Этот вид лежит в основе художественной, литературно-публицистической деятельности, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Художественный тип личности осваивает мир посредством художественных образов, овладевает механизмами их создания, системой знаковых средств – речевых, визуальных, звуковых – для реализации эстетических позиций, миропонимания.

Уровни воображения

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов. В самых низших и примитивных уровнях воображения смена образов совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого- либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотном состояниях, в сновидениях. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором - об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.

Функции воображения

Воображение выполняет ряд специфических функций в процессе жизнедеятельности человека. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельностьПри помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, журналистика и другие - развитие воображения происходит в занятиях данными видами деятельности.

Воображение и личность

У разных людей воображение проявляется по преимуществу в различных областях - у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности - интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным - у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого - в области художественного, у третьего - в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то "кусочек фантазии", но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему. Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, -- писателей, художников, музыкантов, ученых, журналистов.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента. Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Воображение и творчество

С.Л.Рубинштейн подчеркивал: «Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме… Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности». По его утверждению, в корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно - образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

Также как писателю, художнику и ученому воображение необходимо и журналисту. Воображение, позволяющее увидеть результат действия, его идеальную цель, не только помогает журналисту включить «мыслительные механизмы», но и создать образ, который отразит реальные черты действительности. Например, смысловым стержнем одного из очерков А. Аграновского стал образ растущего леса – той силы, которая меняет жизнь к лучшему, несмотря на все неурядицы, мелкие дрязги, склоки, раздоры и зависть. Воображение способно дорисовать то, что скрыто от поверхностного взгляда. В. Песков в публикациях о природе не просто пытается проникнуть в мир ощущений крылатых и четвероногих героев его очерков, репортажей и зарисовок. Он хочет заставить человека взглянуть на себя глазами других живых существ и, может быть, поучиться у них благородству. Для журналиста характерен такой феномен, как социологическое воображение, состоящее «в умении переключать внимание с одной перспективы на другую, строить адекватный подход к пониманию общества в целом и его компонентов». Его сущность заключается в комбинации идей, о которых вряд ли кто-то может подумать, что их можно соединить. Кроме того, социологическое воображение не позволит авторской фантазии перейти ту черту, где от трагического до смешного один шаг и правду уже нельзя отличить от откровенной лжи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: