Специфические особенности процесса понимания обусловливаются:
· во-первых, объективным содержанием того, что становится предметом понимания и его формой и выступает «в значениях слов, в значениях словосочетаний, предложений или целых речений, т. е. в языковых категориях» и образах;
· во-вторых, психологическими характеристиками тех, кто является адресатом информации, и их личностным, так или иначе мотивированным отношением к тому, что говорится, описывается или изображается;
· в-третьих, актуальными психическими нуждами и состояниями реципиентов информации.
Такой подход позволил представить процесс понимания как совокупный результат действия многих объективных и субъективных факторов, в числе которых свойства самой информации, с одной стороны, и личностные свойства и психические состояния тех, кто понимает, — с другой стороны.
Определяющее влияние на ход и результаты процесса понимания оказывает мышление во всей совокупности составляющих его операций: сравнения, различия, абстракции, конкретизации, ассоциации, противопоставления, индукции, дедукции, анализа, синтеза и т. д. В конечном итоге понимание выступает как синтез отдельных познанных, но разъединенных связей в нашем сознании, их объединение в некоторую картину мира или часть ее. Этот синтез имеет активный характер, так как требует привлечения к решению мыслительных задач имеющихся в сознании представлений и ранее познанных связей для сопоставления с воспринимаемой информацией. Таким образом, понимание есть динамическая совокупность познавательных процессов.
Динамический характер процесса понимания требует определенных ограничений темпа подачи информационного материала и обусловливает необходимость придания ему формы, облегчающей осуществление мыслительных действий, а также создания психологического фона, на котором происходит активизация внимания, а вместе с ним и углубление понимания. В прессе этому содействуют постоянные рубрики и броская верстка, на радио— звуковая картина, которая «дает возможность по существу передать психологическую атмосферу места действия, способствует превращению визуального отражения в слуховую картину.
|
Эмоционально-волевой характер понимания информации
Хотя и не определяющее, но очень важное значение для хода и результатов процесса понимания имеют сопровождающие его эмоциональные проявления. Например, чувство удовлетворения, возникающее в процессе понимания, побуждает реципиентов к продолжению восприятия поступающей в сознание информации, к осознанной концентрации внимания при затруднении в понимании или к прекращению восприятия того, что в силу каких-либо причин не поддается пониманию. Непонимание неизбежно вызывает чувство досады и раздражения и на основе проявления воли затрудняет дальнейшее информационноевоздействие. Таким образом, понимание имеет ярко выраженный эмоционально-волевой характер. Дополнительным аргументом в пользу правильности этого вывода может служить положение о влиянии временных психических состояний на восприятие и понимание информации. Страх и одиночество, бессилие, зависть, беспокойство и озабоченность, сомнения и колебания, возбуждение, апатия и т. п. — все эти явления, отражающие определенные психические состояния, неизбежно вносят искажения в процесс понимания.
|
Увеличение вероятности понимания закономерно происходят в тех случаях, когда журналисты исходят не только из опыта и мыслительных возможностей своих аудиторий, но и из их эмоциональных потребностей, когда учитываются настроения, взгляды, психические нужды аудитории. Игнорирование этих явлений в массовой коммуникационной деятельности приводит к уже упоминавшейся тенденции снижения ее эффективности.
Установка на отношение к коммуникатору
В ходе массового информационного воздействия должно учитываться возможное эмоциональное переживание аудиторией информации, касающейся личности и позиции коммуникатора. Подобного рода переживание может проявиться в виде чувств восхищения, восторга, уважения, настороженности, страха, презрения, ненависти, которые неизбежно оставляют свой след в мыслительной деятельности субъектов — адресатов информации. В таких случаях на процесс понимания оказывает свое влияние установка на отношение к коммуникатору. Если ее влияние сильно, то понимание может оказаться полностью блокированным.